Ницше как-то сказал: женатый философ - персонаж комедии. Филипп Коллен утверждает схожее: престарелый философ - персонаж комедии. Кант Коллена комичен и забавен. В нем нет и намека на великого метафизика и ниспровергателя философских основ, точнее, эти намеки не простираются дальше бородатых баек и анекдотов про 'кенигсбергского затворника'. Вот по прогуливающемуся Канту сверяют часы горожане; вот Кант ложится спать, затягивая на себе нечто среднее между спальным мешком и смирительной рубашкой; вот Кант выгоняет верного слугу Лампе, заповедая себе больше никогда не вспоминать это имя. Кажется, скверный характер и глупые привычки - все, что осталось от автора трех 'Критик'. Он уже даже не блещет остроумием на обедах, предпочитая бить фужеры. Как опять не вспомнить Ницше с его императивом: 'умри вовремя!'. Хотя не будем следовать расхожим байкам: ведь нам известно, что Кант до последнего вздоха работал над усовершенствованием своей Системы (т.н. 'Opus postumum').
Пожалуй, лишь последние кадры фильма вышли действительно сильными и оригинальными. Кант, услышав пение ласточек над головой, решает 'познакомиться' с птичками поближе. Взобравшись на чердак, он шарит рукой по стене, нащупывая гнездо, берет птенца в ладонь.. и тут рука безвольно свисает, роняя птенца вниз. Тайна жизни ускользает от великого мыслителя, прячась за тайной смерти. Впрочем, место в чертоге небожителей для него давно забронировано. 'Последние дни Иммануила Канта' - о днях, которые уже ничего не могли убавить от его бессмертия...