«Дорога, кино» - экстраординарный фильм, и один из самых красивых фильмов, которые я видела за последние годы. Это история Вишну (Абхай Деол), молодого апатичного и беззаботного парня, который отправляется в путь на очень древнем грузовике своего старого соседа, «Шевроле» 1942 года выпуска, с передвижным кинотеатром в кузове, перевозящим кинопроекторы Victoria. Для него этот грузовик в некотором смысле способ избавиться от бремени своей семьи - продавать масло для волос Atma, для своего отца - и провести неделю на свободе, пока едешь из Раджастана к морю. По пути Вишну подбирает нескольких пассажиров, которые отправляются с ним в это путешествие: умного мальчика-сироту, старого мудрого механика, и красивую овдовевшую цыганку. Однако даже у этого бесплодного места есть свои правители, и они предстают в образе полицейского-садиста и жестоких гангстеров, контролирующих запасы питьевой воды (продают в пустыне воду, за деньги).
Этот фильм визуально потрясающий, поэтичный, художественный и абсолютно реальный. Режиссура Дэва Бенегала фантастическая (сначала думала, что он родственник великого Шьяма Бенегала, оказалось, нет, просто однофамилец). Чтобы понять его истинное значение, нужно было бы объяснить, что означает каждый объект в фильме - масло, воду, колодец, людей, которых он встречает и с которыми отправляется в это путешествие, группу женщин, ищущих воду, которых он всегда встречает на своём пути. Это жизненный путь, и каждый волен интерпретировать его так, как хочет. Но на самом деле это не имеет значения, если вы просто хотите насладиться фильмом.
Фильм просто увлекательный, загадочный и интересный, но при этом не заставляющий вас искать скрытое значение в истории. Ситуации, диалоги, персонажи, локации аутентичны и завораживают, фильм течёт медленно. Я была очарована не только потому, что фильм ошеломляющий визуально; у него также идеальный темп и необъяснимо преуменьшенное ощущение жизни.
Фильм «Дорога, кино» передаёт безмятежную красоту широких и безлюдных пустынных пейзажей. Это сделано настолько точно, что невозможно оторвать глаз от экрана. Этому способствуют два аспекта, которые являются самыми сильными в фильме: изысканная операторская работа и превосходное фоновое сопровождение. Эти два аспекта, выполненные с абсолютным совершенством Мишелем Аматье и Майклом Бруком соответственно, идеально сочетаются на экране, создавая потрясающе завораживающее визуальное наслаждение. Музыка дополняет образы и наоборот.
Мне понравились эпизоды, в которых группа начала показ различных классических фильмов, использовавшихся для расслабления злодеев. От «Стена» (1975) до «Сети любви» (1986) и «Жест» (1971). И по иронии судьбы, масло для волос отца Вишну каким-то образом всегда приходит ему на помощь. Фильм чрезвычайно реалистичен, а игра актёров абсолютно естественна. Все персонажи, выглядят абсолютно подлинными.
Абхай Деол играет главную роль в этом фильме, и этот актёр ещё раз доказывает, почему он, возможно, лучший актёр своей возрастной категории (хотя я и не являюсь его поклонницей). Он не боится показаться непривлекательным или эгоистичным, и у него это получается чрезвычайно хорошо.
Мохаммед Фейсал играет безымянного мальчика, который с лёгкостью и убеждённостью находится в поисках лучшей жизни.
Танништа Чаттерджи умопомрачительна в роли таинственной овдовевшей цыганки. Сцена, в которой она начинает петь прекрасную фольклорную песню, замечательна. Когда же она упоминает, что тоже хочет погрузиться в магию кино, потому что прежде никогда не видела кино, невольно задаёшься вопросом, есть ли в этом глубокий смысл. И это является особенностью фильма.
Однако тот, кто выделяется из всех четырёх персонажей, - несомненно, актёр-ветеран Сатиш Каушик - он просто выдающийся от начала и до конца. Он делает своего персонажа таким аутентичным, симпатичным и запоминающимся. Это одна из его лучших ролей и, по моему мнению, лучшая в фильме. В одном из самых замечательных диалогов фильма персонаж Сатиша Каушика говорит то, что действительно олицетворяет силу этой истории: «Ах, магия кино - позволяет забыть о жизни, боли, беспокойстве... Перенесёт вас далеко в мир грёз».
При первом взгляде на фильм вы поймёте, что режиссёр не ориентирован на широкие слои аудитории. У фильма стремительный темп, совсем как у грузовика, который перевозит главных героев. Жажда странствий охватит вас, если у вас есть такая жажда.
Фильм в основном о путешествии самопознания (Вишну). Сын человека производящего масло для волос, и продающего его, охваченный жаждой странствий, обнаруживает в этом путешествии смысл взаимоотношений. Его сопровождают в этом путешествии, три человека, имена которых однако остаются неизвестными. Никто никого ни о чём не спрашивает, никто не называет своих имён (кроме Вишну), но все они ищут что-то особенное в жизни, что поможет им обрести истинный смысл бытия.
Кроме того, кинематография абсолютно потрясающая. Никогда ещё пейзажи Раджастана не были так красиво изображены на экране. Широкоугольные виды бескрайней пустыни, которые ведут в ничто в пустыне, и группа женщин, бредущих несколько дней в поисках воды, выполнены блестяще. И, они являются общей цепочкой на протяжении всего фильма.
Фильм этот больше международный, но индийским сердцем. Назвать это Болливудом будет не совсем правильно. Этот фильм принадлежит мировому кинематографу, и существует на многих уровнях. На самом поверхностном уровне, это кажется тонкой комедией с ситуационными шутками и небольшим количеством фарса. Если немного покопаться, то обнаружишь, что это путь человека к обретению себя, когда приходится иметь дело со старым грузовиком, грубой, сухой погодой и некоторыми людьми, которые пережили свою долю боли и страданий, и как им всё ещё удаётся сохранять покой и с нетерпением ждать некоего неуловимого спокойствия.
Копните немного глубже, и вы обнаружите, что фильм рассказывает о некоторых неотъемлемых социальных проблемах, которые всё ещё затрагивают большую часть сельских районов и племён Индии. Трудно представить, что такая простая вещь, как вода, может быть причиной убийств и поджогов, но нам преподносят это с большой деликатностью. То, как главные герои чуть не умирают от жажды, как их чуть не убивают за попытку украсть воду, помогает осознать проблему, которая чужда большинству из нас.
Копнув ещё немного, мы обнаруживаем, что индийское кино пытается привлечь к работе режиссёров, которые снимают фильмы от чистого сердца, с посланием, которое они хотят донести до каждого, кто пытается понять их кино. В фильме нет сюжета, который перерос бы во что-то большое. Для такого фильма, как этот, не должно быть сюжета. Очень немногим режиссёрам это удаётся. Это фильм, который должен войти в историю как фильм, изменивший или, по крайней мере, пытающийся изменить парадигму индийского кинематографа. Это, безусловно, урок кинематографического мастерства.
«Дорога, кино» - действительно лирическая дань магии кино - захватывающая дух, красивая и завораживающая жемчужина. Погрузитесь в эту историю…
10 из 10