В последние недели в российский прокат вышли сразу две фантастические ленты, сюжет которых построен вокруг вторжения пришельцев, — «Гостья» и «Обливион». Кино раскрыло нам уже множество способов порабощения человечества, придуманных инопланетянами. КиноПоиск расскажет, как вычислить и обезвредить паразитов.
Вынуждены вас огорчить: если на Землю когда-нибудь прилетят инопланетяне, скорее всего, доброй встречи не получится. Ну посудите сами, сколько было снято фильмов про мирные контакты с пришельцами? А сколько про отражение внеземной атаки? Вот так-то. И хорошо еще, если пришельцы просто высадятся на планету. Хотя бы будет сразу понятно, в кого стрелять. А если они начнут захватывать землян незаметно? В свете выхода картин «Гостья» и «Обливион», посвященных инопланетной угрозе, КиноПоиск предлагает проанализировать, как пришельцы порабощали людей в истории мирового кинематографа.
ОСТОРОЖНО: ВОЗМОЖНЫ СПОЙЛЕРЫ!
Проникновение в тело
В некоторых случаях инопланетный организм, вступающий в контакт с человеком, проникает в тело и начинает управлять им изнутри. Хорошо, если только управлять, а не питаться.
Иногда в такой ситуации пришельца выдворить можно.
«Гостья», 2013
«Души», которые придумала автор «Сумерек» Стефани Майер, а на экран перенес режиссер Эндрю Никкол, проникают в тела людей, полностью подменяя человеческое сознание своим. Однако в исключительных случаях, как у главной героини Мелани, разум не дает полностью себя усыпить и пытается сосуществовать с захватчицей.
Способ защиты. Чтобы вынуть «душу», нужно сделать разрез у основания черепа захваченного человека и нежно (это важно!) вытянуть ее за щупальца. Тогда сознание жертвы вернется. Не всегда, но вероятность велика.
«Факультет», 1998
В фильме Роберта Родригеса с инопланетным вторжением сталкиваются студенты и преподаватели колледжа Хэррингтон. В их случае пришельцы — это личинки, проникающие внутрь организма.
Способ защиты. Личинки не переносят определенный вид наркотика. Если дать его жертве, захватчик отступит. Радикальный способ — убить личинку-королеву, после гибели которой умрут и все ее подданные.
«Посредник», 1990
И в СССР снимали фильмы про инопланетное вторжение. В данном случае речь не идет о полном проникновении в тело жертвы. Захватчики через свое изобретение под названием посредник подселяют ей в мозг что-то вроде копии сознания, которое подавляет разум человека, сохраняя память и механические навыки. Захваченный в какой-то момент произносит фразу «Здесь красивая местность», являющуюся паролем, и после этого переходит в полное подчинение инопланетян.
Способ защиты. Хотя сознание человеку можно вернуть, захватив посредника, большинство людей, к сожалению, предпочитает не возиться и отстреливает жертв. Ранений инопланетяне не очень боятся, так как умеют регенерировать. Необратим только выстрел в голову. Посредникам не подчиняются гении, дети и сумасшедшие.
Однако иногда инопланетянину не нужно сознание жертвы, а только ее плоть. В данном случае спастись, к сожалению, практически невозможно.
«Нечто», 1982 и 2011
Оба фильма — оригинальный (сам по себе ремейк фильма 1951 года) и новый, являющийся его приквелом — рассказывают об антарктической станции, чьи ученые нашли замерзшего во льдах инопланетянина. Существо оказалось способным заражать человека своими клетками, которые растут в организме, полностью мимикрируя, так что по внешнему виду отличить инфицированного очень сложно.
Способ защиты. Для зараженного надежды уже нет. Окружающих может спасти их наблюдательность. Нечто не переносит неорганические материалы вроде коронок на зубах или серег. Паразита можно уничтожить из огнемета.
«Чужой», 1979
Ситуация похожая. Чужой вырос в организме одного из членов экипажа печально известного корабля «Ностромо». Выбрался наружу, разорвав жертве грудную клетку. При этом до определенного момента экипаж и не знал, что в теле их приятеля поселилось инопланетное существо, ведь на поведении человека это никак не отражалось.
Способ защиты. Вычислить, в чьем теле паразитирует Чужой, практически невозможно. Но лучший способ защиты — это не приносить на корабль всякую неизвестную инопланетную дрянь, даже если она намертво прицепилась к одному из ваших товарищей.
«Слизняк», 2006
Инопланетные существа попадают на Землю благодаря упавшему метеориту. При контакте с человеком они пробираются ему в грудь и паразитируют там, изменяя разум и внешность носителя. При этом первый инфицированный может заражать других, превращая тех в подобие зомби, и подчинять себе их сознание.
Способ защиты. Если убить лидера, умрут и все подчиненные, а пытаться лечить кровожадных тварей, как вы и сами догадываетесь, никто не пробовал.
«Люди в черном», 1997
Инопланетяне бывают и безобидные. Они живут на Земле, успешно маскируясь, и никого не трогают. За их деятельностью следят агенты Кей и Джей. Их более кровожадные собратья, как, например, Жук из первой части фильма, склонны убивать землян и влезать в их шкуру, причем в прямом смысле этого слова. В этом случае они подлежат уничтожению.
Способ защиты. Пушка любого размера. Лучше побольше.
