Сегодня хотелось бы рассказать о сериале телеканала НТВ 'Хождение по мукам'
С самого начала была настроена скептически: все помнят экранизацию 1957 года и зачем переснимать. Тем ни менее любопытство взяло верх.
С первых кадров захватила непохожая похожесть Чиповской и Снигирь. Объясню: Даша Булавина, в исполнении Ани Чиповской, приезжает в Санкт-Петербург к своей сестре Кате (Юлия Снигирь). По русской традиции, все садятся за стол и начинается разговор: о планах, о будущем, о России, конечно же. И вот за всем этим действом просто невозможно оторвать взляд от героинь: красивых, но таких по-русски печальных. Как две разные актрисы могут быть такими походими в кадре - загадка, которую режиссер, Константин Худяков, и съёмочная нам, наверное, не расскажут. Думаю - магия, других вариантов нет.
По сюжету выясняется, что Катя и ее муж уже давно не любят друг друга, а живут вместе по привычке. Тут в игру вступает новый герой - Бессонов. Юный поэт давно завладел умами поколения, и во всю читает свои революционные стихи. Шагин, исполняющий эту роль, изображен, как некоторая карикатура на Блока: страдалец и сердцеед. Сначала его поведение кажется выбивающимся из сюжета и даже не правдоподобным, однако, взглянув на контекст истории - все становится очень логичным. Революция еще зреет, и воспринимать ее всерьез готовы еще не все.
Отдельное внимание хочется уделить Телегину, в исполнении Бечевина. Чистый и романтичный молодой человек двигается за своей мечтой, в образе Даши Булавиной, и следует долгу.
Любимой стала сцена на теплоходе: Волга, любовь и безнадежность. Умели же все-таки люди в то время наслаждаться красотой своего края. Очень хотелось присоединиться к героям. За что спасибо, декораторам, художникам и оператору. Оператором, кстати, стал Максим Шинкаренко. (известный по фильмам 'Екатерина', 'Ёлки', 'Пока цветет папоротник')
Резюмируя, хочу сказать, что неглядя на сложный сюжет, сериал легко и интересно смотреть. А на фоне того, что сейчас идет по ТВ, это, пожалуй, единственный стоящий проект.
Сериал о судьбах людей, о любви и сложных событиях времен Октябрьской революции. Интересно смотреть и на эпоху и на характеры героев, которые по ходу серии раскрываются совершенно неожиданным образом.
Для меня сериал стал и продолжением книги, предыдущие экранизации уже порядком устарели и не так остро отражают силу романа Толстого, здесь же продумано всё от костюмов до локаций съемок. Очень интересно смотреть сериал.
Советую для тихих семейных зимних вечеров под пледом с чашкой чая.
Наконец я посмотрела этот замечательный мини-сериал, экранизирующий одноимённый роман Алексея Толстого. Обычно я отношусь крайне скептически к фильмам, выход которых сопровождает кричащая рекламная кампания, но в этот раз решила отпустить свои сомнения, и не зря. Сериал получился невероятно сильным и впечатляющим – наша история подана насколько красочно и эмоционально, что порой смотреть и понимать, что всё это было на самом деле, что кто-то жил и страдал в эти времена примерно так же, как и главные герои, просто страшно. Именно страшно, поскольку очень реалистично показано. Смотришь и ужасаешься, в какое же ужасное время жили наши предки, через что им приходилось пройти. Я смотрю много фильмов, и сильно впечатлить, а уж тем более напугать меня крайне сложно, однако ж авторам это удалось, и я им за это аплодирую.
Любые фильмы на историческую тематику всегда дискуссионны, ибо у каждого своё виденье, своё представление о событиях прошлого, основанное на опыте их предков или тех или иных источниках; такие фильмы всегда будут вызывать споры и недовольства, но я считаю, что их нужно снимать и показывать, чтобы люди учились критически мыслить, самостоятельно оценивать и делать выводы. Посмотрев такой фильм, о многом задумываешься. И о том, почему у нас сейчас люди такие, и о том, чего допускать больше нельзя. Наше прошлое даёт много пищи для размышлений.
