Сегодня хотелось бы рассказать о сериале телеканала НТВ 'Хождение по мукам'
С самого начала была настроена скептически: все помнят экранизацию 1957 года и зачем переснимать. Тем ни менее любопытство взяло верх.
С первых кадров захватила непохожая похожесть Чиповской и Снигирь. Объясню: Даша Булавина, в исполнении Ани Чиповской, приезжает в Санкт-Петербург к своей сестре Кате (Юлия Снигирь). По русской традиции, все садятся за стол и начинается разговор: о планах, о будущем, о России, конечно же. И вот за всем этим действом просто невозможно оторвать взляд от героинь: красивых, но таких по-русски печальных. Как две разные актрисы могут быть такими походими в кадре - загадка, которую режиссер, Константин Худяков, и съёмочная нам, наверное, не расскажут. Думаю - магия, других вариантов нет.
По сюжету выясняется, что Катя и ее муж уже давно не любят друг друга, а живут вместе по привычке. Тут в игру вступает новый герой - Бессонов. Юный поэт давно завладел умами поколения, и во всю читает свои революционные стихи. Шагин, исполняющий эту роль, изображен, как некоторая карикатура на Блока: страдалец и сердцеед. Сначала его поведение кажется выбивающимся из сюжета и даже не правдоподобным, однако, взглянув на контекст истории - все становится очень логичным. Революция еще зреет, и воспринимать ее всерьез готовы еще не все.
Отдельное внимание хочется уделить Телегину, в исполнении Бечевина. Чистый и романтичный молодой человек двигается за своей мечтой, в образе Даши Булавиной, и следует долгу.
Любимой стала сцена на теплоходе: Волга, любовь и безнадежность. Умели же все-таки люди в то время наслаждаться красотой своего края. Очень хотелось присоединиться к героям. За что спасибо, декораторам, художникам и оператору. Оператором, кстати, стал Максим Шинкаренко. (известный по фильмам 'Екатерина', 'Ёлки', 'Пока цветет папоротник')
Резюмируя, хочу сказать, что неглядя на сложный сюжет, сериал легко и интересно смотреть. А на фоне того, что сейчас идет по ТВ, это, пожалуй, единственный стоящий проект.
Сериал о судьбах людей, о любви и сложных событиях времен Октябрьской революции. Интересно смотреть и на эпоху и на характеры героев, которые по ходу серии раскрываются совершенно неожиданным образом.
Для меня сериал стал и продолжением книги, предыдущие экранизации уже порядком устарели и не так остро отражают силу романа Толстого, здесь же продумано всё от костюмов до локаций съемок. Очень интересно смотреть сериал.
Советую для тихих семейных зимних вечеров под пледом с чашкой чая.
Наконец я посмотрела этот замечательный мини-сериал, экранизирующий одноимённый роман Алексея Толстого. Обычно я отношусь крайне скептически к фильмам, выход которых сопровождает кричащая рекламная кампания, но в этот раз решила отпустить свои сомнения, и не зря. Сериал получился невероятно сильным и впечатляющим – наша история подана насколько красочно и эмоционально, что порой смотреть и понимать, что всё это было на самом деле, что кто-то жил и страдал в эти времена примерно так же, как и главные герои, просто страшно. Именно страшно, поскольку очень реалистично показано. Смотришь и ужасаешься, в какое же ужасное время жили наши предки, через что им приходилось пройти. Я смотрю много фильмов, и сильно впечатлить, а уж тем более напугать меня крайне сложно, однако ж авторам это удалось, и я им за это аплодирую.
Любые фильмы на историческую тематику всегда дискуссионны, ибо у каждого своё виденье, своё представление о событиях прошлого, основанное на опыте их предков или тех или иных источниках; такие фильмы всегда будут вызывать споры и недовольства, но я считаю, что их нужно снимать и показывать, чтобы люди учились критически мыслить, самостоятельно оценивать и делать выводы. Посмотрев такой фильм, о многом задумываешься. И о том, почему у нас сейчас люди такие, и о том, чего допускать больше нельзя. Наше прошлое даёт много пищи для размышлений.
Кроме того, замечательно, что классические произведения выпускают на экраны и знакомят с ними массового зрителя. Не думаю, что школьники, ознакомившиеся с подобным произведением в годы глубокой юности, способны сделать правильные выводы. Сейчас же у них появилась возможность посмотреть на эту историю в красках, а потом перечитать. Вообще визуального ряда очень не хватает нашим урокам истории и литературы. Многое воспринимается совсем иначе, когда видишь своими глазами, что такое революция, что там за белые и красные, что за стрелочки и даты в учебниках. Никакой скуки, отличная запоминаемость и дальнейший интерес к изучению истории.