«Скрытые», 1987
А многие инопланетяне и рады бы не убивать человека, в которого вселяются, да не всегда получается. Выход — вселяться в погибших. Так и сделал добрый инопланетянин Алхак, чтобы настигнуть своего врага-монстра (он-то как раз не церемонился и вселялся в живых). А все окружающие никак не могли понять, почему их знакомые так странно стали себя вести.
Способ защиты. Человека (или животное), в которого вселился инопланетный монстр, можно распознать по слишком агрессивному поведению. Убить чудовище можно, только выманив из тела жертвы и расстреляв из бластера. Как убить Алхака — неизвестно. Да и зачем его убивать? Он же хороший!
Контроль сознания на расстоянии
Порой человечество вступало в контакт с инопланетными явлениями, которые не проникали в мозг в прямом смысле этого слова, а влияли на сознание на расстоянии. Причем эти внеземные порождения не хотели власти над людьми, они просто пытались общаться так, как умели.
«Солярис», 1968, 1972 и 2002
Первая из экранизаций романа Станислава Лема — это советский двухсерийный телеспектакль. Вторая и самая известная адаптация — постановка Андрея Тарковского, третья версия снята Стивеном Содербергом (кстати, он никогда и не скрывал, что снимает ремейк картины Тарковского). В центре сюжета находятся взаимоотношения ученых, в частности доктора Кельвина, и разумной планеты Солярис. Она может вызывать фантомы, принимающие вид родственников или друзей вступившего с ним в контакт человека.
Способ защиты. В принципе Солярис первым в контакт не вступает, его на это фактически подталкивают ученые. Созданный им фантом можно уничтожить в аннигиляционной камере.
«Сфера», 1998
Случай, похожий на историю с Солярисом. Группа ученых сама находит на дне океана инопланетную сферу, которая начинает играть их сознанием. Она вызывает самые глубинные кошмары у каждого, кто в нее войдет.
Способ защиты. Контролировать свое любопытство и не входить в сферу. Либо еще больше контролировать свое сознание и захотеть забыть произошедшее.
Внешние паразиты
Иногда инопланетяне не забираются внутрь человека, а присасываются к нему снаружи. Эффект тот же — подчинение сознания. Но так хоть жертву можно вычислить по внешним признакам.
«Кукловоды», 1994
Прилетевшие на Землю пришельцы нападают на людей, прикрепляются к их спинам и внедряются в нервную систему, беря жертву под свой полный контроль. Пришельцев видно не сразу, и поначалу их присутствие выдает странное поведение жертв. Те слишком старательно делают вид, что ничего не произошло.
Способ защиты. Отцепить паразита можно либо с помощью сильного электрического разряда, либо устроив эпидемию (например, энцефалита).
Двойники
Иногда инопланетяне мимикрируют под людей, чтобы не быть распознанными.
«Вторжение похитителей тел», 1956 и 1978, и «Похитители тел», 1993
Все три фильма являются экранизациями романа Джека Финни «Похитители тел». На Землю попадают семена инопланетных растений, из которых вылупляются существа, со временем становящиеся похожими на людей. Только эмоции у них отсутствуют.
Способ защиты. Когда «оригинал» засыпает, двойник вытягивает из него всю индивидуальную информацию. После этого процесс уже необратим. Чтобы вас не подменили, надо не спать.
«Прибытие», 1996
Прибывшие на Землю инопланетяне решили уничтожить все население планеты и изменить климат. Они научились полностью имитировать человеческий облик и даже построили целую экологическую станцию для осуществления своего коварного плана.
Способ защиты. Остерегайтесь странных людей, у которых колени вывернуты назад. Если видите таких, попытайтесь их заморозить. Например, с помощью жидкого азота.
«Пятый элемент», 1997
Инопланетяне из расы мангалоров не хотели захватывать Землю сами. Они выполняли приказы Зорга, который в свою очередь подчинялся Злу. Но, чтобы их не распознали, мангалоры мимикрировали под людей, временами очень удачно.
Способ защиты. Пушка. Если вы владеете боевыми искусствами на уровне Лилу, можете, конечно, попробовать одолеть их голыми руками.
Эпидемия
Человечество также не защищено от инопланетных вирусов, которые переносятся на Землю на упавших из космоса объектах.
«Вторжение», 2007
Также экранизация прозы Джека Финни. Инопланетный разум попадает на Землю и распространяется как эпидемия. Все становятся слишком спокойными, но при этом начинают не любить домашних животных. Заражение происходит во сне, и сопротивляться вирусу практически невозможно.
Способ защиты. К счастью, ситуация поправима. Сыну главной героини повезло: у него иммунитет. Эта генетическая особенность позволила людям создать лекарство, которое излечивает жертв и не дает заразиться остальным. Но, пока у вас под рукой нет вакцины, опять придется не спать.
«Штамм „Андромеда“», 1971; «Вирус „Андромеда“», 2008, сериал
Оба фильма основаны на романе Майкла Крайтона. Первый же снимал классик мирового кино Роберт Уайз. Военный спутник подцепил в космосе опасную заразу и упал на городок в Аризоне, уничтожив практически все население. Команда исследователей на секретной базе должна в рекордно короткие сроки выяснить, как бороться с новым вирусом.
Способ защиты. Вирусу не подвержены люди с измененным pH крови. Против «Андромеды» ни в коем случае нельзя применять ядерное излучение, под его воздействием вирус мутирует и набирает силу.