Было досадно узнать, что 'Опасные связи' оказались успешнее, чем 'Вальмон'. Ознакомившись с оригинальным произведением, я решила посмотреть экранизации, и больших симпатий удостоился второй фильм. Может, 'Вальмон' окупил бы затраты, если бы фильм вышел раньше или значительно позже 'Опасных связей'. Как знать.
Да, создатели позволили себе более вольную интерпретацию, но это нисколько не навредило самой истории. И сцены маркизы с Жеркуром, и гротескное свидание Сесиль с Дансени, которых не было в романе, только обогатили сюжет и сделали персонажей еще объемнее.
Кастинг - просто восторг. Аннетт Беннинг в роли маркизы произвела большое впечатление. Именно такой я ее и представляла. Актриса отлично справилась с ролью дьяволицы под маской ангела. Если уж сравнивать с 'Опасными связями', Гленн Клоуз разочаровала даже несмотря на блестящую игру, ибо ее типаж сразу выдавал злодейку. Колин Ферт не совсем вписался в мои представления о герое, но он тоже смотрелся органичнее в роли Вальмона, чем Малкович. По той же причине. Виконт - проходимец, который умеет маскироваться под романтика. Ферту в этом амплуа веришь больше. В случае Малковича, сложно было представить, как президентша умудрилась попасть на удочку его героя, ибо он особо не скрывал свою истинную натуру.
Не могу не похвалить и очаровательную картинку. Глаз радовался. В-общем и целом, крутая экранизация. Смотрите - не пожалеете.
Если заняться сравнением, то молодёжный вариант картины 'Жестокие игры', как и 'Опасные связи' Фрирза, явно проигрывают экранизации Формана. Данная картина получилась более целомудренная, без пошлостей, с необходимой дозой романтики, где все эти интриги несли больше любопытствующий, праздный характер, без сексуального озлобления, всё ради удовольствия.
Также картина может смело похвастаться более удачным кастингом, особенно это касается самого Вальмона. Малкович в роли соблазнителя выглядит, мягко говоря, не убедительно. Его внешность далека от миловидности, когда как она играет первую скрипку, о глубине здесь нет и речи. Он источает лишь похотливость и безосновательную уверенность самца. Фёрт напротив, симпатичен, приятно преподносит свои пороки, от чего вызывает лишь симпатии. Фрирз из персонажей сделал подонков, а Форман легко им простил распущенность и подарил человеческий облик. Именно это и располагает к более приятном просмотру. Конечно, от такого лёгкого подхода страдает морализаторская сторона, но концовка всё равно расставит всё по своим местам - пускай не так резко, но весьма иронично.
Фильм буду рекомендовать к просмотру, это своеобразная, но всё равно идеальная экранизация, которая смогла передать настроение автора, тем более тому способствовали отличные актёрские работы и общая атмосферность, которая была богата историческими деталями.
Вальмон - молодой, привлекательный, очаровательный и знающий обо всем этом молодой человек, который абсолютно бессовестно всем этим пользуется. Маркиза, в принципе, недалеко от него ушла, но, как и подобает леди, все свои похождения она тщательно скрывает. Эти двое устраивают настоящие игры, сплетенные из интриг и обмана, используя в качестве своих марионеток молодых и невинных людей.
Очень красивый, чувственный, элегантный фильм. Сюжет хоть и представляет собой самую обычную драму, но при этом очень интересен и свеж, интриги здесь хоть отбавляй. Актерская игра потрясающая: неподражаемый Колин Фёрт и шикарная Аннетт Бенинг создали великолепный тандем, отношение к которому у меня менялось на протяжении всего фильма в зависимости от ситуации. Декорации и музыка добавили фильму изысканности и величия. При всем этом в фильме очень много задора и юмора, которые удачно разбавляют драму, но не приуменьшают её.
Концовка мне, конечно же, не понравилась, но тут ничего удивительного, думаю, она никому не понравится, хотелось бы, чтобы всё было несколько иначе... Но в этом тоже есть прелесть фильма.
Всем любителям исторических драм, Колина Ферта, Аннетт Бенинг и просто красивого во всех смыслах кино.