Не буду сравнивать первоисточник и экранизацию на предмет того, что удачнее – на мой взгляд, у каждого варианта будут свои преимущества перед другим. Просто скажу, что сериал снят очень и очень качественно, начиная от работы актёров и заканчивая монтажом, декорациями и костюмами. Отдельное спасибо оператору, воистину мастер своего дела. Персонажи на протяжении повествования вызывали довольно разнообразные эмоции, порой полярные в начале и конце, но неизменными любимцами для меня оставались Катя и Рощин. Спасибо актёрам за такое чудесное воплощение.
С небольшим опасением ждала премьеры экранизации романа Алексея Толстого 'Хождение по мукам'. Но картина превзошла все возможные ожидания! Сериал потрясающей красоты с невероятной игрой актёров, продуманными до мелочей деталями, натурализмом в подходе к съёмкам, роскошными декорациями и костюмами. Загляденье!
О шикарном актёрском составе, думаю, стоит сказать отдельно: браво изумительным Ане Чиповской и Юлии Снигирь, которые фантастически правдоподобно сыграли сестёр, экспрессивной и глубокой Светлане Ходченковой, лиричному и храброму Леониду Бичевину, драматичному и вдохновенному Антону Шагину. Вместе они создают удивительную атмосферу и без того абсолютно удачному сериалу. Отдельная благодарность директору по кастингу (как бы не называлась должность) и всем людям, которые приложили руку к тому, чтобы актёрский состав был представлен телезрителям именно в таком виде.
Очень интересная операторская работа, периодически встречаются весьма интересные и нестандартные планы.
Мне кажется, можно нахваливать ещё множество аспектов нового 'Хождения по мукам', но лучше всего просто посмотреть определённо самый стоящий сериал о революции на российском телевидении.
Спасибо НТВ, что приобщает всех нас к великой российской классике, а не транслирует чьи-то размышления 'на тему... 100-летней годовщины Великой октябрьской революции'. Думаю, Алексею Толстому понравилось бы!
С нетерпением жду новые серии! Теперь я каждый день включаю канал НТВ и всем советую!
Страшные страницы нашей истории. Для памяти потомству…
Никак не ожидала, что сериал настолько понравится. Заочно относилась к проекту очень скептически, ибо материал романа сложный и неоднозначный. Однако качество превзошло все ожидания: 1) актёрский состав - да, наверное, это не самые ТОПовые артисты, но роли подобраны безупречно, поэтому сыграно всё на высшем уровне. Прекрасны абсолютно все, и даже Бессонов, которого тут особенно ругают. Бесконечно порадовала и изумила Даша - Аня Чиповская, которая, кажется, всех превзошла.
2) операторская работа очень сильная, зритель-обыватель часто упускает её из виду, но она - важнейший параметр результата, общего впечатления. Максим Шинкоренко, браво!
3) не буду говорить о соответствии тексту оригинала, вольных интерпретациях и т.п. (таков был художественный замысел создателей, ну что ж!), но историческая ткань эпохи воссоздана детально и очень достойно, а главное - здесь нет хороших и нет плохих, здесь все - жертвы страшных обстоятельств и испытания у каждого свои. Кажется, это роман(фильм)-урок - как не надо, чтоб было.
Уже третья по счету экранизация романа Толстого Хождение по мукам не оставляет равнодушным после просмотра первых серий! В ней хорошо всё - актеры первой величины, режиссерская работа, костюмы, декорации.
Очень интересна линия Бессонова, Шагин как никто хорошо передает его характер и борьбу творческого с бытовым характером. Сестры Даша и Катя, которых блестяще сыграли Снигирь и Чиповская очень живо смотрятся на экране, их взаимодействие друг с другом действительно передает то чувство, которое возникает от них при чтении романа.
НТВ молодцы, что переиздали такую фундаментальную картину. Очень живая красивая история.
Не слушайте критиканов, составьте собственное мнение
Сериал снят великолепно, игра актеров хороша настолько, что с первых серий перестаешь думать о том, какова она, игра актеров. Потому что начинаешь жить их переживаниями, метаниями, радостью и отчаянием.
Потрясает количество и качество негативных отзывов о сериале. Отсылы к оригинальному тексту Толстого, к предыдущей экранизации - к чему это? Почти в любом фильме есть сюжетные линии, которых не было в литературном тексте, а особенно в фильме задача которого показать, как разметали страшные события начала 20 века людей, представителей дворянства и интеллигенции.
Это, если хотите, срез эпохи, потому там и появляются линии, которых нет в романах.
