Перед нами история трансформации депрессивного манчестерского пост-панка, во главе с Joy Division, докатившегося до Западного Берлина — в брутальный индастриал Einstürzende Neubauten, и массу не особо известных теперь коллективов немецкой новой волны: Mania D/Malaria!, Die Unbekannten, Geile Tiere, Ideal, Die Tödliche Doris, упомянуты и панки из Дюссельдорфа — Toten Hosen, и DAF (тоже Düsseldorf, они известны чуть больше). Сколько героев осталось за кадром, понимаешь послушав сборники Deutscher-Kassetten-Untergrund 1979-1983, например. Ответная волна, перемолов в алко/нарко угаре изрядую часть богемной тусовки, принимает новые формы — на пепелище зарождается немецкий acid house/тechno, появляются love парады — в этой части фильма авторы акцентируют внимание на деятельности Westbam, у которого в 1988 году оказывается был даже лайв с Популярной механикой в Ленинграде!
Повествование ведёт молодой меломан, прибывший в Германию из жутко депрессивного во времена Тэтчер Манчестера — где буквально каждый второй занимался музыкой, чтобы каким-то образом вытеснить из мозга весь этот сумрак, или уезжал прочь — в такой свободный Западный Берлин, например, свою роль сыграло и увлечение героя немецкой музыкой: Neu!, Kraftwerk и Tangerine Dream. Попав в Берлин, он полностью там растворяется, невольно став свидетелем и соучастником событий. Прототипом стал Mark Reeder, реально существующий и теперь вполне успешный композитор/саунд-продюсер.
По ходу фильма выясняется, что Blixa Bargeld в молодости — напрочь отмороженный фрик! Он работал в баре, где-то поигрывал — пока наконец не осел в Einstürzende Neubauten, заодно подружившись с Кейвом. Бликса рассказывает об экспедициях по заброшенным и промышленным объектам Берлина, где они пытались извлекать музыку из чего придётся — играли внутри балок мостов, подыгрывая в такт проносящимся грузовикам, например — т.е. вы поняли как выглядит настоящий концерт Einstürzende Neubauten (+должна быть как минимум болгарка).
Характерный момент — одна из участниц Malaria!/Mania D, работавшая в магазине винила причитает: Как же я ненавидела Joy Division! Все, абсолютно все требовали их пластинки — очевидно смысл в том, что её угнетал игнор аудиории к их собственному творчеству — ответной реакцией полуподпольных местных групп стало демонстративное прекращение заигрываний с шоу-бизнесом, пение исключительно на немецком, в сквотах и бесплатно — получился суп, который варился сам в себе, поэтому они и остались популярны лишь локально. Когда зимой 1980 Joy Division всё-таки добрались первый и последний раз до Берлина — они собрали всего 150 человек, возможно сказалось отторжение всей этой берлинской тусовкой более успешных, как им казалось, конкурентов. Спустя 4 месяца после этого провала Кёртиса не стало (ему было всего 23).
В качестве примера успеха, авторы справедливо вспоминают берлинскую певицу Nena, с хитом — 99 Luftballons (1983) — выстрелило именно мультиязычное здание — а как же Kraftwerk? хотелось мне сказать в этот момент, которые начав выпускать альбомы в нем. + англ. версиях моментально поднялись на уровень мировых суперзвезд. Параллельно с West-Berlin и краут-роком — в пригороде Бремена возник Dieter Bohlen, которому наверное смешно (и грустно) смотреть фильмы про неудачливых берлинских деградантов-наркоманов, в то время как он всего-лишь выцепив на конкурсе самодеятельности молодую симпатичную кису, по имени Каролина Мюллер, и придумав ей удачную кличку (СС Catch) — сварганил за вечер-другой пару бессмертных нетленок, навсегда впаяв их имена в историю мировой поп-музыки (это не считая Modern Talking). Однако подпольные герои сетуют — как же трудно пробиться немецким артистам через англосаксонский барьер! Вроде бы логично — фильм про западно-берлинскую сцену, а не пресловутый Modern Talking, краутрок, или немецкую муз. индустрию, с другой стороны — восхождение/упадок происходили синхронно — пока Бликса пел под мостом для никого, СС Catch, ведомая Дитером, уже накручивала лайки перед миллионами телезрителей с I Can Lose My Heart Tonight. Для контрастности могли бы вставить кадры: упоротый Бликса, съев очередную порцию (не)понятно чего, смотрит расширенными зрачками в зомбоящик, откуда доносится 'Cause You Are Young.
B-Movie разворачивается на фоне воображаемого противостояния со стеной, которая, как выясняется, была вполне выгодна многим деятелям поп-арта, хотя бы с точки зрения self-промоушена. Теперь их послушать — никто особо и не хотел её сносить, но вмешались М. С. Горбачев и Р. Рейган — причем шоу с разрушением опять же стало поводом для самопиара, правда уже для вышеуказанных товарищей — конечно всё было сложнее, многие люди погибли пытаясь прорваться (стена простояла с 1961 по 1989 годы), но по факту её использовали в своих целях все кто только мог (тут можно ещё приплести Красные бригады).
Возможно разгул анархии и свободный оборот в Западном Берлине создавался намеренно — сарафанное радио доносило до восточных жителей, да и всей планеты, легенды о невиданной свободе, разумеется после сноса стены всё свинтили и зачистили. В результате, творческим людям пришлось подыскивать новые места: Кейв и Боуи покинули прекрасный город — это конечно шутка, они уезжали/приезжали в разное время и по своим причинам. Боуи к тому времени уже отошел от препаратов, написав знаменитый гимн — Ashes to Ashes (1980), где по сути отрекся от своей наркоэпопеи, наведываясь в Берлин лишь с концертами.
Кейва в фильме немного, возможно к лучшему — он не успевает переключить внимание на себя, они-то там как раз злоупотребляли — Бликса говорит об этом немного витиевато: Вы спрашиваете меня, бывал ли я на той стороне Берлина? Конечно да, но я не про ту сторону стены…
Bowie тоже маловато, хотя он жил в Берлине чуть раньше, но как раз его берлинский период — один из самых интересных в карьере, если оставить за скобками всё что они там употребляли. Фигурируют кадры, и герои культового фильма — Christiane F. (1981) и концерта Bowie устроенного специально прямо у стены, когда фанаты из коммунистической части Берлина собрались с той стороны, чуть было не устроив массовые беспорядки — Open Air am Reichstag, 6-8 июня 1987, на youtube: Bowie Berlin 1987.
Внезапный бонус фильма — молодая и прекрасная Tilda Swinton, которая катается на велике по Западному Берлину в середине 80х! Неизвестно что именно она там делала, но выглядит практически как ангел.
В разрезе Neue Deutsche Welle — авторы могли бы пару секунд уделить Xmal Deutschland (1980-1989), из хмурого портового Гамбурга, игравших в том же ключе и ту же эпоху, но увы.
Осенью 1981 в Берлине прошел underground фест (издан в 2005), где фигурировала практически эта вся подпольная сцена — зацените список участников на discogs: Die Grosse Untergangsshow.
В России много любителей Берлина — возможно вы даже бывали в этих сквотах и заведениях (давно закрытых): Risiko, Dschungel и SO36 — вам будет что вспомнить!
9 из 10