Прошлая неделя у меня была посвящена Колину Фёрту, которого я очень люблю. В кино шёл неплохой «Гений» с его участием, я наконец-то посмотрела «Король говорит» (которого кажется видели все, кроме меня), и решила посмотреть что-нибудь из раннего. Поскольку я уже не раз убеждалась, что смотреть посредственный фильм только ради игры любимого актёра – мероприятие огорчительное, я выбирала по режиссёру и в конце концов остановилась на старом добром Милоше Формане.
Сейчас я немного нарушу хронологию и сразу расскажу, что сам режиссёр говорил об этом фильме. Откровенный, чувственный и остроумный роман де Лакло произвёл «сильное впечатление на неотёсанного двадцатилетнего парня», которым когда-то был Форман. Спустя многие и многие годы он пошёл в театр на постановку «Опасных связей» - пьесы К. Хэмптона по одноимённому роману. «Я был потрясён вольностями, которые позволил себе Хэмптон при переносе романа на сцену. Я всегда считал, что к литературному первоисточнику следует относиться как можно бережнее, но Хэмптон полностью исказил запомнившийся мне сюжет. Я был так заинтригован, что решил перечитать книгу».
Здесь Формана ждало ещё одно потрясение: пьеса Хэмптона была максимально близка к тексту Лакло, а вот воспоминания о нём Формана… Это были именно его воспоминания об этой истории. С годами в них на передний план вышли те события, что казались важными именно Форману; герои стали такими, какими они были по его мнению, а не теми людьми, о ком писал Лакло. И Милош Форман решил экранизировать свои воспоминания по мотивам романа далёкого XVIII века. Этот нюанс нужно иметь в виду и не обижаться сильно на режиссёра за искажения первоисточника. В конце концов – это лишь его воспоминания.
В эпистолярном романе де Лакло два главных героя – маркиза де Мертей и виконт де Вальмон. Прожженные интриганы и хладнокровные соблазнители – они стоят друг друга. Прежде их связывала любовь, ныне – дружба-соперничество. Каждый жаждет превзойти другого в «опасности» связей. Основные линии романа – соблазнение Вальмоном президентши де Турвель и совместная интрига маркизы и виконта, имеющая целью развращение юных и невинных Сесили Воланж и шевалье Дансени. В конце все получают по заслугам. Достаётся и невинным жертвам (впрочем, невинности к концу остаётся мало:)
В фильме Формана один главный герой – виконт де Вальмон. Маркиза никуда не делась и принимает активное участие, оставаясь, как и прежде, циничной, лицемерной и жестокой. Всё же, режиссёр делает центральной фигурой Вальмона, который всё также соблазняет женщин налево и направо, но делает он это так легкомысленно, словно удивляясь, как это так получается. Он всё также плетёт интриги, но делает это так грубо и неумело, что неизменно оказывается в дураках. В итоге, от судьбы достаётся именно ему – самому беспутному и бестолковому. Интриги маркизы расстраиваются, но вряд ли это помешает ей начать новые. Поистрепавшаяся невинность начинает разбираться в хитросплетениях «опасных связей» высшего общества.
По замыслу Формана, Вальмон просто искал настоящую любовь, а найдя её – мадам де Турвель - испугался и – погиб. На мой взгляд, он один из немногих персонажей, которые способны на искреннее переживание чувств, как это ни странно. Поразительно, что трогательные Сесиль и Дансени довольно быстро оправляются от взаимных разочарований и измен, и, высоко подняв голову, идут навстречу новым «опасностям». Вальмон же, встретив свою настоящую любовь и не зная, что ему с ней делать и не умея быть счастливым, ведёт себя по-мальчишески глупо. А может – мудро.
P. S. Хотя фильм и провалился в прокате, выйдя одновременно с точно следующей букве оригинала великолепной экранизацией Стивена Фрирза по пьесе того самого К. Хэмптона, на мой взгляд, лента М. Формана абсолютна самостоятельна и самоценна.
По странному стечению времени и обстоятельств этот фильм постигла при его выходе в прокат несчастливая судьба, поскольку практически одновременно с ним Стивен Фрирз снял свою версию «Опасных связей» - очень английскую, тяжеловесную, насквозь пропахшую затхлыми смятыми простынями и размазанными белилами, где Вальмона Джона Малковича с застывшим лицом сатира ждала столь очевидная расплата за все его циничные грехи (эдакий топорный вариант моцартовского Дон Жуана), только каменная десница судьбы явилась в виде Дансени. И это псевдодемоническая прямолинейная версия «наказанного развратника» почему-то полностью затмила собой изумительный в своей истинно французской тонкости и изысканности по части умения плести кружево любовных игр Вальмона Формана.
