Вот чем мне понравился фильм «Последняя битва» так это фронтовой безнадежностью и безразличием к происходящем. Капитан Стэнхоуп является ярким тому доказательством. Морально он сломлен, и бутылка заменяет ему реальность бытия, именно поэтому не стремятся офицеры попасть к нему в роту. Молодой Рейли ничего этого не знает, и предостережения игнорирует, для него его друг герой и образец мужества. И он попадает к нему в роту, как и хотел. Увиденное, если не разочаровало его, то заставило о многом задуматься. Напряженное ожидание наступления скрашивается нехитрыми окопными радостями жизни у солдат и офицеров, но в то же время нервозность чувствуется в каждом из находящихся на передовой. Личные мотивы переплетаются со служебными обязанностями и возрастающей подозрительностью капитана, который невзлюбил Рейли, и если не впрямую, но достаточно явно старается от него избавится.
Как уже выше писал, к сильным сторонам фильма отнесу достаточно правдиво показанный окопный быт, когда ходишь под смертью, среди гнилых досок, темноты, скученности. А вот к недостаткам отнесу нераскрытые характеры персонажей, что сделало капитана Стэнхоупа таким, почему он резко сдал, какой надлом в его душе произошел? И почему Рейли сумел сплотить вокруг себя бывалых солдат и завоевать авторитет? Увы нет ответов на эти вопросы. Хотя к чести актеров скажу – сыграли все очень неплохо.
Фильм понравится только любителям исторических лент на тему Первой мировой войны, которые поймут тягостное окопное ожидание сражения, т. к. динамика все таки не является сильной стороной фильма. Здесь все компенсируется напряжением и ожиданием, плюс актерскими работами.
Мне понравилась ленты в первую очередь психологической составляющей, работой оператора и как уже упоминал реальность фронтовой безнадежности.
Примерно такой вот простенький смысл хотели донести до зрителя создатели сего творения, подсунув на сцену с военными декорациями одну маленькую и весьма частную историю взаимоотношения двух мужчин. Спасибо, что не геев. Или, всё-таки?.. Да ну, не может быть. По крайней мере не негров!
Я иронизирую не из шовинистких побуждений, не подумайте, ко всем людям в равной степени отношусь с пониманием. Дело в другом. Я изначально надеялся, что кино про войну будет. Давно ж ничего не снимали годного, одним 'Дюнкерком' сыт не будешь, как говорится. И оказалось в итоге, что 'Последняя битва' фильм не про войну. Ну, или не только про войну. Это как сейчас модно снимать фильмы про постапокалипсис, но всю суть посвящать какой-нибудь микроскопической драме группки, а ты и вовсе пары людей. Здесь получилось примерно то же самое и давайте ж разбираться. Начнем с хорошего.
Что у фильма получилось?
Воссоздать атмосферу 'окопной войны'. Уделили внимание деталям в виде гнилых досок и порванных мешков с землей, заменить которые тут же распорядился вновь прибывший командир. Правда, большую часть хронометража мы проводим вместе с героями фильма в офицерском блиндаже, в полумраке и за одним и тем же обеденным столом, но множество всяких мелочей помогает зрителю представить тамошний быт. В узких проходах бойцы жмутся к стенкам, чтобы разойтись. Головы не поднять, т. к. тут же сработает вражеский снайпер. А предыдущая смена зачем-то забрала с собой всё ценное, выкрутив даже лампочки, оставив несколько сотен ржавых снарядов и гранат. Окопная война тем и цепляет, что многие события проходили в ней зачем-то, будь то совершенно ненужный приказ провести внезапную разведку с поимкой 'языка' перед финальным наступлением немцев, дату которого и без того узнали ранее, или необходимость сводящего с ума ожидания в окопах при четком осознании всех участников: враг-то в паре десятков метров от тебя, точно так же сидит в окопе и томится, теряя рассудок. И при всём при этом окончательно потерять контроль над собой солдатам не позволяют их офицеры, с мужеством и по-джентльменски, как к тому располагало время.
