Итальянское кино в этом году правит Каннами. Показала свою блестящую работу Аличе Рорвахер, теперь настал черед Маттео Гарроне, чьего «Догмэна» очень ждали, ведь фильм обещал возвращение режиссера к миру фильма «Гоморра», благодаря которому постановщик получил известность. В 2008 году картина об итальянском криминальном дне заслужила Гран-при жюри Канн, но спустя четыре года Гарроне вернулся на Круазетт с совершенно другим материалом: «Реальность» была сатирой на итальянское общество, увязшее в телевизионных реалити-шоу. Опровергнув поговорку про снаряд и воронку, Гарроне снова получил Гран-при жюри.
В последний раз режиссер приезжал в Канны в 2015 году со своеобразным фэнтези «Страшные сказки». Фильм остался без наград, и Гарроне вернулся к проекту, который разрабатывал уже несколько лет, не зная, как к нему подступиться.
«Догмэн» частично основан на реальных событиях тридцатилетней давности. Специалист по уходу за собаками совершил чудовищное убийство, о котором говорила вся страна. Гарроне заинтересовался этой историей 12 лет назад и начал сочинять сценарий. Фильм никак не клеился, пока режиссер не познакомился с Марчелло Фонте, который оказался идеальным исполнителем главной роли. «Он буквально лучился теплотой, и я понял, как подойти к этой мрачной и жутковатой истории», — говорит Гарроне.
Где-то на окраине, к северу от Неаполя, живет разведенный Марчелло. У него свой небольшой бизнес по уходу за собаками. Он моет животных, стрижет, принимает участие в выставках вместе с ними. Обшарпанные здания, жутковатого вида детская площадка, неухоженные балконы квартир — это совсем не туристическая Италия. Она застыла в каком-то времени, полностью отдалившись от реальности.
Здесь, в этом районе, своя война. Здоровый и агрессивный мужик по имени Симоне терроризирует район, избивает жителей и грабит дома. Полиция ему не страшна — коррупция достигла того уровня, когда люди считают, что отправлять бандита за решетку нельзя, а то он выйдет, и тогда проблем не оберешься.
Марчелло регулярно страдает от набегов Симоне. Тот требует от собачника кокаин, который Марчелло покупает на свои деньги, лишь бы остаться в живых. Тихий и скромный, Марчелло не в состоянии отказать Симоне, когда тот заставляет подвести его с подельником к месту очередного ограбления. Узнав, как бандиты обошлись с хозяйской собачкой, Марчелло возвращается на место преступления, чтобы спасти ее.
Герой Фонте как будто считает Симоне за злобного пса, к которому можно найти подход, если давать ему угощение. Смысл жизни Марчелло находит в общении с дочерью, которая помогает ему ухаживать за собаками и составляет компанию в погружении под воду. В принципе в этом мире можно выжить, вот только Симоне совершенно не поддается приручению и намерен ограбить соседа Марчелло, держащего небольшой ломбард. Подозрение, разумеется, падает на собачника.
Марчелло Фонте со своими огромными глазами и хрупким телосложением как будто вышел из фильмов Чарли Чаплина. Но Гарроне проводит параллель с собаками, и трудно не заметить, что Симоне похож на взбесившегося ротвейлера, а Марчелло — словно заискивающая дворняжка, вечно виляющая хвостом в ответ на любое внимание. Всякую собаку можно разозлить и довести до предела, и тихоня Марчелло находит управу на Симоне. Одна беда: кажется, окружающим совершенно нет до этого дела.
Маттео Гарроне обещает, что его следующим фильмом будет экранизация «Пиноккио», максимально приближенная к сказке Карло Коллоди. Скорее всего, она окажется столь же мрачной и реалистичной, как «Догмэн», который не должен остаться без наград.
В российском прокате «Догмэн» ожидается осенью.