Недавняя постановка «Опасных связей» лондонского театра Донмар лишний раз подтвердила насколько хорош, точен и проницателен был двадцать пять лет назад Милош Форман, когда снял свой фильм, акцентируя внимание романа не на «преступлении и наказании», а на том, что «Опасные связи» все еще актуальны, и что как ни крути, в мире мужчин женщины всегда будут лидировать на поле битвы, где сходятся разум и чувство.
Безусловно, главная интрига этой истории в интеллектуально-чувственном противостоянии Вальмона и мадам де Мертей, но когда картами в игре становятся чувства других людей, то всегда крайне сложно предсказать, как брошенное украдкой слово может потом отрикошетить.
Здесь нет ни одного персонажа, который бы вышел из истории неизменным или не «подстреленным» в самую уязвимую точку своей натуры. Аннет Беннинг в роли маркизы де Мертей во всем великолепии своей красоты и изящества столь безупречно и актерски умно проводит всю партию с момента ее женского триумфа до осознания того, что когда заключаешь пари, чтобы разбить чье-то сердце, то в виде выигрыша можешь получить разбитым и свое собственное. Но в мадам нет раскаянья или тоски, она просто ждет следующую жертву! (Это, конечно, не слишком соответствует оригиналу романа, но и фильм не предполагает излишнего драматизирования).
Очаровательная в своей детской наивности Сесиль Файрузы Балк на лету ловит все премудрости женского коварства и быстро учится не только искусству манипуляции, но и возможности извлекать из ситуации выгоду лично для себя, прекрасно осознав, что каждый сам кузнец своей судьбы.
Тем не менее, мадам де Турвель Мэг Тилли, нежная фиалка с широко распахнутыми в детской наивности глазами, оказывается самым мудрым и тонким женским персонажем фильма, потому что она единственная, кто любит ради самой любви.
Прямой и искренний мальчишка Дансени Томаса Генри, видя, как легко и безответственно рушатся любые клятвы и обещания, и убивая, как ему кажется, главное Зло, превращается в малолетнего циничного негодяя, и тем самым ставит точку в своем растлении.
И, безусловно, главный виновник действа - Вальмон Колина Ферта, пожалуй, самое огромное достоинство фильма. Похождения созданного им повесы придает фильму ни с чем несравнимый шарм и харизму, и одной улыбки Вальмона – ласковой и искренней, без масляного налета опереточного развратителя в духе Малковича, - достаточно, чтобы понять, почему запущенный маркизой де Мертей механизм ни разу не даст сбоя. Ферту в фильме только 29 лет и он еще ни разу не легендарный м-р Дарси, поэтому легкость и виртуозность сыгранного им персонажа особенно поражают, когда смотришь на него с высоты прошедших лет и сыгранных им ролей.
За все два часа экранного времени фильм ни разу не теряет ни темпа, ни интриги, искрит как шампанское, и под конец оставляет восхитительное ощущение легкой грусти, словно лишаешься чего-то очень милого твоему сердцу.
К сожалению для меня этот фильм стал пустой тратой времени. 'Опасные связи' вот это настоящая Экранизация, а это так 'фильм по мотивам'. Ибо, да простит меня Милош Форман весь смысл книги он угробил на корню.
Маркиза из блестящей Аннетт Бенинг совсем не блестит, а только ржет как молодая лошадка по поводу и без, лицо актрисы весь фильм выражает одну и ту же глупую улыбку. Гленн Клоуз сумела показать героиню абсолютно со всех сторон, это опасная женщина, умелый кукловод и достойный противник Виконту. у Формана мы этого не видим.
Колин Ферт при всей своей элегантности и красоте просто страдающий молодой соблазнитель, так же не соответвующий своему персонажу. Где же тот порочный соблазнитель со взглядом покорителя бросающийся на жертву?? Где же столь важная трансформация героя от тщеславного бездушного рокового соблазнителя до расскающегося влюбленного мужчины? Лучше Джона Малковича Виконта нет.