Хорошую оценку заслуживает и актёрский состав, как и само исполнение ролей. Всё понятно: этот юный и наивный, этот матёрый и уже слегка 'поехавший', но при этом влюбленный, а вон тот - этакий чеширский кот, траншейный философ-психотерапевт, отличный друг двум предыдущим и бравый командир для солдат. Есть и другие персонажи, которые тоже неплохо запомнились: повар, умело парировавший все поступающие в его адрес колкости по теме предлагаемого меню. Младший офицер, сыгравший друга Турецкого в 'Большом куше'. Сперва рыдающий, а затем обнаглевший дезертир. Короче говоря, наблюдать есть за кем. Было бы желание досмотреть этот фильм до конца.
Что у фильма НЕ получилось?
Ну, как я уже говорил, сама война не очень получилась. Да, гнетущая атмосфера способствовала легкому замиранию сердца в паре моментов, но откровения не произошло. Взрыва эмоций не было, не произошло никакого высвобождения, что ли. Мы все так ждали этой последней битвы, так предвкушали её эпичность, масштабы кровопролития. А получили знаете что? Текст на экране. Нормально? Нам так, знаете, вскользь бросили пару строк о произошедшем с таким пренебрежительным намёком 'дык фильм же не про это' и до свидания. И ради этого мы считали дни до 21 марта, что-то там пытались переживать и осмысливать. Да ну, я такое не люблю.
Далее. Раскрытие персонажей. Скупо и крайне малодетально нам показали, как молодой и наивный лейтенант Райли пришёл ко всему этому вообще... Зачем он рвался на фронт - понятно еще из синопсиса. Но как такому задохлику удалось стать командиром целого подразделения бойцов в кульминационной битве всей Первой мировой, как он вошёл к солдатам в доверие, что ему пришлось в себе надломить, что пережить, чтобы справиться и вести на смерть за собой живых людей? Парочка невнятных и выглядящих неестественно эпизодиков нам на это внятно не ответили.
Или его друг-капитан, который до неузнавания изменился за годы службы. Из-за чего он изменился, в каком кошмаре он побывал, что на что внутри его характера заменилось и т.д.? Хоть бы парочку флешбэков показали, но нет... Один короткий и ничего не объясняющий сон с огнём в траншее.
А потом весь оставшийся фильм нам показывали эту неуклюжую 'заботу' капитана о молодом летёхе (брате своей возлюбленной), выраженную в лютейшем пьянстве капитана и его всеотстраняющей грубости. Я пытался понять и представить, как внутри капитана воевали между собой сущность сверхнадёжного боевого командира с четким приказом 'держать рубеж любой ценой' с сущностью практически родственника. Но мне чего-то не хватило, каких-то подробностей, дабы пазл сложился в полноценную картину. Контакта не произошло, понимаете? Ни у меня с героями, ни у них между собой.
Резюмируя, скажу, что фильм получился средним, из-за того что невнятный. Недорассказанный полностью. Не выговорились в нём персонажи, не настрадались до отсечки, не произошло надрыва как такового. Однако ж, исторические события вокруг, ради которых и стоит попробовать высидеть этот фильм до конца. Вдруг вы погрузитесь в происходящее глубже меня, но навряд ли, конечно. Не притворяйтесь.
Для новоявленного лейтенанта Райли отправка на фронт - это конец всему, что с ним было до сих пор, но, ничего не ведая об этом, мальчик упрашивает дядю - генерала откомандировать его на передовую, где тянет лямку его стародавний друг, думая, что вместе они составят неплохую компанию в те шесть дней дежурства на линии огня, несколькими десятками ярдов разделяющей окопы воюющих армий.
Именно окопы становятся главной декорацией этой картины, представляясь лабиринтом кошмара и ада, расползающегося газовым облаком над полем боя, погружённым в ожидание новой атаки, гроза которой доносится гулом военных эшелонов, подтягивающих вдалеке подкрепление для врага, где-то там готовящегося штурмовать чужие траншеи.
