В этом смысле фильм «Кончится лето» — наследник звягинцевского «Левиафана», пусть и снят на других российских северах. И то, что украдено у человека с добрыми намерениями, и есть не просто золото, а тот самый драгоценный металл, которому просто нет цены.
Но создателей фильма и, в первую очередь, самого Сергея Жукова выручили природное чувство юмора, позитивное отношение к жизни, самоирония и перфекционизм.
Долго и умело следуя по тонкой грани правдивости и нигде ее не нарушив, в финале режиссер сдается, и то, что должно было стать негромким, как весь фильм, итогом вдруг киксануло.
Так что наш сильно оскудевший шедеврами экран получил неожиданный подарок: «Идеального лжеца» можно смело рекомендовать всем зрителям, соскучившимся по талантливому, выдержанному в лучших классических традициях кино.
В любом случае ясно, что «Собиратель душ» — произведение не вполне заурядное и по многим отважным художественным приемам заслуживает долгой памяти в истории ужастиков.
Простая до примитива, неприкрытая утилитарность — болезнь, поразившая наше кино эпохи голой прагматики.
В фильме Владимира Котта живет память о комедиях Данелии, Рязанова и Гайдая. Прошу рассматривать мои слова не как упрек, а как комплимент.
Чутко откликаясь на требования нынешней растерянной толпы, прирожденный диджей Дюпье делает комедию апокалипсиса, обряженную в пестрые одежды нескончаемого, очень болтливого сюра.
Соснин и команда сделали независимое кино, без господдержки, как говорится, на одном энтузиазме. При этом темы людей с особенностями развития, сказки, фантастики, человеческой агрессии и добра раскрыты так, что никакими субсидиями и заказами от высоких структур порой не добиться.
Режиссер Сорокин нашел свой ракурс, свой ключ к тому, кто этот человек, его герой, и что он из себя представляет. Главное, напоминает нам режиссер, полюбить себя и быть честным, а слава — потом. Насколько это имеет отношение к реальному Niletto — вопрос спорный. Но экранный артист получился таким.
Авторы сосредоточены на мощи семейных связей, на мистической силе любви, позволяющей героям пройти через все круги рукотворного ада, не сохранив жизнь, но сохранив верность друг другу.
Временами кажется, что мы смотрим фильм, снятый Фрэнком Капрой в содружестве с Альфредом Хичкоком.
В сущности, это скорее попытка эссе о мощных стихиях жизни, где все непредсказуемо, добро легко становится злом, хорошие порывы оборачиваются бедой, и все это вписано в столь же непредсказуемую и всесильную природу. Вряд ли она станет достоянием массовых семейных киноэкранов, но как предвестие нового хорошего кино — впечатляет.
Мастер отвешивает отринувшему его миру хорошую затрещину, не очень разбирая, изящен ли жест. Но это по-прежнему большой мастер.
Возможно, причина неудачи в слишком долго рождавшемся замысле: такой фильм органичнее вписался бы в 90-е с их золотыми цепями и красными пиджаками, растерянной интеллигенцией и всеобщей безнадегой, но теперь он завис вне времени и пространства без ясной мысли и внятной цели.
Фильм многослоен, многопланов и сложен, как жизнь, где не на все вопросы есть ясные ответы.
Как не вспомнить при просмотре фильма «Год рождения» известную фразу о мужьях, страдающих от родов. Ну а Библию, где Авраам родил Исаака, Исаак родил Иакова…, и вспоминать не надо — Местецкий прямо и косвенно к этому много раз отсылает.
И хотя режиссеру довольно часто отказывают вкус и чувство меры, можно выйти из зала с засветившейся лампочкой в сердце: наивное добро все-таки непременно разотрет злые издержки цивилизации в пыль.
Ценность картины в том, что она наполняет сердца зрителей надеждой, радостью и добром. И лишний раз напоминает, что когда между близкими есть любовь и стремление поддержать друг друга, многое можно и пережить.
Фильм «Лунатики» Юрия Мороза, премьера которого прошла в Выборге, актуален в любые времена. Но в наше он попал — случайно или обдуманно — со снайперской точностью.
В фильме во всех смыслах происходит игра со светом. Но самое важное — внутренний свет человека: когда он проявляется, в какие периоды жизни человек особенно освещен, словно в театральном прожекторе, и так далее.
Людям, далеким от психоделики, это смотреть бесполезно, раз понять происходящее не могут даже его участники.
Фильм о материнской власти и любви получился авторским еще и потому, что Мороз сам написал сценарий, что ему несвойственно. А Виктория Исакова — жена Мороза — входит в число продюсеров картины, это ее продюсерский дебют. Так что получилось семейное кино во всех смыслах, где каждая — пусть даже самая маленькая роль, наделена особым значением.
Режиссер демонстрирует уверенное владение языком кино, его выразительностью, его способностью передавать то, что выше и содержательнее прямого действия, которого в кадре почти нет. А главное — воплощать зыбкость, ирреальность рассказа, когда ни в чем нельзя быть уверенным: было ли все это, или всего только плод воображения, излучение несбыточной мечты о чувстве всеобъемлющем и отрицающем все прочее.
Его фильм застрял между общеизвестной документальной правдой и типовым голливудским боевиком с выжженными солнцем марсианскими пейзажами и замотанными в тряпки невнятными аборигенами, от «салям алейкум» которых всегда исходит неясная угроза.