А уж сравнение с предыдущей киноверсией считаю в принципе неэтичным (когда речь идет о внешних данных актрис, играющих главные роли). Фильм, снятый в советское время, 40 лет назад, показывал картины истории с позиции советского человека. Сейчас, через 100 лет после революции взгляд на события, согласитесь, отличается от того, что был в советское время. Потому и передан он с другими нюансами и подтекстами, раскрывающими главное - насколько страшна война, насколько страшным было то время. Прекрасный сериал 77го года более медленный по темпоритму, и хуже дается современной молодежи. А это необходимо - чтобы новое поколение смотрело такие саги с удовольствием и вовлечением. Посему новый фильм решает и эту задачу.
Просмотрели с детьми 9,5 и 19 лет весь сериал на одном дыхании. И я очень рада, что им, детям, удалось нырнуть в царящую тогда атмосферу и так остро ее прочувствовать (настолько, насколько это вообще можно сделать через экран).
Спасибо авторам и участникам проекта за добротную качественную работу.
Очень хороший сериал о судьбах интеллигенции того времени. Раскрывает истории о том, как мы пришли к этому огромному историческому пробелу в 70 лет! Как получилось так, что умы утекли на запад, оставив здесь только рабочие руки и партийные головы. Одна из самых больших ошибок развития России раскрыта в этом сериале через судьбы обыкновенных молодых людей. Одни из них горели революцией и идеями большевиков и в итоге даже где-то выиграли, другие были детьми интеллигенции и были вынуждены принять ситуацию и бежать за границу в поисках тихой жизни, оставив позади себя все свое наследие.
Вся жизнь того времени это Хождение оп мукам. И сериал очень точно отражает смысл этого названия.
Детали, образы, эмоции — «Хождения по мукам» оправдали надежды
'Хождение по мукам' - это легкий снег в начале ноября и яркий Бессонов, комкающий один лист бумаги за другим. Есть мнение, что Толстой написал образ этого «лишенного сердца» поэта с Блока. Может быть, но в моем восприятии Бессонов - это Шагин. Эта роль ему определенно к лицу. Также как и Ходченкова - это Лиза, Снигирь - это Катя, а Чиповская - Даша Булавина.
Персонажи такие родные, именно такие, какими мы их представляли, читая роман.
После просмотра осталось приятное ощущение ностальгии, будто мы уже не раз переживали вместе с Дашей её очарованность Телегеным. А сцена, когда она узнала, что он пропал без вести...
Сильный сериал. Хочу сказать спасибо НТВ за превосходную экранизацию и внимание к деталям, которые делают его таким точным и эмоциональным
Надо сказать, я не хотел смотреть этот сериал, ибо имел предубеждение, что снято будет сыро и некачественно. Да и репутация НТВ для меня сомнений не оставляла, потому по ТВ я сериал не смотрел из принципа. Случайно наткнулся в интернете, и что я увидел?
Я увидел волшебный сериал, вернувший к жизни подзабытый ныне роман 'Хождения по мукам'. Конечно, сразу возникает вопрос, дескать, как оно по сравнению с премьерой 1977 года? Мое мнение таково - он на том же уровне. Режиссер и продюсеры смогли сравняться с уровнем профессионализма, который был в той экранизации. После просмотра версии 2017 года я специально пообщался на эту тему с теми, кто смотрел обе версии, так многие в качестве единственного недостатка версии 1977 года назвали затянутость. Да-да, именно ту самую затянутость, которой нет в современной версии.
Что касается ремарки 'по мотивам романа', тут есть вопрос: ребят, а вы книгу-то читали? Как прикажете экранизировать, чтобы всем угодить? В любом случае придется не все воспроизводить с точностью до запятой, чего кстати и в советской версии не было. Это тот самый случай, когда экранизация 'по мотивам' лучше передает дух времени и художественного произведения, чем буквоедство. Сценарий и художественное произведение - представьте себе! - разные вещи, потому что последний являет собой практическое осуществление написанного. Теперь к сути.
Актеры.Поэт Бессонов. Хочется особо отметить актера Шагина, который полностью реабилитировался после съемок в предыдущей низкопробщине. Это еще раз говорит о том, что режиссера и фильмы надо выбирать, чтобы не испортить репутацию. Но роль интеллигента на войне и что происходит с человеком чувствующим, с поэтом, показано остро и правдиво. Режиссер раскрыл этого персонажа, вдохнул в него жизнь, и роман Толстого заиграл новыми красками. Единственный случай, где описана судьба декадента. Вся его роль, душераздирающая, очень тяжелая эмоционально и физически производит сильное впечатление.
