«Вечное сияние страсти» Мишеля Гондри по сценарию Чарли Кауфмана — возможно, самая удивительная романтическая комедия made in USA.
Как всякая сугубо национальная комедия, картина «Американское великолепие» скорее всего не вызовет у иностранной аудитории, далекой от местных реалий, даже тени улыбки. Как всякая драма о каждодневном человеческом подвиге, она не может не расстроить впечатлительного зрителя сходством деталей, одинаковой для всех континентов беспросветностью и тщетностью борьбы с симптомами маниакальной депрессии.
Плюсов два. Во-первых, игра Николаса Кейджа, второй раз подряд после «Адаптации» демонстрирующего способность к удивительным трансформациям… Во-вторых, оригинален сюжет, основанный на афере, смысл которой угадываешь лишь в финале.
В итоге фильм о любви, во второй части которого много рекордно откровенных сцен на грани «трех иксов», превращается в что-то наподобие фильма ужасов. Так и есть. Фильм равен ожиданиям. И в этом главная беда.
Вообще именно актерские работы — отдельное достоинство фильма. Лучше всех Джонни Депп, с предельным артистизмом начавший вдруг осваивать пространство попкорнового кинематографа. Но в эпизодах не менее характерны и обаятельны Уиллем Дефо, Микки Рурк и даже — не поверите — Энрике Иглесиас…
Фильм вышел занимательным, забавным, но не злым. Вероятно, причиной стало то, что Олтмен поневоле вынужден был снимать реальную профессиональную труппу и не мог обидеть артистов чрезмерным сарказмом.
Фильм получился жестким. Если хотите понять, что такое современный стиль киноповествования и монтажа, то смотрите именно Wonderland, сделанный Джеймсом Коксом, которого считают перспективным. Тут вам и секс, драгз, рок-н-ролл (очень громкий и тоже жесткий). И полиэкран.
«Другой мир» лишний раз убеждает в том, о чем уже писал автор этих строк. Голливуд осознанно формирует Матрицу, погружает юную публику в параллельную, удобную ему действительность, которая постепенно начинает приобретать в сознании аудитории вид единственно реальной и исторической.
Хван не лукавил. Он и названия «Кармен» не изменил — возможно, из прокатного расчета. Парадокс, однако, в том, что его фильм хорош прежде всего теми деталями, которые не относятся к сюжету.
Весь фильм — как ручная работа. Каждый кадр выписан и выстроен, от 50-х к 70-м картинка меняется в соответствии со стилем и окрасом фильмов соответствующих годов. Клуни проявил себя режиссером-синефилом. Он явно делал картину с удовольствием — подобное всегда заметно.
Именно Худойназаров — тот режиссер, который словно пытается заполнить своими творениями средиземные евразиопские просторы. Говоря пафосно, пытается выразить дух Евразии. И хорошо: все мы этот дух чуем — мало кто способен выразить.
Сам фильм также можно окрестить «тихим американцем» — он неторопливый, негромкий, не собрал в Штатах и миллиона долларов, зато был хорошо принят на кинофестивалях…
Как ни странно, нагромождение стилей и тем меня не смущает. Кончаловский — режиссер с сильной профессиональной волей. Он сумел соединить несоединимое и добился любопытного эффекта: фильм на малоприятную для отечественного зрителя тему смотреть интересно.
На голливудской студии Fox меченые попсовой премией «Оскар» кинематографисты сняли авторское кино в самом худшем смысле этого понятия.
Нашей публике, рассматривающей «Дом дураков» в череде других русских фильмов и ранних работ самого Кончаловского, картина скорее всего покажется чересчур экспортной. Режиссер, конечно, творил авторское искусство, однако можно догадаться, что вписаться он стремился скорее именно в контекст мирового фестивального кино.
Картину несомненно рекомендуется смотреть повторно — единым взглядом родной пейзаж не охватишь. Перед страной опять поставили зеркало, и результат непредсказуем.
«Али» — самый неголливудский и реалистический из всех биографических фильмов, какие я видел за многие годы. Веришь — и всё тут. Станиславский и тот бы поверил.
Актриса и впрямь поразительна: она в совершенстве овладела и пластикой и мимикой парня-тинейджера, и пока мы не видим ее обнаженной, поверить в перевоплощение нелегко. Причем тут акт не только актерской трансформации, но и серьезного драматического исследования характера.
Попытка приспособить комедию в стиле братьев Фаррелли к потребностям тинейджеров. Сделано это неуклюже, словно в положении «полуприседа»: гэги то смешны, то преувеличенно плоски, и фильм в целом напоминает выступление второразрядной команды КВН из глуховатой провинции.
Есть американская динамика и есть чеховские лопнувшие струны. Сергей Бодров-старший подтвердил свою репутацию высокого профи, который и в чужом монастыре овладел премудростью чужого устава.
Кадр на почти физиологическом уровне передает и наркотическое опьянение, и опьянение безумной надеждой, и агонию затухающего сознания. Эллен Берстин за роль взбалмошной мамы номинирована на «Оскара»-2001, остальные актеры не менее самоотверженны. Визуально и эмоционально это одна из самых неожиданных и сильных лент десятилетия.
Бешеная энергетика Лурмена в конечном итоге вытаскивает даже зависшие номера и все равно делает их своего рода шедевром. «Мулен-Руж» нас развлекает и не ставит иных задач — ни познавательных, ни психологических, ни даже эстетически оригинальных. Два часа счастливой невесомости, буйный карнавал времен и народов.
Новейшая «Тень вампира» довольно точно передает окружавшую Шрека таинственность, которая пугала участников съемок. Он никогда не появлялся перед коллегами вне образа, его никто не видел без грима и балахона, и было похоже, ему ничего не надо было играть, достаточно быть в кадре самим собою. Эта манера — первое, что перенял у Шрека играющий его Виллем Дефо…
Смысл и главное достоинство фильма вовсе не в том, в каком порядке рассортированы эпизоды, а в порождаемом им чувстве тревоги за собственную память, которая, по большому счету, не сильно лучше пачки моментальных снимков с пометками: «она хорошая», «он плохой», «я — главный герой фильма».
В «Принцессе и воине» извращенных и вместе с тем совершенно логичных странностей так много, что фильм временами напоминает старые ленты Линча.