Кроме того, замечательно, что классические произведения выпускают на экраны и знакомят с ними массового зрителя. Не думаю, что школьники, ознакомившиеся с подобным произведением в годы глубокой юности, способны сделать правильные выводы. Сейчас же у них появилась возможность посмотреть на эту историю в красках, а потом перечитать. Вообще визуального ряда очень не хватает нашим урокам истории и литературы. Многое воспринимается совсем иначе, когда видишь своими глазами, что такое революция, что там за белые и красные, что за стрелочки и даты в учебниках. Никакой скуки, отличная запоминаемость и дальнейший интерес к изучению истории.
Не буду сравнивать первоисточник и экранизацию на предмет того, что удачнее – на мой взгляд, у каждого варианта будут свои преимущества перед другим. Просто скажу, что сериал снят очень и очень качественно, начиная от работы актёров и заканчивая монтажом, декорациями и костюмами. Отдельное спасибо оператору, воистину мастер своего дела. Персонажи на протяжении повествования вызывали довольно разнообразные эмоции, порой полярные в начале и конце, но неизменными любимцами для меня оставались Катя и Рощин. Спасибо актёрам за такое чудесное воплощение.
С небольшим опасением ждала премьеры экранизации романа Алексея Толстого 'Хождение по мукам'. Но картина превзошла все возможные ожидания! Сериал потрясающей красоты с невероятной игрой актёров, продуманными до мелочей деталями, натурализмом в подходе к съёмкам, роскошными декорациями и костюмами. Загляденье!
О шикарном актёрском составе, думаю, стоит сказать отдельно: браво изумительным Ане Чиповской и Юлии Снигирь, которые фантастически правдоподобно сыграли сестёр, экспрессивной и глубокой Светлане Ходченковой, лиричному и храброму Леониду Бичевину, драматичному и вдохновенному Антону Шагину. Вместе они создают удивительную атмосферу и без того абсолютно удачному сериалу. Отдельная благодарность директору по кастингу (как бы не называлась должность) и всем людям, которые приложили руку к тому, чтобы актёрский состав был представлен телезрителям именно в таком виде.
Очень интересная операторская работа, периодически встречаются весьма интересные и нестандартные планы.
Мне кажется, можно нахваливать ещё множество аспектов нового 'Хождения по мукам', но лучше всего просто посмотреть определённо самый стоящий сериал о революции на российском телевидении.
Спасибо НТВ, что приобщает всех нас к великой российской классике, а не транслирует чьи-то размышления 'на тему... 100-летней годовщины Великой октябрьской революции'. Думаю, Алексею Толстому понравилось бы!
С нетерпением жду новые серии! Теперь я каждый день включаю канал НТВ и всем советую!
Страшные страницы нашей истории. Для памяти потомству…
Никак не ожидала, что сериал настолько понравится. Заочно относилась к проекту очень скептически, ибо материал романа сложный и неоднозначный. Однако качество превзошло все ожидания: 1) актёрский состав - да, наверное, это не самые ТОПовые артисты, но роли подобраны безупречно, поэтому сыграно всё на высшем уровне. Прекрасны абсолютно все, и даже Бессонов, которого тут особенно ругают. Бесконечно порадовала и изумила Даша - Аня Чиповская, которая, кажется, всех превзошла.
2) операторская работа очень сильная, зритель-обыватель часто упускает её из виду, но она - важнейший параметр результата, общего впечатления. Максим Шинкоренко, браво!
3) не буду говорить о соответствии тексту оригинала, вольных интерпретациях и т.п. (таков был художественный замысел создателей, ну что ж!), но историческая ткань эпохи воссоздана детально и очень достойно, а главное - здесь нет хороших и нет плохих, здесь все - жертвы страшных обстоятельств и испытания у каждого свои. Кажется, это роман(фильм)-урок - как не надо, чтоб было.
Уже третья по счету экранизация романа Толстого Хождение по мукам не оставляет равнодушным после просмотра первых серий! В ней хорошо всё - актеры первой величины, режиссерская работа, костюмы, декорации.
