«Тур по постсоветскому мраку»: Что западные критики пишут о российских фильмах в Каннах

Обсудить0

17 июля завершится 74-й Каннский фестиваль. Драма «Разжимая кулаки» уже выиграла Гран-при в программе «Особый взгляд». В этой же секции представили «Дело», а «Петровы в гриппе» еще претендуют на приз в основном конкурсе. Посмотрели, что думает об отечественных лентах зарубежная пресса.

«Разжимая кулаки»

Эмма Киели (The Upcoming, Великобритания): «Кира Коваленко рассказывает неторопливую, но недоработанную историю в обстановке, которую никогда не показывали в мейнстримном кино. Это неуютное и временами приводящее в бешенство зрелище, когда безгласную Аду, как куклу, перебрасывают от мужчины к мужчине, не заботясь о ее чувствах. <…> В конечном счете это душераздирающая история о том, как отчаянно люди стремятся к свободе и при этом боятся покинуть места и людей, к которым привыкли».

Филипп Азури (Vanity Fair, Франция): «Секрет этого фильма, одного из самых красивых, что я видел на фестивале, — в авторском взгляде, который сквозь особую оптику показывает и пространство, и чувства героев. Родился великий кинорежиссер, надо полагать».

Димитриус Матеу (Screen Daily, США): «Второй фильм Киры Коваленко (после „Софички“ 2016 года) впечатляет меньше, чем должен бы. На самом деле он очень похож на своих персонажей: серьезный, напряженный и временами удушливый. <…> Коваленко и ее оператор Павел Фоминцев передают мучительную, вызывающую клаустрофобию обстановку с помощью камеры, которая цепляется за персонажей, так же как они друг за друга. Хороши актеры, особенно Милана Агузарова (Ада) и Хетаг Бибилов (Дакко)».

«Дело»

Венди Ид (Screen Daily, США): «Фильму Алексея Германа-мл. — сатире в духе Кафки, происходящей в одной локации и призывающей поступать по совести — не хватает сложности, присущей его ранним работам. <…> Отношения героя Мераба Нинидзе с миниатюрной, похожей на птичку мамой (Роза Хайруллина) — одна из самых сильных сторон картины».

Лесли Фелперин (The Hollywood Reporter, США): «По сравнению с предыдущими, более артхаусными фильмами Германа-мл. этот совершенно понятен и прост. <…> Видно влияние пандемии на искусство. Фильмы о людях, пусть и по другой причине запертых в замкнутом пространстве (действие „Дела“ происходит преимущественно в квартире главного героя.  — Прим. ред.), вызывают резонанс».

«Петровы в гриппе»

Тодд МакКарти (Deadline, США): «Наблюдать за беспорядочной и изнурительной буффонадой „Петровы в гриппе“ — все равно что подвергнуться физическому насилию в темном переулке. Это похоже на ситуацию, когда тебе в рот запихивают кучу мусора до тех пор, пока ты можешь терпеть. Это ужасающе мрачный портрет современной российской жизни. <…> Спустя всего 20-30 минут вы понимаете суть: Россия — адская дыра, кошмарное место, жизнь здесь никчемна, везде коррупция, нравственность неслыханна. И это не изменится. К сожалению, Серебренников не понимает, что кое-что из этого имеет большое значение. Неужели зритель настолько глуп, что ему нужно насильно показывать одну и ту же мысль еще два часа?».

Питер Брэдшоу (The Guardian, Великобритания): «При всей технической бодрости, мне кажется, фильм трудноперевариваемый, слишком напряженный и угнетающий. Его безжалостность навела меня на мысль, что Серебренников — мрачная версия Эмира Кустурицы».

Лесли Фелперин (The Hollywood Reporter, США): «Хотя „Петровы в гриппе“ необычны с технической и эстетической точки зрения и содержат смелые для России гомосексуальные мотивы, это менее радикальный фильм, чем „Ученик“ Серебренникова 2016 года, который более открыто критиковал реакционные взгляды. <…> Стоит отметить работу постоянных коллег Серебренникова, в частности оператора Владислава Опельянца».

ANSA, Италия: «Если „Французский вестник“ Уэса Андерсона — мечтательная американская фантазия, то „Петровы в гриппе“ Кирилла Серебренникова — поток алкогольного безумия из России».

Гай Лодж (Variety, США): «В экранизации романа Алексея Сальникова Серебренников уносится на грузовом поезде из гротеска русской литературы и завуалированной политической сатиры, как в его театральных постановках в „Гоголь-центре“. Сценарий не зацикливается на антиправительственных мотивах, в этом нет необходимости. Это пьянящая смесь: кино на последнем вздохе скачет на камере, как на брыкающейся лошади, и переносит нас между местами, эпохами и состояниями разума. Захватывающая и хаотичная работа свободного человека».

Бен Кролл (The Wrap, США): «Без сомнений, „Петровы в гриппе“ — потрясающий пример киноискусства. Это такое упражнение в стиле, сделанное в виртуозной технике, чтобы более жестоко напасть на зрителей, тур по постсоветскому мраку. Из всех прилагательных я бы остановился на „сказочном“. А из-за съемки объективом „рыбий глаз“ кажется, что это злой близнец „Амели“ Жан-Пьера Жёне».

Паоло Мерегетти (Corriere della Sera, Италия): «В фильме чувствуются очарование русской души, ее меланхоличность и страстность, мечты и готовность к компромиссам».

Димитриус Матеу (Screen Daily, США): «Это печальная картина о жизни в России. Страна показана настолько морально убогой и экономически обнищавшей, что „постсоветский“ становится синонимом „постапокалиптический“. Тем не менее фильм не так силен, как мог бы быть. При этом узнается почерк Серебренникова — амбициозный, эксцентрично забавный и визуально яркий. <…> Среди технически интересных эпизодов выделяется 18-минутный кадр, где мы следуем за Петровым (Семен Серзин) и писателем-самоубийцей (Иван Дорн) из офиса в лифт, затем в гараж, в снег, в квартиру и снова в снег. Тематически это напоминает глубокое погружение братьев Коэн в измученную психику Бартона Финка; яркое выражение тщетности бытия».

КиноПоиск в Telegram

Мгновенные киноновости в нашем Telegram, быстрее только Флэш

Нашли ошибку?
Выделите нужный фрагмент текста (не более 3000 символов) и нажмите:
Неудачливая семья пускает пыль в глаза своим успешным знакомым. Турецкие приключения с Сергеем Светлаковым
В главных ролях:Сергей Светлаков, Светлана Листова, Александр Новиков, Мария Горбань, Андрей Мерзликин, Маргарита Галич
Режиссер:Александр Назаров
Уже в подписке

Смотрите также

20 ноября7
16 ноября22
15 ноября6
14 ноября2

Главное сегодня

Вчера6
Вчера5
Вчера5
Вчера0
Вчера2
20 ноября5
20 ноября5
Комментарии
Чтобы оставить комментарий, войдите на сайт. Возможность голосовать за комментарии станет доступна через 8 дней после регистрации