В главных героях не видно ни борьбы, ни опасности такой дружбы, создается ощущение что 'ребятам просто нечем заняться, дай побаловаться'. Мадам де Трувель и вовсе вылетала из головы как только уходила из кадра. Единственные кто порадовал так это молодая пара Сесиль-Дансени. Вот они то точно получились получше Турман-Ривз.
А в целом скучный, лишенный всяких эмоция и красок 'фильм по мотивам'
Ещё не успели отзвучать фанфары по поводу восхищённо принятой картины 'Опасные связи' с выдающейся игрой Гленн Клоуз и Джона Малковича, поставленной по одноимённому роману Шодерло де Лакло, как уже на следующий год - в 1989-ом - чешский эмигрант Милош Форман ставит новую экранизацию знаменитого произведения, назвав его в честь главного мужского персонажа - виконта де Вальмона, которого на сей раз сыграл британский актёр Колин Фёрт. Название-то поменялось, а вот суть нет, так что не стоит думать, что именно Вальмон станет основным действующим лицом, а про циничную интригантку маркизу де Мертей позабудут. Как бы не так, и Аннетт Бенинг, сыгравшая эту роль, делит вместе с Фёртом основной план фильма. Во второстепенных, но очень важных ролях сыграют Мег Тилли (мадам де Турвель), Файруза Балк (Сесиль) и Генри Томас (Дансени).
Что ещё может отличать фильмы Стивена Фрирза и Милоша Формана - так это то, что последний практически один в один передал сюжетный ход произведения Шодерло де Лакло, в то время как Фрирз позволил себе некоторые отступления от оригинала. Не имеет никакого смысла касаться этого сюжета. Во-первых, многие знакомы с романом, а если кто-то не знаком, то настойчиво рекомендуется ознакомиться с классикой литературы, а, во-вторых, многие видели фильмы, основанные на этом произведении. Причём, даже молодёжная аудитория может легко припомнить драму 'Жестокие игры' с Сарой Мишель Геллар и Райаном Филлиппом, ведь и этот фильм вобрал в себя основные элементы романа, только действие было перенесено в современность. Возвращаясь к 'Вальмону', то надо сказать, что эта экранизация по актёрскому исполнению мало в чём уступает 'Опасным связям', но всё-таки, нет-нет, и где-то не хватает той глубины, которая так великолепно была показана Клоуз и Малковичем.
Но это вовсе не означает, что Колин Фёрт или же Аннетт Беннинг разочаруют зрителя. Это такие актёры, которые в любое время и в любом месте и в любом, разумеется, фильме играть плохо в принципе не могут и не будут. И всё же хотелось бы сказать, что при всём моём уважении к Колину Фёрту, этому истинному экранному британцу, Аннетт Бенинг выглядит несколько сильнее и роль коварной маркизы де Мертей ей несомненно удалась. За её поступки не раз хотелось ворваться в сцену и дать хорошую такую оплеуху ей, а после ещё и предупредить, что если она не перестанет играть судьбами людей, неся скандалы и растоптанные души с разбитыми сердцами, то ей влетит ещё более основательно. А вот к виконту де Вальмону таких негативных эмоций я не испытывал. Скорее всего, это связано с тем, что Фёрта я привык видеть в образах сдержанных и чопорных джентльменов, а вот образ закоренелого эгоиста, точно также играющего с женщинами в любовь как-то не клеился к нему. Хотя, стоит признать, Фёрт всё делал, чтобы зритель ему поверил и местами ему это отчётливо удавалось.
Что же касается второстепенных персонажей, то надо сказать, что мастера кастинга сделали свою работу может и не на самый высочайший балл, но всё же поработали знатно. Я прекрасно помню Файрузу Балк в роли оторвы в комедии 'Маменькин сыночек' с Адамом Сэндлером в главной роли и приверженку ультраправых взглядов в драме 'Американская история Х' с Эдвардом Нортоном, а в Вальмоне она играет такую искреннюю, такую добрую, чистую, открытую девушку и играет убедительно, со всеми драматическими моментами судьбы своей героини. Молодчага, Файруза, только жаль, что таких фильмов в её карьере не так уж и много. Генри Томаса открыл миру сам Стивен Спилберг, сняв его мальчишкой в фильме 'Инопланетянин'. Но дальше У Томаса начались сплошь и рядом второстепенные роли и вот в 'Вальмоне' его с лёгкостью затмевают не только Фёрт и Бенинг, но и Балк. А вот мадам де Турвель в исполнении Мег Тилли мне пришлась больше по вкусу, нежели Мишель Пфайффер в этой же роли из 'Опасных связей', хотя последняя получила номинацию на 'Оскар' за неё. Мег Тилли, как по мне, гораздо больше похожа на настоящую мадам де Турвель, она как-то более натуральная что ли.
