Ловушка «Джокера»: как Венецианский фестиваль стал важным этапом оскаровской гонки

Обсудить0

Венецианский кинофестиваль не просто старейший киносмотр Европы, но и стартовая площадка для многих фильмов, которые впоследствии будут претендовать на статуэтку Американской киноакадемии. Рассказываем, когда сложилось плодотворное сотрудничество «Золотого льва» и «Оскара», при чем тут Netflix и кого из программы Венеции-2024 мы увидим через несколько месяцев на сцене театра Dolby в Голливуде.

«Джокер»

Четыре из десяти последних фильмов, получивших главный «Оскар», были впервые показаны именно на Венецианском кинофестивале. Это «Бёрдмэн», «В центре внимания», «Форма воды» и «Земля кочевников». Причем два последних получили еще и «Золотого льва» — главный приз итальянского смотра. Кроме того, «Золотого льва» получали «Горбатая гора», «Рома», «Джокер» и «Бедные-несчастные»; все они впоследствии были номинированы на «Оскар» за лучший фильм, но все же уступали конкурентам. Для сравнения с Каннами: только три ленты за всю историю (!) получили и «Золотую пальмовую ветвь», и «Оскар» за лучший фильм.

И это только если смотреть на самую верхушку наградного айсберга. В целом же в XXI веке в Венеции проходили премьеры еще 21 ленты, и они не получили «Золотых львов» на фестивале, но затем были номинированы на «Оскар» за лучший фильм. Семь из них — в 2000-е. Десять — в 2010-е. И уже пять в 2020-е, притом что десятилетие еще в самом разгаре. Многие их них Американская киноакадемия награждала в других категориях.

При этом тесная связка Мостры и Голливуда выстроилась только в последние годы. В 1990-е из основного венецианского конкурса в номинанты на главный «Оскар» перекочевали только «Славные парни» и «Правила виноделов» (правда, вне конкурса в Италии показывали «Жестокую игру», «Почтальона» и «Елизавету»). Ни одна из этих лент не получила ни «Золотых львов», ни «Оскаров» в главной категории.

Когда все поменялось

В начале 2000-х международный статус Венецианского кинофестиваля в качестве медийного смотра стал падать, американские фильмы в программу попадали, но в основном независимые, а не студийные. Мейджоры экономили и предпочитали показывать фильмы на «Теллурайде», «Сандэнсе» или в Торонто, то есть не выезжать за пределы своего континента. В Европу ездили только ради более престижных Канн. Продюсеры считали, что для успеха в оскаровской гонке стоит тратиться на рекламу в США, а не на промо и логистику в Старом Свете.

Ситуация изменилась с приходом нынешнего президента фестиваля Альберто Барберы в 2011 году (до этого он управлял смотром с 1999-го по 2001-й). Он убедил городские власти и организаторов Венецианской биеннале, в рамкой которой проходит кинофестиваль, обновить залы и сам летал в Лос-Анджелес по два раза в год, чтобы лично очаровать глав крупных студий и независимых кинокомпаний.

Стратегия Барберы сработала: уже в 2013-м Венецию открыла «Гравитация» Альфонсо Куарона с Сандрой Буллок и Джорджем Клуни в главных ролях; последний к тому времени давно жил в Италии и даже участвовал в основном конкурсе фестиваля с режиссерским проектом «Доброй ночи и удачи». Warner Bros. не была уверена в успехе дорогостоящего сай-фая, но кино заработало шикарную прессу в Венеции (96% на Rotten Tomatoes) и почти 800 млн долларов в мировом прокате. Церемонию вручения Американской киноакадемии создатели фильма покинули с семью наградами. C тех пор как минимум один из номинантов на главный «Оскар» стартовал из Венеции, большинство из них были созданы мейджорами, собирали в прокате приличные деньги и получали статуэтки в разных категориях. Уже в 2018-м The Guardian назвала Венецию «плацдармом для „Оскара“». А критик Variety Гай Лодж считает, что смотр стал такой площадкой уже в 2015-м, когда «Бёрдмэн» взял золотые статуэтки за режиссуру, сценарий, операторскую работу и лучший фильм.