Все считают дни до четверга, не зная, останутся ли они живы после. И эти несколько дней ожидания занимают большую часть всей истории, почти полностью замыкающейся в офицерском блиндаже, в кругу нескольких человек, связанных общим бытом и теснотой сосуществования, в котором юный офицер постигает масштабы преображения человечности в лице коллег - командиров и солдат, засыпающих и просыпающихся с ожиданием смерти.
Основные события происходят до четверга, пока юный Райли знакомится с окопниками, те с ним, а мы наблюдаем за всеми вместе, различая в каждом отдельные черты войны, въевшейся в их лица болью, злостью и личной отвагой, неравно поделёнными между главными героями, даже в период затишья, ведущими постоянное сражение с самим собой, по возможности, контролируя свою человечность под невыносимым давлением страха, намертво засевшим у них внутри.
Отношения офицеров можно было бы назвать сотрудничеством, за исключением конфликтности, которую порождают подозрения капитана Стенхопа, опасающегося новобранца, увидевшего, что он уже не тот, каким был раньше, и не известно, каким будет потом. Да, именно эта неприязнь, с одной стороны, создаёт психологическую интригу, а, с другой, - демонстрирует, вопреки тому страху, сохраняющуюся надежду остаться в живых, с чистой совестью и светлой памятью, ежедневно отдавая страшный и выполняя страшный приказ.
В отсутствие масштабных баталий всё решают образность и характерное своеобразие основных действующих лиц, обеспеченные сильными работами замечательных актёров, независимо от их места в титрах, поскольку лишь в общей связи они создают дух и атмосферу предсмертия, когда неимоверный вклад в дело создают и каждое лицо, и каждое сказанное, даже мимоходом, слово.
Самое главное, что всех волнует, это то, что будет потом, после Четверга, после намеченной атаки. Никто из бойцов не знает ответа, каждый из них боится услышать ответ. И только зрители увидят, как начатый с Понедельника прямой отсчёт доведёт фильм Сола Дибба до мирной Пятницы, туда где не будут слышны выстрелы, где всё уже окажется в прошлом, в строках отправленного оттуда письма.
Этот фильм невозможно пройти стороной всем любителям военных драм. Мало того, что снят англичанами, так ещё преподнесён настолько качественно и с душой, что просто не можешь себе представить, как люди способны на такое деяние, как Война.
Сюжет:
Правдив, чист и ужасен в одном лице. Мы видим всю тяжесть, боль и утраты уже практически забытой войны. Грязь окопов, в которые были помещены солдаты того времени. Душевные страдания офицеров, от которых зависели сотни жизней. Нас готовят к неизбежному - к самой серьёзной атаке врага за последнее время - Кайзершлахт 1918-ого года. Тем временем на фронт прибывает юный лейтенант, влеченный лишь своей собственной целью о возобновлении старой дружбы, однако вынужденный познать все серые цвета войны, и безразличие масок людей, которых Первая Мировая Война изменила до неузнаваемости. Страх, боль, и смерть - всё что будет преследовать юного солдата на пути, который он добровольно избрал.
Актёры:
Игра на высшем уровне. Пол Беттани и Сэм Клафлин настолько убедительно сыграли своих персонажей, что порой даже не веришь, что это всего лишь актёры, а не солдаты Британской армии. Стивен Грэм и Эйса Баттерфилд так же выложились на свой максимум, однако их явно обделили экранным временем.
Музыка и режиссура:
Режиссёра студии явно обделили в бюджете. Сол Дибб не знаменит на весь мир, и доверие к нему видимо было соответствующим. Но он на все сто процентов доказал, что является талантливым режиссёром, который умеет показать все стороны войны, как из офицерских блиндажей, так и в солдатских окопах. Музыка лишь прекрасно сопровождает и подпитывает его кинематографическое детище, которым он полноправно может гордиться.
Будь этот фильм более знаменит за пределами Великобритании, однозначно получил бы как минимум номинацию на оскар.