Милош Форман завоевал симпатии зрителей после того как в 1975-ом году выпустил гениальную ленту 'Пролетая над гнездом кукушки' с не менее гениальной игрой Джека Николсона, а в 1989-ом году он рискнул поставить ленту 'Вальмон', которая ссылалась на роман Шодерло де Лакло, вышедшую лишь через год после одного из триумфаторов 'Оскара' 'Опасных связей', снятых по той же книге. Могу сказать, что 'Вальмон' весьма удобоваримый фильм и для поклонников не только творчества французского писателя, но и костюмированных драм фильм точно подойдёт для просмотра, тем более, что актёры фильма не подкачали.
«... тот, кто первым пытается обольстить сердце ещё невинное и неопытное, тем самым становится первым виновником его порчи и всю жизнь несёт ответственность за дальнейшие его заблуждения и грехи» (Ш. де Лакло, «Опасные связи»).
Субъективное восприятие искусства порой приводит к тому, что фильм, снятый по мотивам любимого романа и являющийся хорошим во всех смыслах, не удовлетворяет именно как экранизация, и это нивелирует все его достоинства. Казалось бы, «Опасные связи» кочевали во времени и пространстве, переносясь то в Америку, то в Корею, то в Китай, а Форман не стал изощряться и оставил местом действия Францию примерно тех же лет, что описаны в книге. Казалось бы, Форман хороший режиссер, и на пару с Жан-Клодом Карьером (великолепным сценаристом, за чьими плечами поистине впечатляющий список работ) он в состоянии сделать шикарную адаптацию, которая понравится и критикам, и простым зрителям. Попробую пояснить, почему, на мой взгляд, ему это не удалось, пусть и в порядке личного мнения, не претендующего на экспертную оценку.
Изюминка романа – сюжет, полный злобных интриг, которые плетут не самые лицеприятные герои. Де Мертей коварна, мстительна и склонна манипулировать всеми вокруг; Вальмон циничен, мстителен и честолюбив. Под стать и жертвы: Сесиль глупа и по-детски доверчива; Дансини нерешителен и подвержен чужим влияниям; Турвель добродетельна и неприступна… до первого серьезного приступа. Если бы не мадам Розмонд (чья роль, впрочем, сведена к минимуму), «Опасные связи» можно было бы смело назвать, вслед за «Ярмаркой тщеславия», романом без героя. Вот только мадам де Мертей – далеко не Бекки Шарп: это тип абсолютно ни перед чем не останавливающейся женщины, готовой на любую низость ради достижения своих не отличающихся возвышенностью целей. А у Формана Аннетт Бенинг изобразила именно Бекки – мелкую интриганку, а по совместительству сводницу.
Лучше смотрится Колин Фёрт: глядя на него, по крайней мере, веришь, что он может соблазнить почти любую женщину, в глубине души мечтающую быть соблазненной. Однако линия Вальмон-Турвель скатывается в такую неудобоваримую Санта-Барбару, что это не спасет даже самая гениальная актерская игра. Да, интерьеры красивы, а костюмы аутентичны (не считая отвратительного наряда Сесиль в сцене свидания), но за тем потоком сознания, что изливает на зрителя сценарий, не виден великий роман, и это – главный минус «Вальмона» как экранизации.
Присуждая фильму пятое место из семи в своем хит-параде, всё же оговорюсь, что как независимая картина, «Вальмон», вполне возможно, хорош. Его непременно стоит смотреть всем поклонникам фирменного почерка Формана и харизматичного Колина Фёрта. Если он и вызовет бурное отторжение, то лишь у ярых поклонников де Лакло, считающих любые перестановки акцентов вандализмом по отношению к отличной книге.