Очень интересна линия Бессонова, Шагин как никто хорошо передает его характер и борьбу творческого с бытовым характером. Сестры Даша и Катя, которых блестяще сыграли Снигирь и Чиповская очень живо смотрятся на экране, их взаимодействие друг с другом действительно передает то чувство, которое возникает от них при чтении романа.
НТВ молодцы, что переиздали такую фундаментальную картину. Очень живая красивая история.
Дам только ремарку, что книги и предыдущих экранизаций не видел и воспринимал все с точки зрения того, что мне показывал режиссер Худяков.
Первоначально я думал написать о «Крыльях империи», но об этом «шедевре» говорить нечего! Точнее ничего, ничего хорошего. И, Первый канал перестал показывать сериал после 4й серии. Случайно? Не думаю!
И сие помянул не случайно — у «Мук» есть схожий фатальный грех: тотальный мискаст. Какая из Ходченковой к черту курсистка? Зачем делать из сантехника Шагина манерного поэта? У него не тот типаж! А какой из Бичевина интеллигент? И опять тащат фигляра Ткачука? Я уже не говорю о второстепенных артистах — почему люди с рожами конюхов играют буржуа и интеллигенцию? А апофеоз этой вакханалии Чиповская, которая расписывается в своей всеобъемлющей бездарности блаженно-идиотической улыбкой! Снегирь и Турбинерлокальные светлые пятнышки на этом обмазанном вонючей субстанцией холсте.
Снято все очень примитивно. Картинка явно из нулевых. Господин Худяков и компания! Так сейчас никто не снимает! Зачем эта синюшная цветокорекция? Решили нагнать мрачности и трагичности? А художнику-поставновщику необходимо оторвать руки! Просто за гранью! Батальные сцены сняты очень куцыми, а рукопашные напоминают драку мелюзги в песочнице.
Что до истории… Еще раз повторюсь — не читал и не смотрел предшественников и воспринимал ровно то, что вижу на экране. А видел я вот что: одна героиня (Екатерина) сначала идет по одной линии мотивации и поведения, но потом вдруг делает резкий крен — ой неприлично, ой непристойно! Её сестра вообще непонятно чего хочет и от кого. Поэт Бессонов очень гротесковый. Кстати, где вы видели чтобы поэт поплевывал на пальцы как биндюжник, а интеллигенты говорят с набитым ртом? Это очередной камень Худыкову и К! Но, вернемся! Телегин абсолютно невнятен! Рощин? Человек бросает любимую женщину на ровном месте ради какой-то утопической идеи? Да не поверю! Тут впору перефразировать «Белую гвардию»: Господа, кому вы изволите сочувствовать? Да никому!
Нам кое как показывают страшные события разрушившие страну, то что не надо воровать и бандитствовать, опускаться на скотский уровень, но основной мотив… Это так скучно, не убедительно… И настолько все равно, что будет с этими двумя курицами… Барышни, я вас люблю! Просто эти две ваш род дискредитируют донельзя!
Отвратительно! И точка!
Посмотрел возраст Худякова — ну человеку пора на пенсию!
А с него стряхнули нафталин и дали такой масштабный проект…
'Пришел ко мне древний старик, слепой, с поводырем-мальчиком. Из-за онучи вытащил трешницу, тоже старую, помял ее, пощупал, положил передо мной и говорит: 'Это тебе за сорокоуст по моей старухе, помяни ее за спокой ее души'. 'Да ладно, говорю, имя скажи старухи твоей'. Он на меня и уставился незрячими глазами: 'Как звали-то ее? Позабыл, запамятовал... Молодая была, молодухой звали, потом хозяйкой звали, а уж потом - старухой да старухой. Да, говорит, забыл, от скудости это, трудно жили. Ладно, пойду, добьюсь, может, люди еще помнят...' Вернулся этот старик уже осенью, достал из-за онучи ту же трешницу: 'Узнал, говорит, в деревне один человек вспомнил: Петровной ее звали'.