Сестры Булавины - Даша и Катя. Юля Снигиря и Аня Чиповская сами по себе очень красивые русские девушки, сыграли на удивление честно, без налета гламурности и инстаграмщины, которая губит многих современных актрис. Есть, правда, небольшое замечание - не мешало бы подучить манеры начала прошлого века, заметны огрехи в жестикуляции, походке, однако в остальном они актрисы с большим будущим, если продолжат совершенствоваться. Показана судьба женщины в эпоху перемен, слабой и беззащитной, где она по сути становится товаром, если не состоит в отношениях с сильным мужчиной. В остальном, имеем полное соответствие оригиналу романа. Даша, выросшая из девочки в женщину, подругу своего мужа, прошедшая испытание войной, революцией и ревностью. И Катя, которая завоевала свое счастье, поняв, что нельзя жить с нелюбимым человеком.
Телегин и Рощин. Леонид Бичевин и Павел Трубинер отлично справились с ролями. Важно отметить, они оба, несмотря на то, что по сюжету оказываются в разных политических кругах, смогли передать интеллигентность и хорошие манеры обоих персонажей, которую ощущаешь во время чтения романа. Бичевин играет не словами, но глазами; во время просмотра веришь, что он инженер, умный, начитанный, положительный молодой человек, не искуситель и соблазнитель. После этого веришь, за что его полюбила Катя.
Лиза Расторгуева. Это единственный огрех, роль была написана не для нее, я не увидел искренности, хотя как актриса она замечательная. Но в этом сериале она 'лишняя', не чувствуются эмоции. Да и на курсистку она совсем непохожа. Роль эмансипэ начала прошлого столетия ей удалась, но вот Лиза у нее не получилась, нет соответствия духу и букве романа. К остальным актерам претензий нет, только бурные и продолжительные аплодисменты.
Красильников. Яценко, как актер, растет буквально на глазах, радуя новыми харизматичными и интересными ролями. Суть 'куда же бедному крестьянину податься?!' передана точно и исторически, и художественно. В степи люди не спешили уходить из станиц и воевать неизвестно где неизвестно за что. Но то, как меняется простой человек во время крушения идеалов и всеобщей смуты передано емко. Махновщина во всей ее разгульности и красе показана также исторически достоверно, хотя на роль Махно все же следовало взять Павла Деревянко, один в один похожего фактурой и внешностью, а не Стычкина. Впрочем, он тоже сыграл весьма неплохо.
Музыка. Подобрана бесподобно, волшебные классические композиции и этюды пришлись очень кстати. Можно было бы больше музыки добавить, сериал от этого бы только выиграл.
Действо и дух эпохи. Хочется о многом написать, но по сути режиссеры отлично смогли передать декадентство начала прошлого века, мятущиеся души, ищущие выхода, борьбу порывов, самолюбий и страстей. Предчувствие наступающих перемен, которые изначально принимали облик технического прогресса, а позже переросли в революцию. Тоже, своего рода, 'прогресс нравов'. Заседания футуристов, какими я их себе представлял. Постепенное видоизменение, а затем и разрушение старых порядков в общественных и социальных институтах - государства, семьи, деревни. Пусть некоторые эпизоды романа были упущены, но и в советской версии снимали не дословно. Это не самое главное, потому что роман большой и тут надо передать дух времени, что, на мой взгляд удалось. Еще хочется отметить качество операторской работы, из современных экранизаций я такого не видел со времен 'Доктора Живаго' с Янковским. Шикарные планы в охваченных революцией городах, на природе, и никакого жуткого слоумо, которым грешат в последнее время некоторые русские фильмы с претензией на историчность. Помимо этого особо отмечу костюмы высшего общества, военную форму времен Первой Мировой и Гражданской. Сценаристы и режиссер не поленились порыться в архивах и сделать все как надо, без жутких и абсолютно диких ошибок в стиле лубочного 'Героя' в аляповатой вылизанной форме. Отдельно плюс за автомобили и обстановку комнат и улиц с афишками без современщины и ТВ-антенн в кадре. Батальные сцены тоже хороши, однако недобрало масштаба сражений, крупных планов сражений и материально-технической части вроде броневиков, авто и танков на войне. Атмосфера фронта, тяжелая, давящая передана достоверно, но объема все же не хватает. Впрочем, этим грешат все русские фильмы на революционную тематику, потому что реквизит на эту тему нынче не достать. Тем, кто это критикует, очень советую узнать, сколько в России сегодня осталось военной техники Первой Мировой. Главным остается то, что герои действительно проходят через все муки и круги ада, описанные Алексеем Толстым.
Вердикт: несмотря на мелкие огрехи, это исторический сериал, который надо смотреть всем, кто читал роман и интересуется историей. Такого кино о революции во всей ее красе не снимали со времен сериала-эпопеи 'Конь белый' в 1993 году и, отчасти, 'Гарпастума' 2004. Хотя последний схож с сериалом атмосферой, но не эпохальностью.