Удивительная штука: посмотрев обе экранизации в один день, прочтя критику (столь неблагосклонную для формановской ленты), ничего не могла поделать с собой. Вальмон Фёрта очаровал, пленил, как, впрочем, и весь фильм. Конечно, акценты смещены и финал изменен, но молодой, легкий, очаровательный и абсолютно беспринципный Вальмон гораздо симпатичнее, чем монументальный, холодный и вовсе не сексуальный герой Малковича. В фильме Фрирза он настолько неприятен внешне, что вызывает отвращение. Помилуйте, кого может соблазнить этакий ловелас? Игра актеров в обоих фильмах великолепна, но видеоряд здесь имеет первостепенное значение. На то оно и кино.
Маркиза в 'Опасных связях' на десяток лет (а то и больше) старше героини де Лакло. Странно представить себе изображающих страсть Джона Малковича и Гленн Клоуз. В целом фильм какой-то тяжеловесный, отдающий театральщиной. 'Вальмон' Формана живой, искрометный и оптимистичный. Совершенно пленила тетушка, подмигивающая Сесиль в финале.
В любом случае, неплохо посмотреть несколько экранизаций, включая и осовремененный вариант - 'Жестокие игры', чтобы вынести собственное суждение. Но мои симпатии на стороне Формана... и
'Вальмон' - тот фильм, который вызовет полемику между приверженцами точных экранизаций литературных произведений и любителями легкого талантливого кино. Консерваторы скажут: какие же это 'Опасные связи? Что это за шут вместо коварного прожигателя сердец! А что осталось от первоисточника? Книгу г-н Форман хотя бы открывал?'
Да, Милош Форман убрал всю трагическую часть финала романа, и вообще переиначил сюжет на свой лад. Но, скажите, разве благодаря этому фильм не приобрел ту воздушность, которая так свойственна картинам этого чешского режиссера? Его лучшие драмы ('Амадей', 'Пролетая над гнездом кукушки') имеют серьезные трагические линии, но смотрятся легко. У Формана необычайный талант снимать кино в такой манере, которая не оставляет тяжелый осадок после просмотра, но, тем не менее, задевает душу.
Милош Форман по-своему раскрыл нам образы злодеев. Он блестяще подобрал актеров на главные роли - Аннет Беннинг и Колина Ферта. Да, они злодеи, но такие обаятельными и обворожительными, не удивляешься, почему все герои так тянутся к ним. Это еще и подчеркивает, что зло может явиться под любой маской - в том числе притягательной и красивой, ненависть скрыта под светской улыбкой, а желание обладать за пустыми словами любви.
Оставив линию Вальмон-Трувель на втором плане, режиссер заострив внимание на истории малышки Сесили де Воланж. Честно говоря, именно из-за этого история с госпожой де Турвель осталась раскрытой не в полной мере. Это, пожалуй, единственный промах режиссера. Остальные же его находки и придумки выглядят очаровательно: виконт, начинающий ни с того ни с сего тонуть или вызвавший, как по мановению волшебной палочки, целый оркестр, чтобы завлечь госпожу де Турвель; задумка соблазнения Сесиль под прелогом написания письма Дансени, на мой взгляд, даже лучше, чем у Шодерло де Лакло. Вкус картины можно распробовать уже с первых сцен, когда маркиза де Мертей учит свою подопечную, как вести себя в свете. А как сделана безмолвная, но в то же время столько говорящая, характеризующая каждую героиню, сцена, когда Вальмон поочередно танцует с Сесиль, маркизой и госпожой де Турвель! Музыка, танец и взгляды не нуждаются в словах.
И в отличие от 'Опасных связей' Стивена Фрирза, более выпукло выглядят образы всех второстепенных героев: Дансени такой юный, неуклюжий, но искренний и упертый; Сесиль очень мила и наивна, она очень злится, когда ее называют маленькой, однако продолжает вести себя по-ребячьи (взять ту же замечательную сцену игры с Вальмоном, тоже отличная находка режиссера), именно такую Сесиль я себе и представляла; а чего стоит забавный образ тетушки де Розмонд, засыпающей прямо во время чаепития!
Это кино не впитало в полной мере всю нравоучительную суть романа, но тем не менее, я считаю 'Вальмона' лучшей экранизацией 'Опасных связей'. Да, она сделана сильно по-своему, со своим видением, но лично мне она ближе. Те же, кто хочет чистую иллюстрацию романа с нетронутой сюжетной линии - в их распоряжении фильм 1988 года.