Вот Юткевич в «Ленине в Польше» — на строго регламентированной территории — действительно обрел свободу молодости, кто б мог предположить. Что ж, ведь Ленин и был его молодостью.
До Барской не существовало детского кино: не экранизаций сказок, а оригинального, сыгранного для детей детьми, не умиляющих взрослых актерскими повадками, но остающимися на экране самими собой. Барская в одиночку детское кино создала.
ББ и Пудовкин пришлись не ко двору, поскольку в фильме действуют «люди-жертвы». Да, немцы на экране вызывают не только жалость, но и презрение, и гадливость, но не перестают от этого быть людьми, загнанными или загнавшими самих себя в кровавый тупик.
Золотые треугольники, светящиеся призмы, неумолкающая электронная музыка Клиффа Мартинеса за кадром — это «Черный лебедь» встречает «Шоугерлз» на рейве, где у Дарио Ардженто и Брайана Де Пальмы случился бэд-трип.
Собственно говоря, фильм именно о том, как рушатся декорации, как исчезает страх, как возвращается молодость, как проходит немота.
Хотя в отношения между героями Рокуэлла и Кендрик так же сложно поверить, как и в самих их героев, этот фильм можно вполне воспринимать как полтора часа, в которые двое отличных актеров пытаются развлечь друг друга, снимаясь в очередной проходной инди-комедии.
Возможно, этот фильм излишне перегружен странностями — в том же «Малыше Кенкене» сюрреалистические эпизоды для начала были разведены по разным сериям, чтобы в итоге сработать вместе гораздо эффектнее. Но это не отменяет восхищения тем, насколько сильны у Дюмона как чувство красоты, так и чувство юмора.
Рози много раз признавался, что не слишком задумывается о различиях между документальным и художественным жанрами. Иногда и правда кажется, что смотришь искусно срежиссированный артхаусный фильм. Местами это невероятно красивое, поэтичное и полное неподдельного саспенса кино, в котором все — так уж вышло — происходит на самом деле.
«Гений» полон до смешного нелепых моментов, которые отлично работали бы, будь он комедией. Но, к огромному сожалению, это не комедия, а серьезный биографический фильм.
Если бы «Допрос» был снят в Италии, в последнем кадре следователь получил бы пулю в затылок. Такой финал был бы, пожалуй, оптимистичнее финала «Допроса».
Даже искреннее зрительское потрясение от того, что дебютный фильм, на первый взгляд посвященный фантасмагорическим проблемам с метаболизмом, оказывается умнее и тоньше, не отменяет того факта, что это странное, даже дикое кино — и последняя его фраза «Что за черт?» описывает его идеально.
Абдрашитов поднимает случаи из жизни на высоту социологической трагедии.
«Разрушение» — очередной проходной фильм, которых каждый год выпускают десятками. Все плохое в нем исходит не из дурной сути его авторов, а из их определенного рода самовлюбленности, следующей из неосведомленности. Свое серьезное высказывание про скорбь и эмоциональную пустоту они подсмотрели у взрослых, но поленились разобраться, в чем там на самом деле была суть, и понять, стоит ли такое говорить в современном обществе.
«Возвращение к жизни» — плутовской роман, или «пикаро». То есть рожденное эпохой барокко (ничуть не менее изуверской, чем ХХ век) повествование о похождениях деклассированного пройдохи, бездомного искателя удачи, несмотря ни на что вызывающего сочувствие.
Придется сказать неловко, но иначе никак: то, как сыгран этот фильм, и есть то, про что эта пьеса. Она — о магической притягательности зла, о его гипнотизирующей силе.
«Жестокость» — это «историко-революционный нуар». Ведь нуар, в отличие от вестерна, не про закон и беззаконие, а про честность и предательство, правду и ложь. В поединке которых победа на стороне не правого, а вооруженного до зубов соперника.
Во второй части «Соседей» поднимается несколько гораздо более важных вопросов, чем в первой: тут говорят на темы феминизма, гей-браков, сексизма и расизма. Все это ужасно мило, но так же необязательно, как в первый раз: шутки по-прежнему остаются на уровне «Роуз Бирн блюет на Сета Рогена во время секса», «ребенок играет с дилдо», «Сет Роген чует травку».
Более герметичного, чем «Поединок», детектива, советское кино, кажется, не ведало.
Режиссер Шейн Блэк, написавший «Смертельное оружие», по-прежнему лучше всех знает, как делать бадди-муви про детективов — и как писать фантастически смешные диалоги.
Почти всегда у Гондри в центре был герой слишком не от мира сего, чтобы не витать в искусственных облаках и не утягивать за собою зрителя. В «Микробе и Бензине» у автора чуть ли не впервые получилось маленькое спокойное кино, которое искренне заинтересовано в обыденном, но оттого не менее завораживающем мире, окружающем его неординарных героев.
Это очень красивое, но затянутое и неживое кино, в котором определенное движение наступает в самый предсказуемый момент, и от этого кажется, что лучше бы автор не беспокоился, а продолжал ленивую драму о сибаритской жизни у огромного бассейна.
«Партийный билет» стал синонимом людоедства: жена доносит на мужа. Разговор о нем за пределами «парадигмы Павлика Морозова» предосудителен. Но Пырьев — не Чиаурели, «Партийный билет» — не «Клятва», а полнокровный, странный и страстный фильм.
Но что со Спешневым-то, в авангардизме не замеченным, да и по возрасту не поспевшим, случилось! Отчего, если по-честному, «второе дыхание» великих стариков выдает их возраст, а у невеликого Спешнева все так ладно и легко получается?
Не стоит требовать от Жалакявичюса ответа. Не потому, что он его не знает, а потому, что он твердо знает: ответа нет. Точнее говоря, ответ один (но именно ответ, а не индульгенция предателям): «Все мы — несчастные сукины дети», как говаривал Уильям Фолкнер.
Секрет обаяния «Чудесницы» — в сплаве сказовой интонации со вполне голливудским бурлеском, колхозных лозунгов с древними поверьями, к которым Медведкин относится настолько иронично, что ирония эта невольно переносится и на поверья советские.