Принц ЕгиптаThe Prince of Egypt (1998)
Хороший все же. И картинка. И музыка. И евреи
Это все, что я после очередного просмотра могу сказать. Потому что действительно как минимум с эстетической точки зрения по этим трем пунктам это одна из моих любимейших экранизаций одного из любимых библейских сюжетов.
На самом деле, начну с собственной предыстории: сей мультфильм был просмотрен и засмотрен до дыр еще в детстве, оставив приятные воспоминания на всю жизнь. Недавно же наконец руки добрались до «Исход: Цари и Боги». Может быть я и напишу когда-нибудь ту отрицательную рецензию, но здесь не об этом. Захотелось пересмотреть мультфильм тут же, повторю эту операцию еще раз перед сном, чтобы ощущения закрепились обратно.
Это просто красиво.
Я вообще в принципе фанат именно рисунка, а не рисунка в какой-нибудь удивительной графике, поэтому этот мультфильм поразил до глубины души. Такую прорисовку для тех лет мало где можно было увидеть, благо что не работа Диснея, поэтому выглядело не так штампово, и не знаю по той же причине или нет, но живо. Это эпоха цветущего и вечно расцветающего Египта, это яркие краски, это танцы света и цвета в Мадиане (та версия Хавы-Нагилы к этому народу не особо относится да и черт с ними, вышло хорошо), даже удар кнутом можно почувствовать без звука — так красиво, так хорошо все здесь прорисовано.
Это просто мелодично от и до.
Когда ты пишешь музыку к обычному мультфильму (предлагаю к этому критерию отнести всю ту нереальную сказочность, к сюжетам которой глаз привык), то тебе не всегда обязательно прочувствовать историю народа, о котором пойдет речь. Здесь же уже с самого начала слышна вся четырехсотлетняя боль еврейского народа, и пусть это больше боль за самого себя, а не за всех сразу, но не об этом. Если мне не изменяет память, музыка здесь писалась еще оркестром, и черт меня дери, я слышу каждую струну! Очень плавные переходы от чего-то по-настоящему египетского до каких-то древних арабо-еврейских мотивов (или еврейско-арабских, сложно сказать, влияние чего слышно больше).
Подытожу: этот мультик можно вполне себе просто слушать — абсолютно другие ощущения.
Это просто Аарон.
А теперь немного о сюжете. Предлагаю рассмотреть с точки зрения самого противоречивого персонажа этой истории — брата Моисея Аарона, благо что художники его лицом показали буквально ВСЕ. Мальчик, который видит, как египетские воины вламываются в каждый рабский дом и забирают оттуда детей, и которому приходится помочь матери спасти недавно родившегося братишку — лучше уж отдать его судьбу Нилу, чем египтянам.
Сестра Мириам возвращается домой с вестями о том, что река прибила корзинку с братом прямо в руки жены фараона, и теперь он — Моисей и будущий принц Египта. Раз уж боги решили спасти мальчика, наверное, однажды он вернется и наконец проведет евреев в Землю Обетованную, думает Аарон. Несколько лет приходиться ждать, надеяться и наблюдать, как спаситель пока становиться им не собирается — надежда потеряна. Даже когда семья вроде бы воссоединяется, Аарон видит в Моисее лишь сына фараона, а не спасителя — надеяться было не на кого.
Через некоторое время Моисей сбегает и возвращается босой, с посохом в руке и с требованием к фараону отпустить евреев из рабства. Надежда теплится, но брат оказывается бессильным, что с него взять, он же никогда по-настоящему не был евреем — рабом.
Как же светятся от счастья глаза Аарона, когда они оказываются далеко за пределами столицы, и как же он тут же готов вновь обвинить своего брата в халатности исполнения Божьей воли, когда море еще не расступилось. И да, не забываем, что, пусть этого в мультике и нет, именно Аарон подал идею поклоняться Золотому Тельцу, пока Моисей высекает скрижали с заповедями.
Исход
Мне нравится, что здесь нет Царей против Богов. Здесь брат против брата. Древние традиции против веры. Желание не подвести предков против желания не подвести народ. Ощущения остаются настолько светлые, словно что-то не дает возможности кого-то обвинять (хотя наш Бог довольно жесток, стоит признать) или возвышать.