«Гравитация»

Теплые отношения у фестиваля сложились не только с Warner Bros., которая возвращалась на фестиваль с обоими «Джокерами», «Звезда родилась», первой «Дюной» и вторым «Битлджусом», но и с Searchlight Pictures (ранее Fox Searchlight Pictures). При Барбере независимая кинокомпания привезла на Лидо «Бёрдмэна», «Форму воды», «Землю кочевников» (все три картины Киноакадемия, напомним, признала лучшими), «Три билборда» и «Банши Инишерина» Мартина Макдоны, а также «Фаворитку» и «Бедных-несчастных» Йоргоса Лантимоса.

Помимо обработки голливудских мейджоров, Барбера также удачно подружился с Netflix — сразу после того, как в 2018 году стриминг рассорился с Каннами из-за требования фестиваля показывать фильмы во французском кинопрокате. За последние шесть лет Netflix привез на Лидо пятнадцать своих лент: «Фрагменты женщины» (их купили после премьеры), «Историю о супружестве», «Маэстро», «Власть пса», «Рома», «Незнакомую дочь», «Блондинку», «Балладу Бастера Скраггса», «Руку Бога», «Общество снега», «Графа», «Чудесную историю Генри Шугара», «Бардо», «Киллера» и «Белый шум». Полностью академики проигнорировали только последние два. 2024-й, впрочем, оказался исключением. Стриминг-гигант, по словам Барберы, не успел ничего подготовить, после того как глава кинонаправления Скотт Стубер покинул компанию. Зато купил прямо во время фестиваля «Марию» для американской аудитории. Тем не менее президент фестиваля уверен, что стриминг вернется в 2025-м.

При этом Барбере удается не превращать старейший европейский фестиваль в проголливудскую площадку: в программах, в том числе и основной, успешно участвуют малобюджетные картины со всего мира. Пять из последних десяти обладателей «Золотого льва» не имеют никакого отношения к американским студиям-мейджорам. Это «Голубь сидел на ветке, размышляя о бытии» шведа Роя Андерссона, «Событие» француженки Одри Диван, «Женщина, которая ушла» филиппинца Лава Диаса, «Издалека» венесуэльца Лоренсо Вигаса и документалка «Вся красота и кровопролитие» американки Лоры Пойтрас. Из этих фильмов на «Оскар» был номинирован лишь последний в документальной категории (награду он не взял).

Актеры, режиссеры и сценаристы на Лидо и в театре Dolby

Впрочем, за пределами основной оскаровской номинации существуют и другие, не менее важные. В XXI веке «Кубок Вольпи» за лучшую мужскую роль в Венеции получали Хавьер Бардем («Пока не наступит ночь»), Дэвид Стрэтэйрн («Доброй ночи и удачи»), Колин Фёрт («Одинокий мужчина»), Хоакин Феникс и Филип Сеймур Хоффман (оба — за «Мастера»), Уиллем Дефо («Ван Гог. На пороге вечности») и Колин Фаррелл («Банши Инишерина»). Все они в итоге были номинированы на «Оскар», но никто из них награду не получил.

«Пока не наступит ночь»

Актрисам везло чуть больше. Джулианна Мур («Вдали от рая»), Имельда Стонтон («Вера Дрейк»), Кейт Бланшетт («Меня там нет» и «Тар»), Ванесса Кирби («Фрагменты женщины») и Пенелопа Крус («Параллельные матери») получили «Кубки Вольпи» за лучшую женскую роль и впоследствии были номинированы на «Оскар». А Хелен Миррен («Королева»), Эмме Стоун («Ла-Ла Ленд») и Оливии Колман («Фаворитка») удалось взять и «Кубок Вольпи», и «Оскар».

