Мнение: Ее зовут Клод, она молода, игрива и сексуальна настолько, что все оказавшиеся поблизости мужчины ведут себя подобно весенним кобелям. Его зовет Пьер, он высокий, худощавый, и немногословный интеллектуал. Над ними палящее летнее солнце, вокруг бескрайние песчаные дюны бельгийского побережья, а неподалеку старинный город с величественной готической архитектурой. Казалось бы, чем не стремящий к идеалу романтической отпуск, что мешает придаваться любовной неге и растворяться друг в друге? Но драма в том, что они брат и сестра. Фильм снят в эпоху когда идеи классического фрейдизма превалировали в головах многих западных людей, что возьмет верх: рациональное, бескомпромиссное 'табу' или беснующийся 'ид'? Ведь если мы поверим ветхим книгам, то весь род человеческий был так или иначе плодом инцеста- Ева была плоть от плоти Адама.
Фильм снят в духе так называемой французкой 'новой волны', а простота в кадре и легкость мизансцен уравновешивается поэтическими рассуждениями за кадром и емкими диалогами- настоящие стихотворения в прозе. Все это сопровождается ненавязчивым, жизнерадостным джазом.
Этот уже забытый фильм бельгийского постановщика, в свое время ставший номинантом Каннского кинофестиваля, – без преувеличения можно назвать настоящим открытием... Двое в дюнах. Он и она. Эти двое - брат и сестра. Они понимают друг друга, и это понимание удивительное, особенно, почти телепатическое. Удивительная деликатность, с которой Дегелен создаёт этот красивейший фильм о непростых отношениях, говорит о подлинном таланте и мастерстве этого малоизвестного широкому зрителю бельгийского автора.
Необыкновенно красивые кадры, простые короткие диалоги, изобретательные мизансцены и слегка ломкая игра непрофессиональных актёров – всё вместе складывается в фильм о любви и подлинно горькой поэзии, и, кажется, слова не нужны – ведь солнце в морских волнах, лица влюбленных и песок в волосах скажут нам больше, чем любые слова. Пляж, легкий ветер, молчание, взгляды, неторопливость во всем и яркое солнце - тихо! здесь всё понятно без слов.
Автором музыки к фильму стал композитор Марсиаль Солаль, в том же году написавший музыку к фильму Жан-Люка Годара 'На последнем дыхании'.
60-е, кинокритики и молодые режиссёры внезапно стают восторженными сторонниками новой формы кино, французской «новой волны». Некоторые, однако, выбрали одинокий путь и Эмиль Дегелен из их числа. Тем не менее, у Жан-Люка Годара и Эмиля Дегелена есть общее: радикально экспериментальный дух, порывающий с традиционными конвенциями кино и Рейчел, сестра Годара, с которой у молодого Дегелена была любовная связь. Но Дегелен довольно сильно отличался от своего французского коллеги: в качестве молодого режиссёра он предпочёл идти своим путём и с тех пор скитался в глуши. Два мастера, которые знали друг друга в течении десяти лет, получают эхо-сигналы друг от друга, но никогда не встречаются. Встреча состоялась на фестивале в Каннах в 1960 году. Эмиль Дегелен, бельгийский режиссёр, который является автором многих документальных фильмов, экспериментальных короткометражек и пяти художественных фильмов. Некоторые из них собрали награды на престижных фестивалях. Он преподавал режиссуру в Брюссельском институте театра и кино с 1962 по 1992 год, а также написал несколько романов. Его первый художественный фильм «Если ветер тебя пугает», представленный в Каннах в 1960 году, является типичной «новой волной». Однако, это далеко от свободы тона и пьянящего чувства открытия нового языка, характеризующего фильмы Годара, Ромера и других. Ибо этот фотогеничный фламандский пляж Северного моря красиво смотрящийся в чёрно-белом изображении и эта красота, которая поражает, в скором времени проявляется в качестве самоцели, а в конечном итоге немного утомляет. Сюжетная ось, вокруг которой фильм развивает свои вариации, представляет собой инцест-отношения между братом и сестрой. Талант и мастерство кинематографического материала Дегелена неоспоримы, но это совершенство исключает эмоции. И всё же это не сводит к минимуму важность работы режиссёра и он демонстрирует высокие амбиции и несомненный талант.
Сюрреалистическое приключение! Дегелен снимает с очень маленькой съёмочной группой. Пять человек, в общем, экипаж для документального фильма. Дегелен является сценаристом, режиссёром и монтажёром. Тесная дружба, методические навыки и мотивация, которая творит чудеса, чтобы осуществить общую мечту. Актёрский состав включает в себя молодую дебютантку, Элизабет Дулак, подготовленную Дегеленом на женскую роль и малоизвестных актёров театра. Два полных лета без единого облака и капли дождя, кемпинг съёмочной группы в песках. Атмосфера в маленькой команде источает едкий запах декора, бесконечные дюны. Декор дюн на чёрно-белой плёнке идеально подходит для создания напряжённой атмосферы между двумя главными героями, сестрой и братом, которые сталкиваются с табу скрытой страсти. Доминирующие горизонтальные размеры ландшафта не излучают покоя, но молчаливое согласие в их судьбе. Медленный ритм фильма разжигает отражение, а не кровосмесительные отношения, отражение большой любви между двумя партнёрами, которые хорошо знают друг друга. Трезвая сюжетная линия, нет грязи и пошлости. Современный интеллектуал Пьер и красивая Клод, как Адам и Ева – одни, но не в мире, а в цивилизации. На планете, где они не могут быть друг с другом и где каждая мысль о страхе осуждения. Они способны смеяться, размышлять о любви и в этих мерцающих песках Пьер и Клод - единственные живые существа. Дегелен удачно использовал бельгийский прибрежный ландшафт.
Это не история, которая говорит о пытках желания, как большинство литературных произведений или фильмов, любовь здесь общение, психологическое и физическое, любовь здесь лёгкость и любовь здесь верность. Красивое кино и в отличие от множества современных картин, вместо непрерывного созидания напряжённости, здесь мы имеем более естественный поток с рывками и отливами до последнего кадра. И как будто это естественно, что оба должны влюбиться друг в друга, медленно, но неотвратимо. Пьер и Клод – история влюблённых, этот фильм – ода их красоте.