Очень советую тем, кто хочет вложить ребенку и самому себе чувство веры.
|
прямая ссылка
21 июля 2015 | 17:36
Питер ПэнPeter Pan (2003)
Piter… You are… Pink!
Очередной фильм-сказка. Очередная интерпретация «Питера Пэна» Джеймса Барри. Только какая-то уж слишком волшебная, слишком затягивающая и слишком поразительная (говорю без иронии!). Начало как и во всех фильмах и мультфильмах о мальчике, который не желает расти: Венди рассказывает сказки своим братьям, попутно показывая все действия прямо перед ними, как на сцене. Тут, по идее, должен пролететь странный мальчик, заинтересоваться сказкой, а потом вообще потерять свою тень. Но мы видим хитрый и до нельзя любопытный взгляд озорного мальчишки. И, о Боже, как он смотрит на рассказчицу Венди! А дальше, всем известный сюжет.
Хочу сразу сказать, что такие фильмы немного сложно смотреть в возрасте старше 13. А с нынешней акселерацией так, может быть, и младше. Все эти взгляды, ужимки, попытки поцелуя — все это наводит на какие-то странные задние мысли. Где-то к середине фильма пытаешься их отогнать, пытаешься представить себя беззаботным ребенком, который ничего этого не знает, а потом Питер Пэн заманчиво зовет Венди в кусты. Поэтому этот фильм и взрослым тоже нравится: вроде бы, сказка для детей, а видишь признаки и намеки какой-то взрослой, пусть и беззаботной жизни.
Снято все просто прекрасно. И 3D спецэффекты, и полеты в Нетландию, и танцы фей… Завораживает. И подбор актеров потрясающий: еще маленький Самптер в роли Пэна придавал образу вроде бы и детскость, но в то же время опять намек на то, что он чуточку, но взрослый. Особенно когда он шепчет Венди на ухо: «Let`s go with me. To Neverland. Forget about them all». А капитан Крюк? Боже, он не менее шикарнее самого Питера! А их сражения это что-то с чем-то, потому что… А почему и нельзя описать — они просто захватывающие. Особенно финальная битва. Только вот с «I do believe in fairies» немного переборщили. Нет, идея правильная: если сказать, что не веришь в фей, то одна умирает, значит, если сказать обратное, одна оживет. И то, как даже пираты и жители Лондона повторяли эту фразу в помощь Пэну, было волшебно. Только вот затянули этот момент минуты на две. Потому что под конец уже сидишь и ждешь: «Господи, да когда она уже оживет?» Тинк оживает. Очень милый момент. Жаль, что немного долгий.
Сказка немного грустная. Потому что Питер Пэн немного лох, капитан Крюк слишком одинок, а Венди больше никогда не видела мальчика, в которого впервые в жизни влюбилась. Но эту сказочную грусть разбавляют и смешные моменты: крокодил и его тикающие часы как всегда прелестны! А лицо Крюка, когда он слышит заветное тиканье, еще прекраснее и вызывает улыбку и смех. А тетя Милисент с ее тайным поцелуем на уголках губ Венди и женским подбородком, пробирали на хихиканье и вынос мозга одновременно. Но Питер Пэн все равно лох. И даже не немного. Сидишь и смотришь сцену танца с Венди, а потом думаешь: «Ну что за мужик? Кто ж отказывается, когда ему предлагают?» А мальчишка просто боится ответственности. Как самый настоящий ребенок. Как нормальный подросток. Как средне-статистический мужчина (ну, отчасти, по крайней мере). И он просто боится. Поэтому в конце лишь может неуверенно помахать ручкой на прощание. И как будто забывает о том, как переживал за Венди, как воспрял силами духом после ее поцелуя, как даже любил ее. Ребенок, что сделаешь.
А слезы в конце фильма это нормально. Для всех: и детей, и взрослых. Потому что все хотят, чтобы Питер Пэн прилетел к Венди и повзрослел. Но его мир, его Нетландия тогда погибнет. Потому она без него не живет, без него наступает зима. И чтобы эта страна оставалась мечтой каждого ребенка, Питер Пэн никогда не взрослеет.
|
прямая ссылка
13 сентября 2009 | 13:38
«Когда-нибудь ты все же вернешься в Лондон», — сказал Джон. Вот только не Смит.
