«В доме» при этом, пожалуй, самый изящный и забавный фильм Озона за последние годы.
«Табу» — редкий фильм последних лет, сделанный режиссером с удовольствием и для личного удовольствия.
Последние полчаса таковы, что мало никому не покажется. Тем не менее лично меня фильм не завел. Всех снявшихся в нем известных актеров перечислять не стану. Отмечу только Николь Кидман, сыгравшую третью в своей жизни смелую сексуальную роль — после фильмов «Умереть во имя» и «Именинница». Правда, в тех фильмах она почему-то выглядела значительно моложе.
На «Измену» Кирилла Серебренникова, выходящую сегодня в главных московских киносетях, стоит пойти уже ради имени режиссера. Серебренников — один из самых непредсказуемых и авторитетных театральных и кинопостановщиков поколения 30-40-летних.
«Координаты «Скайфолл» — умная самоирония бондианы над своей историей. Ответ на упреки скептиков.
Во время просмотра испытываешь подлинную жуть. Хотя оба главных актера достойны друг друга, а их роли соразмерны, он не столько о ней, сколько о нем, об изменениях в сознании не того, о ком заботятся, а того, кто заботится.
Мунджиу высказывается решительно, но аккуратно, утверждая, что религиозность стала сводиться для многих людей только к слепому исполнению обрядов и что в огромном официальном списке грехов, опубликованном румынской православной церковью нет почему-то греха равнодушия. При этом он не считает, что снял антиклерикальную картину о церковном мракобесии и новом православном фундаментализме. Он пытался не навязывать никакую идеологию, осуждать монахинь и их Папу — пусть зрители смотрят и сами решают.
Фильм и впрямь не вполне кондиционный, отчего, наверное, и был отобран в Канн. В нем много тарантиновщины — долгих разговоров бандитов о том о сем, вдруг прерываемых жестоким, но эстетским эпизодом. Он отсылает к классическому гангстерскому кино 1930-х.
Смерть так добра к людям, что даже заботится о судьбе оставшихся в живых и способствует некоему восстановлению справедливости. «Не бойся, это совсем не страшно», — говорит перед смертью героиня Литвиновой Рите Готье. Таков и общий посыл картины. Некоторые воспринимают фильм как комедию.
Фильм можно смотреть, причем с удовольствием и делая свои выводы, без расшифровки всех цитат и намеков.
Скроить фильм из одного только застольного трепа его авторам явно не удалось. Понимая это, сценарист и режиссер снабдили сюжет двумя вставными челюстями — сквозными действиями, персонажи которых не имеют отношения к новым ресторанным русским… Финальная массовая драка в ресторане тоже выглядит надуманной, словно бы создатели фильма не знали, как его завершить.
Зато, как ни придирайся, смотреть фильм интересно. И, что ни говорите, а все-таки он дает представление о поколении битников, которое нынешней молодой публике почти неизвестно (кроме разве что Берроуза). Ведь представители этого поколения всегда оставались маргиналами, и читать тот же роман Керуака «В дороге» непросто.
Это фильм о том, что мафиозный бизнес на марихуане содействует криминализации общества, регулярным убийствам, а Мексику довел до ручки (как говорит Стоун, многие еще недавно приветливые мексиканские города превратились в арену бойни).
Фильм «Варшавская битва» снят в первую очередь для молодых зрителей — в Польше на него водят школьников целыми классами. Тут Ежи Гофман совпадает со своим младшим российским коллегой Никитой Михалковым, который свой фильм о Великой Отечественной снимал так, чтобы молодые зрители его смотрели и гордились своей страной.
По-моему, уход Деймона — благо для киносериала про Борна. Реннер куда приятнее. А что до режиссера, то кому было снимать четвертый фильм, если не Тони Гилрою — автору сценария всех трех предыдущих фильмов, уже зарекомендовавшему себя в качестве хорошего голливудского постановщика фильмом «Майкл Клейтон»?
Жить-нежить по-русски и ужасаться по-американски«Жить» — один из самых крутых российских фильмов года — от режиссера, создавшего знаменитый в избранных кругах «Волчок».
Оказывается, текст о стремлении к власти, о диктатуре, демократии, свободе, насилии, политических играх и предательстве очень естественно звучит в тюремных стенах. Актеры-зэки проецируют на идеи Цезаря, ставших триумвирами после его убийства Октавия и Марка Антония, хитрого публициста Цицерона, заговорщиков Брута и Кассия личный жизненный опыт — оттого эти идеи становятся жизненными и внятными. Начинаешь даже в свой черед проецировать фильм на современную российскую реальность.
Это как бы реалистическая картина. Но на эффектнейших боевых сценах, появись которые в 1990‑м, мы умерли бы от счастья, начинаешь скучать. Потому что сюжету они не дают ничего. Смущает и то, что новый фильм — этакий цитатник-путеводитель по недавним, любимым Уайзменом фильмам.
Киноальманахи, когда на одном экранном пятачке сталкиваются и конкурируют режиссеры разных стилей и пристрастий, интересны всегда. А у этого альманаха очень сильная режиссерская команда, не зря его презентовали в мае на Каннском кинофестивале.
Любопытная вещь — советские фильмы с социальной проблематикой, казалось бы, безнадежно устарели. А «Остановился поезд» так же актуален, как и тридцать лет назад.
Между тем «Темная лошадка» отличается от прежних фильмов Солондза. Во-первых, в ней нет типичных для Солондза эпизодов на грани и даже за гранью фола (педофилия etc.). Во-вторых, впервые у Солондза явь перемешивается с фантазиями, и с какого-то момента перестаешь понимать, где в этом фильме реальность, а где глюки — и чьи именно?
Это фильм, наполненный верой в то, что в мире все-таки возможны бескорыстные герои, которые служат людям. В России мы эту веру утратили.
Подобно книге, фильм на две трети состоит из череды сменяющих друг друга диалогов героя с разными людьми. Но во время чтения не возникает ощущения повторяемости, моторности, а во время просмотра, увы, оно возникает.
Если отвлечься от нюансов, то концептуальная новизна проекта оказывается под вопросом.
Новый фильм, хотя и назван в оригинале To Rome With Love — «Риму с любовью», не столько о Риме (при том что события разворачиваются на фоне Колизея, фонтана Треви и т. д.), сколько о римлянах и вообще итальянцах.