Ещё один фильм, имеющий большое значение для немецкого кинематографа, «Артисты под куполом цирка: Беспомощны» Александр Клюге снимает о Лени Пайкерт - дочери циркача, положившего жизнь на алтарь цирковой арены, в мечтах у которой создать собственный обновленный цирк.
Это история о девушке, которая искренне любит цирк и видит его делом всей своей жизни. Она находится в поиске метода, с помощью которого можно было бы реформировать цирк, соединив зрелище и политику, сделать цирк таким, каким его не привыкли видеть.
Донести людям свои мысли и видение окружающего мира - задача не из легких: «Иногда, чтобы разобраться в течении событий, нужна целая жизнь».
В отличие от подавляющего большинства причастных к цирковой деятельности предпринимателей, Лени не хочет, чтобы животные подражали людям: после всех войн, бед и лишений, на которые человечество испокон веков обрекает само себя, оно этого просто не достойно.
«Вместо патронов возьмем доброту: так эхо во всем мире станет тише» - звучит в фильме.
Лени одинока в своих взглядах и исканиях, никто не разделяет их с тем же энтузиазмом и бескорыстностью. Она делает всё возможное для достижения своей цели - влезает в огромные долги, убеждает кредиторов, берет ссуды в разнообразных банках, одним словом, бьется, словно рыба об лед.
«В один прекрасный момент всё это соединится: любовь к делу, романы и телевизионная техника» - говорит Лени.
Метания Лени Пайкерт свидетельствуют о ее не безразличии к равновесию в мире искусства. 'Бесчеловечное положение художника - в повышении уровня сложности своего искусства'.
«Артисты под куполом цирка: Беспомощны» - философская притча о том, к чему человек стремится. О том, какие препятствия на пути к результату способен преодолевать маленький человек, бесконечно начиная сначала: вопреки всей своей беспомощности перед лицом смерти и судьбы.
Весь фильм - это огромное собрание концептуальных мыслей, которые можно смело разложить на цитаты.
Клюге не боится обнажить нелицеприятные факты о своих соотечественниках, наоборот, он словно вскрывает накопленные десятилетиями скелеты в шкафу: 'Счастлив тот, кто забывает что было'.