В отличие от первого фильма, «Путешествие в новый мир» пробежал мимо. И слишком быстро. Вроде только Покахонтас поет, еще будучи на своей родине, вот она уже на приеме у короля Якоба I, потом уже встреча с Джоном Смитом, торжественное разоблачение намерений Рэдклиффа и возвращение домой с Рольфом. Какое-то ощущение спешки режиссера довести нас до конца.
Но несмотря на это фильм оставил положительное впечатление. Пусть даже и открытый финал первой части не особо намекал на продолжение сюжета, история визита Покахонтас в Лондон была занимательной.
На протяжении фильма фактически две сюжетные линии: Покахонтас — король Якоб I, Джон Рольф — Покахонтас — Джон Смит. Вторая, естественно, привлекает больше внимания, особенно женской половины планеты. И это как раз было показано очень реалистично. Джон Смит «погиб», девушка тоскует, встречает милого, такого всего распрекрасного и благородного Джона Рольфа. Тут уж любая не устоит. Надо продолжать жить дальше, верно?
Но, честно говоря, оба Джона бесили в течение всего фильма. Да, они выглядят оба так мило, красиво и сказочно, но их характеры и манера поведения выводили из себя.
Джон Смит так и остался взбалмошным авантюристом и искателем приключений. Ну, это без сомнений. А как он сражался с воинами Рэдклиффа в начале фильма — блеск! И переизбыток его фирменной ухмылки. Но каким же противоречивым он получился! Все в том же начале Смит без опаски прыгает с крыши и инсценирует свою смерть, а под конец пытается отговорить свою любимую явиться к королю после побега из тюрьмы. Создается ощущение, что он — авантюрист и храбрый рыцарь лишь только тогда, когда это кажется легким путем. Вспоминая первую часть, ощущение подкрепляется: долго его уговаривали поговорить с вождем племени. Вспомним-ка, как он отмазался, почему не писал писем? «Я начинал тысячи писем, но мне пришлось заставить всех поверить, что я мертв», — сколько драматизма и почти мастерски отведенный взгляд! Но все равно, даже несмотря на этот ужасный, трусливый перед политическими делами характер Джон Смит остался прекрасным кумиром некогда детских сердец.
А что же до другого Джона, то тут вообще странный парень. Опять же в начале фильма каждая его фраза порождала в голове лишь такие мысли: «Господи, да уж лучше замолчи!» — или — «Прекрати вести себя, как богатенький мальчик!» Да и дипломат из него получился не очень. Не спорю, он знает все правила и этикет он знает, будто читает его из книжки, но с информацией его режиссер со сценаристом работать не научили. Дипломат должен предварительно поработать с информацией, узнать как можно больше о том, с кем и о чем он будет говорить. А здесь он попал в такой просак, что можно было ставить крест на международной карьере. Ну, суть не в том, что он «дипломат не очень и опростоволосился», а в том, что он получился собирательным образом джентельмена: красивый, милый, умный, обаятельный, готовый помочь, верный, любящий, однолюб, рисковый, волевой, готовый защищать до конца (список читать скороговоркой). Неудивительно, что Покахонтас решила «жить дальше» именно с ним. Хотя, она правильно все сделала: «первый Джон» слишком любит географию, а ей дальше Вирджинии и Лондона ничего больше знать и не надо. Но как Смит и Рольф боролись за любовь девушки! Любо дорого взглянуть.
Единственные три момента, которые не понравились: быстрота сюжета, немного странный (что ярко выражено) характер Смита и влияние богатства на вроде неплохого юношу Рольфа. Но все равно статус у рецензии «положительный». Потому что такие фильмы, пусть и с неожиданной для Disney концовкой, которая, кстати, объясняется с исторической точки зрения, все равно прекрасны и они стоят того, чтобы их смотрели не только мы, но и наши дети и дети из внуков.
|
прямая ссылка
27 августа 2009 | 00:47
|
|