Историческая драма о Норвегии во время Второй мировой войны
Поставьте подпись. Для вас практически ничего не изменится. Просто поставьте подпись...
Сколько сложных решений пришлось принять руководителям европейских стран, когда они поняли, что Вторая мировая война неизбежна? В России любой школьник хорошо знает, что большинство европейских стран очень быстро капитулировало при виде немецких войск во время Второй мировой войны. Но как и почему это происходило, какова история людей, принимавших эти решения - остается неизвестным.
'Выбор короля' 2016 г. - отличный норвежский фильм, который раскроет тему Второй мировой войны с необычного ракурса.
Главный герой тут - король Норвегии. Первый король этой страны, правящий с 1905 года. Страна получила независимость, выбрала датского принца своим королем и на протяжении 35 лет король успешно выполнял монаршие функции, а формально подчиняющееся ему правительство выстраивало государственность.
И вот на дворе 1940-й год. Германия оккупирует Норвегию с заявлениями, что они спасают страну от агрессии Великобритании. 'Мы их спасаем!' говорит фюрер своему послу в Норвегии. 'Но они воспринимают это как оккупацию' пытается возражать посол...
Не будем пересказывать дальнейший ход событий. Но король неожиданно поймет, что его правительство совершенно не готово выполнять свои функции в условиях военной угрозы. Что просто полагаться на их решение невозможно, потому что они не могут ничего решить. А посол Германии спешит по поручению Гитлера на встречу с королем, чтобы тот подписал соглашение.
'Все что сейчас происходит, происходит из-за меня. Из-за того, что я не отказался сотрудничать с Германией.' - говорит король, оказавшись на грани смерти и осознавая свою беспомощность...
'Выбор короля' - громкий исторический фильм. Он, как и большинство историй о королевских семьях, завораживает своей возвышенностью и отношением к нравственности, долгу и морали. Как это часто бывает мы видим довольно пассивное королевское семейство, которое когда-то давно не предприняло действий, которые следовало предпринять. И теперь, по прошествии времени они стоят в тупике и пытаются сделать самый сложный выбор. Выбор между возвышенным и приземленным, между собственной совестью и практическими интересами.
Удивительна весьма существенная разница в оценках этого фильма нашей и европейской аудитории. Иногда подобное явление сложно объяснить, но только не в фильмах о войне. Не преувеличу, если скажу, что наш зритель на тему смотрит весьма предвзято, со своей «колокольни», учитывая общественно-историческую память о событии. Это не камень в собственный огород, ведь своя колокольня есть и у других.
Просто вторая мировая оставила у нас в сотни раз более значимый след. И если зритель – не киноман, а, так скажем, обыватель, то он подсознательно сравнивает именно военно-исторический фон. Зачастую в ущерб художественности. Всё то же самое может и имеет полное право делать и норвежский зритель, да кто угодно.
Это я всё о чём? О том, что у каждой нации есть свой взгляд на событие, затронувшее почти всех. Своё исторически сложившееся впечатление. Вот норвежцы всё так видят, для них то, что они месяц с небольшим удерживали немцев во второй мировой – ещё какое событие. Мы же смотрим и видим то, что немцы то и особо не напрягались, потратили сутки на взятие всех ключевых городов и неделю ждали, когда сбежавшее правительство хоть как-то юридически подпишет всё что они скажут. А когда норвежцы заортачились, немного надавили бомбардировкой. Погибло несколько десятков человек, что для норвежцев достаточно, чтобы сделать это исторической катастрофой и вспоминать, как об одном из ужаснейших эпизодов в истории. Для нас, жителей страны, в которой была мясорубка, это не то, чтобы не понятно, а скорее не тот масштаб.
Ну да хватит об истории. Фильм мне весьма понравился. При других обстоятельствах я бы так не считал, ведь это фильм-хронология. Именно тот жанр, которым должна заниматься документалистика. Тем не менее, здесь есть художественность и она нивелирует чисто хронологический подход.
Возможно, если бы я посмотрел хотя бы несколько фильмов о Норвегии времен второй мировой, у меня бы сложилось о картине другое мнение, но я не смотрел. Этот – первый. Поэтому во мне был и «документальный» интерес. И, знаете, это очень познавательно. Очевидно, что норвежские создатели НЕ выбрали самый глупый вариант – заниматься геройством-мифологизаторством. Это удел стран с перенасыщенной в культуре тематикой. Да, фильм тут скорее носит просветительский характер. И не надо быть занудным историком-архивистом, чтобы сидеть и сравнивать: а так ли всё было? Тут, скорее, цель «понять настроения», «ощутить эпоху».
Считаю, что по фильму можно судить о том, какая была паника, и вообще, каким шоком стало нападение. Вот прям через весь фильм идет эта линия: «ничего себе, у нас что, война?». Даже когда по радио говорят, что фактически уже и защищать норвежцам нечего, все равно народ не верит: «ну мы же нейтральная страна».
Характерный замечательный эпизод через несколько часов после вторжения (а тут вторжение не такое, как мы привыкли воспринимать – почти без выстрелов, просто зашли, подвинули и сказали «привет»), когда уже все на самом деле понятно, но никто в это верить не хочет. Правительство уже сбежало из Осло. И один ключевой человек государства спрашивает другого:
- Мобилизацию объявили?
- Да. Мы разослали письма почтой
Вот из подобных эпизодов и состоит фильм. Фильм, который показывает, как за несколько часов меняется жизнь тех, кто не просто воевать не привык, а кто и в мыслях не допускал, что это вообще возможно. И как они на это реагируют. Словно люди не с этой планеты. Совершенно другой формации.
По крайней мере, на это как минимум интересно посмотреть.