Эту притчу о русском народе, до поры до времени глухим бурьяном росшем, имени своего не помнившем, и вдруг, в муках, в крови, в нечеловеческом усилии обретшем свой голос и сознание своё, притчу, рассказанную бродячим философом Кузьмой Кузьмичом, попом-расстригою, венчающем молодых в оставшемся без священника селе - сам автор 'Хождения по мукам' считал ключом к своей трилогии. Не секрет, что с момента начала её написания и до последнем романной точки в судьбоносное воскресенье 22 июня сорок первого года красный граф свои взгляды на революцию не просто подкорректировал, но поменял радикально, перейдя от 'физический ненависти' к большевикам, как к силе-'кровавому призраку, дрожащему от мерзости и вожделения' - к приятию революции во всём её 'мрачном величии и божественной почти способности вдохнуть в окаянство бессловесности и безымянности народной массы дух живой, осмысленный', решительно порвав с эмигрантами, видевшими Россию современную себе, за бортом их жизни оставшуюся - 'близоруко, так же неверно, как человек, только что выскочивший из драки: морда еще в крови, и кажется, что разбитый нос и есть самая суть вещей'. 'Хождение по мукам' стало у Толстого родовыми потугами появления на свет человека в каждом из безликой, бесформенной, тяжелоногой народной глыбы, и в трудных этих родах 'роженица-Россия исстрадалась, но выжила и новому материнству своему возрадовалась'.
Именно этот, ключевой толстовский тезис новая экранизация вывернула наизнанку: сёстры Булавины становятся у тандема Константина Худякова и Елены Райской лучшим из продуктов генетического отбора, веками пускавшего тьмы простолюдинов в расход эволюции, чтобы на выходе получились две изящных, беззаботных, изысканно одетых барыньки, и великий перелом в истории России сводится у них к трагедии слома мира с закреплённым за этими барыньками правом элитного потребления. 'Она не такая, как мы, из степной травы - лиманной глины наскоро вылепленная,' - говорит о Кате Рощиной экранная Матрёна Красильникова, - 'над нею Господь-Бог постарался, ручками пригладил, словечки какие особенные пошептал'. Народ в лице Матрёны и идти не хочет дальше примитивной евгеники, дальше идеи об улучшении собственной породы скрещиванием со сладкой барынькой (хотя что там улучшать-то в породе казачьей - ведь нету их молодцеватей), и даже мысли о каком-то собственном самосознании не вкладывают авторы в их головы с колтунами - не по чину подлому сословью таланты, устремления, амбиции. Им бы в услужение к генетически привилегированным, с которыми столкнула на степной дорожке революционная судьба.
Между тем, у Толстого Матрёна - баба злая, жадная, окаянная, но никому сроду не кланявшаяся, недаром была она сначала женой, а потом вдовой Степана Красильникова - матроса миноносца 'Керчь', одного из кораблей черноморского флота, затопленных в Цемесской Бухте около Новороссийска в знак протеста и неприятия русскими моряками позора передачи их судов Германии по условиям Брестского мирного договора. Сцена самоубийства русского флота у Новороссийска, воплощёного флагового сигнала 'Погибаю, но не сдаюсь!', ценой кровавых слёз и гибели всего, что было в жизни дорого, сохранённого русского морского достоинства - и вообще одна из сильнейших в романе, и, вероятно, самая зрелищная. Но она почему-то авторов фильма не заинтересовала. Как не заинтересовала их и эпопея с казачьей вольницей атамана Сорокина, красного Бонапарта, описанная Толстым ярко, сочно, поэтапно - начиная с Первого Кубанского Похода Добровольческой армии, через оборону Екатеринодара и до разгрома под Тихорецкой. Охальник Сорокин превратился у Худякова-Райской в выдуманного персонажа Воронова, и от легендарной харизмы своевольного командарма остались в их интерпретации лишь сюжетные подпорки для лихости Телегина, самолично застрелившего в фильме зарвавшегося атамана. Перипетии образования Комуча в Самаре, с подковёрной вознёй, интригами, обедом в Дворянском Собрании в присутствии послов всех великих держав, мятеж Чехословацкого Корпуса, оборона Царицына, судьбоносный молебен Деникина в Новочеркасске - вся настоящая история из экранизации оказалась со странной брезгливостью изгнана.
