Тосио Судзуока – простой рабочий, который трудится в мастерской и живёт скромной жизнью в небольшом доме вместе с женой Акие и маленькой дочерью. Каждый его день похож на предыдущий, но он смиренно принимает свою судьбу. Однажды к нему в мастерскую приходит старый приятель Ясака, который вышел на свободу после одиннадцати лет тюремного заключения. Тосио принимает его у себя дома и предлагает работу, что очень беспокоит Акие. Женщина уверена – человек с криминальным прошлым таит в себе опасность. Однако со временем она начинает проникаться симпатией к Ясака, даже не подозревая, что в действительности связывает её мужа с этим человеком...
Это уже второй фильм, в котором Кодзи Фукада повествует о незнакомце, вторгающемся в кажущуюся спокойной семью. Одни относят этот фильм к жанру триллера, однако для этого киноленте явно недостаёт накала и динамизма. «Фисгармония» - скорее драма, причём в самом что ни на есть авторском артхаусном исполнении. Фильм чётко делится на две примерно равные часовые истории: «до» и «после» того страшного трагического происшествия, что внесло разлад в и без того не идеальную семью. По-японски сдержанно, внутри героев бушуют настоящие страсти. Но они не прорываются наружу, хотя и имеют катастрофические последствия. Лишь в самом конце лавина гнева и отчаяния, наконец, даёт о себе знать в полной мере, выражаясь на пике трагического финала.
Люди не всегда такие, какими кажутся. Одни за маской приличия и добропорядочности скрывают настоящие бури страстей и мести, иных одолевает соблазн, но они всеми силами стараются ему не поддастся. А когда это всё же происходит – несут на себе это самое бремя наказания, воспринимая его с самурайской покорностью и самоотверженностью. Да и что ещё иного им остаётся? Можно много спорить о том, что же двигало чувствами бывшего зека Ясака: стремление вернуться к прежней жизни и самоутвердиться, либо простое любопытство. Я всё же склонен предполагать, что это было стремление к справедливости и возмездию. Ответ на это мелькает несколько раз в диалогах между Тосио Судзуока и Ясака, той тайне, что их объединяет.
«Фисгармония» скорее фестивальный фильм, который будет понятен далеко не каждому зрителю. Для этой киноленты существует своя вдумчивая аудитория, склонная к размышлению и интерпретации. Молодой режиссёр Кодзи Фукада постарался раскрыть в первую очередь внутренний мир и чувства своих героев, сделав ставку не на развитие сюжета, а на его психологическую составляющую. Перед нами будто слепок из повседневной жизни, которая развивается где-то в одной из провинций и могла произойти в любой части света. Впрочем, и сильного психологического эмоционального накала режиссёру добиться не получается. Этому, как ни странно, мешает стремление автора к передаче мельчайших бытовых деталей. Эмоциональный накал всякий раз сбивается минутным мытьём рук у крана на кухне, либо длительным вешанием белья на крыше, во дворе. Герои Кодзи Фукада подолгу молча гуляют по набережной либо вдоль дороги, бездейственно взираясь в пустоту.
С 3 – по 8 апреля в рамках Недели японского кино в Минске состоится седьмая ретроспектива фильмов Страны Восходящего солнца: «Сумерки и красота: новая классика японского кино». Открывать фестиваль в столицу Беларуси, а заодно и представлять киноленту приедет сам режиссёр «Фисгармонии» Кодзи Фукада. Интересно было бы поговорить с ним о его авторском видении фильма. Так или иначе, каждый сам для себя ответит на поднимаемые вопросы.
В заключение несколько интересных моментов, которые удалось отыскать на англо- и японоязычных сайтах:
- На премьере фильма на Международном кинофестивале в Торонто (TIFF) режиссёр Фукуда Кодзи заявил, что он намеренно оставил финал открытым и даже сам не уверен в том, какова же развязка и что будет дальше.
- По заявлению режиссёра японское название «Fuchi ni tatsu» лучше всего перевести как «Стоя на краю» (вспомните после просмотра финальную сцену фильма), но в переводе нюанс сделали несколько на иное. Вот почему Фукада изменил международное название на «Фисгармонию»/ «Harmonium», ссылаясь на музыкальный инструмент, игра одной из героинь на котором является важным элементом в фильме.
- Многие вслед за мной могут задаться вопросом, почему именно этот далеко не самый популярный инструмент выбрал режиссёр для маленькой Хотару. Оказывается, использование фисгармонии в фильме было неслучайным чётким выбором, так как режиссёр видел в ней характерную черту, символ традиционной японской семьи.
- Идея фильма пришла к режиссёру ещё в 2007 году. Однако в течение длительного времени Кодзи Фукада дорабатывал её: «Я провёл целое исследование и познакомился с людьми, чтобы проникнуть в мир фильма и узнать больше о таких вещах, как металлургия и жизнь людей с ограниченными возможностями, чтобы сценарий мог стать богаче и более точен в деталях», - признаётся режиссёр в одном из интервью.
- На съёмочной площадке автор картины постарался дать актёром максимум свободы для импровизации. «Я всегда стараюсь создать атмосферу, в которой команда и актёры могут свободно выражать свои взгляды, так как считаю, что это действительно добавляет ценности фильму, больше, чем целый мир, только что созданный в сознании режиссера. Хотя сроки были очень жёсткие, все действительно проделали отличную работу».
- Одной из актуальных проблем современной японской киноиндустрии является её стремление в первую очередь к выгоде, побольше заработать, а не к повышению качества и взаимодействию кинодеятелей друг с другом. По-моему, это где-то похоже и на состояние современного белорусского кино. «В то время как появляется множество новых талантов, мы остро нуждаемся в системе, которая позволит людям работать и полностью выражать себя. Одной из самых больших проблем является отсутствие единства в отрасли на родине – она основана только на ряде экономических интересов. Мы должны хорошо осознавать это и проявить настоящее мужество, чтобы провести структурные реформы, необходимые для развития отечественной киноиндустрии», - заявляет режиссёр.
- Кстати, по данным Box Office сборы у фильма оказались совсем небольшими – всего $ 23.217, но ведь «Фисгармония» - не кассовое, а фестивальное кино. Это впику тем, кто критикует современное большое кино за его не окупаемость – далеко не всегда оно должно идти на поводу мелочным меркантильным интересам.
6 из 10