«Серебряного льва» за режиссуру и «Оскар» в той же категории получил только один человек в истории — Джейн Кэмпион. Венецианское жюри и американские киноакадемики отметили ее за работу над вестерном «Власть пса». А вот лауреаты «Золотой Озеллы» за сценарий впоследствии часто оказываются среди номинантов на сценарные «Оскары». В XXI веке это Питер Морган («Королева»), Джордж Клуни и Грант Хеслов («Доброй ночи и удачи»), Джефф Поуп и Стив Куган («Филомена»), братья Коэн («Баллада Бастера Скраггса»), Мартин Макдона («Три билборда на границе Эббинга, Миссури», «Банши Инишерина») и Мэгги Джилленхол («Незнакомая дочь»). Впрочем, дело каждый раз ограничивалось номинациями.

Почему Голливуд выбирает Венецию

В 2010-е дистрибьюторы, пиарщики и студийные чиновники, занимающиеся наградным сезоном, не без помощи Барберы осознали, что Венеция — отличная стартовая площадка. Фестиваль проходит в конце августа и начале сентября, остается достаточно времени на промо и продвижение среди критиков, заядлых фестивальщиков и, главное, киноакадемиков.

Другие фестивали А-класса оказываются в куда менее выгодной позиции. «Сандэнс» стартует в самом начале календарного года и рассчитан преимущественно на инди-сегмент. Берлинале очень неудобно проходит в феврале — получается, практически одновременно с церемонией вручения «Оскара» либо за год до нее. К тому же отборщики фестиваля, как правило, ставят в программу более экспериментальное, радикальное и тихое кино (исключением стал «Человек дождя», который получил и «Оскар» за лучший фильм, и «Золотого медведя», но его премьера в Берлине состоялась, когда он уже был номинирован). С Каннами вроде бы все в порядке, но все же перерыв между ними и «Оскаром» великоват, около восьми месяцев, за которые публика успевает забыть то, что показали во Франции. «Теллурайд» и Торонто подходят, но Венеция самим кинематографистам кажется более престижной: свою роль играет и возраст фестиваля, который награждал видных классиков и вообще через несколько лет отпразднует столетний юбилей.

Какие фильмы из Венеции могут оказаться на следующем «Оскаре»

«Мария»

Учитывая триумфальный успех «Джокера» у критиков и рядовых зрителей, сиквел «Безумие на двоих» точно не окажется без внимания киноакадемиков, хотя музыкальная судебная драма и получила куда более прохладные отзывы. Байопик «Мария» чествуют за игру Анджелины Джоли в роли Марии Каллас. Учитывая, что в США его показывает Netflix, у актрисы большие шансы вновь оказаться среди номинанток в январе. Едва ли академики пройдут мимо англоязычного дебюта испанца Педро Альмодовара «Комната по соседству» с Джулианной Мур и Тильдой Суинтон (у режиссера уже есть два «Оскара», у актрис — по одному). К тому же права на драму о смерти купила Warner Bros. A24, вероятно, будет продвигать в номинантов Дэниэла Крэйга и Николь Кидман за смелые секс-сцены: первый сыграл в экранизации культового романа Уильяма Берроуза «Квир», вторая — в эротическом триллере «Плохая девочка». Неплохие шансы у эпика «Бруталист» Брэйди Корбета — критики сравнивают его с «Нефтью» Пола Томаса Андерсона и хвалят игру Эдриана Броуди и Гая Пирса.

Ну и конечно, «Битлджус Битлджус» Тима Бёртона, как и первая часть фильма 35 лет назад, может получить «Оскар» за грим и прически. Но это уже точно будет не заслуга Венеции.


Автор: Михаил Моркин

Нашли ошибку?
Выделите нужный фрагмент текста (не более 3000 символов) и нажмите:
Неудачливая семья пускает пыль в глаза своим успешным знакомым. Турецкие приключения с Сергеем Светлаковым
В главных ролях:Сергей Светлаков, Светлана Листова, Александр Новиков, Мария Горбань, Андрей Мерзликин, Маргарита Галич
Режиссер:Александр Назаров
Уже в подписке

Смотрите также

5 октября32
4 сентября12
3 сентября4
2 сентября8

Главное сегодня

Сегодня4
Сегодня5
50 минут назад0
Сегодня0
Сегодня1
Вчера5
Вчера5
Комментарии
Чтобы оставить комментарий, войдите на сайт. Возможность голосовать за комментарии станет доступна через 8 дней после регистрации