Революция и Гражданская убедительнее всего показываются в преломлении бытовых неурядиц сестёр - уплотняемых в родных стенах дымящим махрой и матерящимся быдлом, выгоняемых со службы по завистливо-мстительным доносам уже не грядущего, но вальяжно расположившегося в их мире хама, вынужденных закладывать в ломбардах драгоценности и зажимать уши от трескучей революционной демагогии. 'Ненавижу эту власть!' - как реакция на обожженный на примусе пальчик. 'Я не могла в него стрелять: у него шнурок развязался!' - как объяснение не удавшегося покушения на Ленина, говорившего вообще-то о мерах по борьбе с голодом и бандитизмом. Служба в Красной Армии как жертва во имя семьи, гарантия необходимого блата для того, чтоб не подселяли всяких в барскую квартиру. Финальные титры как выброшенный флаг, как запоздалый манифест: нас не победили в Гражданскую, семя наше генетически качественное, дети и внуки, родились и, затаившись в отвоёванных хитростью и сделками с совестью квартирах, пережили неудобные для нас времена. А Русская земля - что Русская земля? Она всегда за холмом.
Имеют крайне мало общего с литературными прототипами. Местами, разве что, мелькает тень узнавания Николая Ивановича и доктора Булавина, ну и неплохо показан Алексей Красильников, но на этом всё.
Катя, Даша, Вадим Рощин - не похожи на себя от слова СОВСЕМ.
КАТЯ - показана вечно раздраженной истеричкой, постоянно пререкающейся как со своими мужчинами, так и с людьми от которых в данный момент зависит ее судьба и жизнь. Эдакая современная ТП с вечным любовным зудом. Наверное сценаристам невдомек, что в начале XXв движение суфражисток еще только начинает набирать силу, что права женщин во всем мире еще сильно ограничены и просто не принято было женам орать на мужей - ни в высшем обществе, ни в крестьянских хатах.
ДАША - в оригинале прошла долгий мучительный путь от девочки-подростка до женщины, а впоследствии - до жены и боевой подруги. Но в сериале - не изменилась от начала повествования, так и осталась теткой лет 30 со слабо развитой логикой и мотивацией.
Впрочем, мотивация героев это отдельная песня. Так, по воле сценаристов Телегин сбегает в Красную Армию от своих семейных проблем. Его мотивация равна нулю. Ему все равно за какие идеи и с кем воевать.
Рощин...превращен волей тех же сценаристов в не менее безвольную амебу.
Отдельно хочется сказать о Бессонове. По задумке сериальщиков его прототип совместили с криво переложенной историей Александра Блока и в итоге получилось 'ни рыба, ни мясо'. Глядя на невыразительное лицо и жиденькие волосы актера Шагина никак не верится, что это пугало могло кружить голову половине женщин Петербурга. Совершенно непонятно, зачем нужно было продолжать эту сюжетную линию.
СЮЖЕТ.
От оригинала в итоге осталось всего процентов 20. И то, если в первой половине сериала отступления в основном касались мелочей, то после 7 серии все свалилось в какой-то разгул воспаленной фантазии сценаристов. Раздуты и продолжены сюжетные линии второстепенных персонажей - например, Жадова и Лизы. Оригинальные диалоги и сцены (кстати, местами неплохо сыгранные) перемежаются с неубедительными и идиотскими - придуманными.
И если в литературном первоисточнике поступки и мотивация героев были понятны, то при просмотре сериала хочется пробить себе голову фейспалмом. Ибо идиотские и нелогичные сцены следуют одна за другой:
- Идиотская сцена обмена документами Рощина и Телегина и не менее невразумительный при этом диалог - что это было?
- Идиотская сцена, где Телегин (командир младшего звена) расстреливает главкома Сорокина - что это было?
- Абсолютно идиотская сцена с покушением Даши на Ленина - ЧТО ЭТО БЫЛО?
И этот список можно продолжать бесконечно. Если у Алексея Толстого персонажи проходят через все круги ада, сомневаясь, мучаясь, но отстаивая свою правду или приходя к ней, то мужчины сериала всего лишь хотят быть со своими бабами, а остальное не имеет значения.
