Палестина. На крыше семейного дома двух аборигенов расположился израильский блок-пост. За колючей проволокой - еврейское поселение. Короче, бытовая жуть и политическая немОга.
И живет в этом ближневосточном сараеве мусульманин-рыбак. Правоверный. Только без фанатизма и сопутствующих социальных дивидентов. То есть верит себе потихонечку, потому что все верят. Израильтян не любит, потому что все не любят. Ну и так далее.
Живет он, значит, как все. То есть все хуже и хуже. А тут, значит, и с морем выходит облом: израильтяне выудили последнюю рыбу, и деньги кончились совсем. Вот просто полная чаша крепкой безнадеги, хоть пей, хоть падай. Но везет тем, кто везет. Вот и рыбаку выпало счастье: закинул старче невод, а вытащил его... со свиньей.
И что теперь делать правоверному с этим недюжинным добром? Которое по определению нечисто?
Все верно, хлебнет рыбак несвинского горя. Ибо судьба - злодейка; она знает, что подкладывать. Будет он своего борова и продавать, и за веревочку водить, и в барашка рядить, и даже (о-о, эти интимные подробности оставим за кадром!)... и даже. И даже будут джихады и джахид.
И все это будет смешно и немного грустно.
И будет трогательный финал, превращающий анекдотичную историю в притчу.
Да, и еще будет русская, из России.
И много-много чувств о мире, дружбе и о любви. Между народами.
Прекрасно сыграно (особенно рыбак в исполнении Сэссона Габаи, иракца по рождению, проходившего всю каритну в одной и той же майке, иногда сильно поношенной, иногда - не сильно), хорошо поставлено, изящно, стильно, в общем, по-французски.
Описывать сюжет этого фильма не имеет никакого смысла. Сюжет фильма – это всего лишь форма, форма выражения мысли, идеи авторов картины. Форма аллегорическая, а потому малозначимая при простом описании. Главное в картине – содержание, те самые идеи авторов, выраженные в ёмких, проникновенных и глубоких аллегориях, метафорах. Используя эти конструкции, создатели сумели описать самый трудный, затяжной, противоречивый конфликт современности, конфликт между евреями и палестинцами, оставляя надежду на мирное существование, примирение враждующих народов. Оказывается, палестинцы и евреи могут вместе общаться, торговать, смотреть бразильские сериалы, и даже совместно патрулировать священную землю. Их споры – это лишь звуки, дуновение ветра в огромном безбрежном океане (еще одна аллегория фильма). Их враги – предрассудки, искусственные и невежественные. У каждого человека, еврея или палестинца, есть простые и понятные мечты: жить в мире и спокойствии со своей семьей, с близкими людьми. Эти мечты являются самой прочной основой для мира на Священной земле.
Всем любознательным зрителям, желающим познакомится с жизнью на Ближнем Востоке, рекомендую этот фильм. Он немного странный, наивный, драматичный, смешной, но неизменно добрый, что, к сожалению, встречается довольно редко. Самобытность картины не позволяет сравнить ее ни с каким другим фильмом.
8 из 10
P.S.
Сцена в конце фильма, где люди с ограниченными возможностями на костылях танцуют, проделывая акробатические номера, очень эмоционально сильная. Эпилог картины учит одному: никогда не теряйте надежду!