Фильм 'Меч' - первая режиссерская работа выдающегося гонконгского режиссера Патрика Тама. В отличие от своего звездного ученика Вонга Карвая, заслуженного считающегося, пожалуй, лучшим гонконгским режиссером, снискавшим лавры всех возможных фестивалей, Патрик Там не настолько известен миру. И незаслуженно.
И то, что в первой же своей полнометражной ленте Патрик Там создал такой шедевр, свидетельствует о выдающемся таланте Художника.
'Меч' вобрал в себя все лучшее от жанра 'уся' - так называемый 'меченосный' жанр, основной в гонконгском кинематографе 60-х, постепенно терявший популярность в 70-е, уступая место наступившей эре трюкового кино. Великолепная хореография поединков на мечах, историческая, и в то же время вневременная (эпоха не указана) атмосфера рыцарства - все это передано очень красиво, изящно и в то же время мощно и сильно. Но 'уся' - это оболочка картины, а под ней - экзистенциальное кино о поиске смысла жизни, о самосовершенствовании, о чести, долге, совести, любви... О страдании, искуплении, воздаянии... Необходимо отметить и лирическую мелодию, в разном ритме звучащую на протяжении всего фильма, и подчеркивающую настроение каждой сцены. В 'Мече' нет ни одной фальшивой ноты - настоящее произведение искусства, классика гонконгского и мирового кинематографа.
Конечно, я очень рекомендую этот фильм - просто потому, что сейчас подобного кино просто не снимают. Да и в былые времена рассвета мировой кинематографии шедевры создавались не так уж часто.