Создатели сериала не сочли за труд вникнуть в психологию людей того времени. Они сделали проще - поставили себя на место героев и переписали под себя сюжет. Действительно, зачем мне страна и какие-то там идеи, если я люблю смазливое личико и мечтаю залезть ей под юбку? Да гори оно все синем пламенем, верно? Обидно то, что в оригинале все было с точностью наоборот.
Человеку, плохо знакомому с историей, довольно сложно разобраться кто с кем и за что воюет - чехи, добровольцы, Колчак, казачество, махновцы, зеленые, Петлюра, анархисты... Именно поэтому Алексей Толстой в своем романе дает подробное описание тех или иных исторических событий, которые проходят на заднем плане в процессе основного повествования. Создатели же сериала не утруждают себя даже элементарными объяснениями. Режиссер почему-то решил, что использование закадрового голоса или текста некомильфо.
У среднестатистического обывателя при просмотре неизменно должно возникнуть чувство непонимания происходящего, но похоже НТВ это не сильно заботит. Ведь у них на первом месте (инстинкт размножения, ой то есть) высокие чувства, а все остальное не более чем фон.
Придирки, скажете вы? Возможно. В какой-то момент, махнув на все рукой, сосредотачиваешься на сериале как на самостоятельном произведении. Бог с ним, с первоисточником. Разве не могли в те времена существовать персонажи подобные сериальным? Быть может у НТВ получилось посредством фона и декораций переместить нас в атмосферу того времени?
ФОН, ДЕКОРАЦИИ И ДУХ ЭПОХИ.
Ну и тут, что называется, пальцем в небо. Если планы довоенного Петербурга выглядят довольно убедительно, то далее начинается полный атас.
В этой сильно альтернативной реальности в Петрограде осенью 17 и зимой 18 года нет проблем с электроснабжением (в домах буржуев радостно горят все лампочки), нет проблем с телефонной связью и уж совершенно точно нет никаких проблем со спиртным (персонажи не упускают повода приложиться к заветной бутылочке), ибо нет и речи про сухой закон военного времени. Правда есть небольшие проблемы с топливом, но по всей видимости незначительные. Персонажи спокойно обменивают побрякушки на денежки (не у мешочников и спекулянтов подальше от глаз красных патрулей, нет! в красивых и светлых зданиях и по твердому курсу!) и вполне себе сносно живут, покупая по случаю сдобные пряники для прислуги. А чего бы и не жить? Проблем с хлебом нет, топлива хватает, ни тифа тебе, ни холеры, ни прочих эпидемий 18-21 гг.
Красная Москва летом 18 года выглядит еще интереснее. Там бандит Дальский ездит на авто с личным шофером. Там продолжает работать гостиница для буржуев, в холле которой сидит швейцар в красивой ливрее. Там по улицам и бульварам продолжает прогуливаться нарядная публика, одетая по последнему писку моды. Там Даша заваливается на митинг чуть ли не в вечернем платье...
Деревня же не показана никак. Все что мы имеем, это пара мазанок на фоне сухих кустов. В общем по ходу просмотра сериала не покидает ощущение какой-то камерности, сродни театральной постановке.
До какого-то момента была надежда на адекватные батальные сцены, но нет.
В кадре ни разу не засветилось более полусотни бойцов. Ни развернутых боевых действий, ни хотя бы одной конной атаки - НИ-ЧЕ-ГО. Война, в которой принимали участие сотни тысяч человек, на территории в тысячи километров, показана как мелкие партизанские стычки в лесу.
Такое ощущение, что в этой альтернативной реальности Россия сжалась до размера Люксембурга и это вполне объясняет, почему персонажи поминутно пересекаются, будто действие происходит в пределах одной большой деревни.
В СУХОМ ОСТАТКЕ.
Ничего нового для современного русского кина. Кастрированный первоисточник, сырая отсебятина, картонные персонажи с мотивацией на уровне основных инстинктов на фоне картонных же декораций. Очередная вариация сказки на тему хруста французской булки.
За свою трилогию Алексей Толстой в 1943 году был удостоин Сталинской премии, которую передал в Фонд обороны на строительство танка Т-34.
Создателей же сериала хочется удостоить хорошей порки.
Люди, всерьез полагающие, что оговорка 'по мотивам произведения' дает им право уродовать мотивы и дух оригинальных текстов, не должны снимать кино, как не должны оперировать хирурги, делающие операции 'по мотивам' специальной литературы и 'по мотивам' накопленного опыта, как не должны работать в полиции или в суде люди, руководствующиеся лишь 'мотивами' законов, а не самими нормативными актами. И потом, ведь эта оговорка в случае с новой экранизацией «Хождения по мукам» - ложь. По каким таким 'мотивам' текста Толстого снято это кино? У Толстого тоже были мотивы - создать бездарную вещь, обмануть читателя и постараться при этом срубить денег? Очень сомневаюсь. Да, и 'по мотивам' можно снять удачное кино, придумывая, домысливая что-то, но так, чтобы это было органично, сочеталось с поэтикой оригинала. А не как здесь - мрак и ужас.
В романе сквозь призму четырех главных героев рисуется судьба России в ее самые роковые, переломные годы. Личные драмы персонажей переживаются как свои, общие, единые для всех. Но в фильме характеры и судьбы героев так перевраны, так изуверски извращены, так нелепо и бездушно созданы, что с ними не хочется иметь ничего общего. Юлия Снигирь и Анна Чиповская, возможно, считаются нынче способными и востребованными актрисами, звездами, но это не Катя и не Даша. Они сыграли каких-то ревнивых, истеричных дур, не имеющих представления о собственном достоинстве, не умеющих держать себя должным образом. Леонид Бичевин очень старался, но он не Телегин, ему бы дать сыграть Бессонова (книжного!): помните, как хорош он был в мини-сериале, снятом по Куприну ('Впотьмах') или в фильме 'Морфий', где ему нужно было играть личностей с мраком в душе. И Павел Трубинер старался, и офицера сыграл неплохого, но не Рощина.
Сценарист Елена Райская и режиссер Константин Худяков передернули, опошлили, изуродовали примерно все что могли. Потеряны полюса, ориентиры, здравый смысл. Продление сюжетных линий Бессонова, Жадова и Лизы Расторгуевой до конца сериала - это просто бред сумасшедшего. Это для чего? Шагина, Мерзликина и Ходченкову нельзя просто так взять на 2-3 серии? Нужно, чтобы лица их второстепенных персонажей мелькали в кадре чуть ли не чаще, чем основных героев? Ну, ладно, спятили сценарист и режиссер, но неужели никто вообще на съемочной площадке - от хороших актеров до осветителей и гримеров (привет пакле на голове Шагина) - не читал роман Толстого? Как это возможно? Или возможно все, когда хочется денег и велика жажда прикоснуться к прекрасному, пусть и убивая это прекрасное своим прикосновением? Финальный пассаж про дальнейшие судьбы героев - кого расстреляли, кто пропал - это просто гвоздь в крышку безумного и отвратительно сценария.
По иронии судьбы, ближе всех к оригинальному получился образ малоприятного по книге Николая Ивановича Смоковникова (Алексей Колган). И Сергей Колтаков здорово сыграл доктора Булавина, пусть и с большой долей отсебятины, но в духе мерзкого героя Толстого. Все остальные персонажи - это как стрельба по мишеням в непроницаемой пелене тумана. Мимо - все!
«Хождение по мукам» в данном конкретном случае - просмотр этой, с позволения сказать, экранизации великого романа. Это очень плохо, просто ужасно, вредно и подло. Да, кушать всем хочется, но стоит ли паразитировать на классике? Должно же оставаться хоть что-то святое, нетленное.
P.S. Сравнивать эту позорную халтурку с прекрасным сериалом 1977 года просто не имеет смысла. Там такие чудесные Даша (Алферова), Телегин (Соломин), Катя (Пенкина) и Рощин (Ножкин), что от них невозможно оторвать глаз. А здесь хочется поскорее все это развидеть.