Длинноволосый Яцек (Матеуш Кошукевич) — первый парень на деревне, но его большая польская семья не очень-то довольна его образом жизни. Только сестра поддерживает Яцека, который уехал бы с радостью куда-нибудь в Лондон, да вот только английский он знает лишь по песням группы Metallica. Еще у Яцека есть девушка Дагмара (Малгожата Горол), такая же оторва, как и он, и Яцек даже сделал девушке предложение. Однако несчастный случай на стройке, где Яцек трудится над созданием самой высокой в мире статуи Иисуса Христа, приводит к тому, что ему приходится пережить пересадку лица. От похожего на Данилу Козловского обаятельного бородача не осталось и следа. Дагмара воротит нос и находит нового ухажера, родственники отводят глаза и готовятся вызывать экзорциста. Соседские мальчишки дразнят: «Рожа! Рожа!».
Фильм Малгожаты Шумовской начинается многообещающей сценой распродажи в супермаркете электроники, где раздевшиеся до белья люди готовы перегрызть друг другу глотки в борьбе за плазменный телевизор со скидкой. Однако чем дальше продвигается действие, тем менее ядовитой и свежей кажется эта сатира на пуританское польское общество. Сложно и сопереживать недалекому Яцеку: операция хоть и сделала его сначала уродом, а потом знаменитостью, но ничего кардинально не изменила в его характере. История со строительством статуи Христа, как и опыт человека, пережившего трансплантацию лица, — реальные события, но в действительности никак не были связаны. Соединив их в один сюжет, Шумовска не дает ни одному, ни другому обстоятельного комментария, отчего фильм остается набором гэгов, пусть даже и остроумных.
Между рядами — место, где работает неразговорчивый Кристиан (Франц Роговский, который появился и в другом конкурсном фильме — «Транзите» Кристиана Петцольда). По ночам по этим проходам под классическую музыку плавно рассекают вилочные погрузчики, на одном из которых предстоит работать и Кристиану. Старшие коллеги, в том числе обаятельно строгий Бруно, вздыхают, глядя на новичка, у которого из-под воротника и манжет выглядывают мрачные татуировки. Оказывается, справиться с вилочным погрузчиком (это такая машинка, которая снимает с высоченных полок гипермаркетов палеты с грузом) не так-то просто, особенно когда ты влюблен в симпатичную мисс отдел сладостей Марион (звезда «Тони Эрдманна» Сандра Хюллер).
Вообще, если вы думали, что гипермаркет — это что-то унылое и простое, «Между рядами» вас разубедит. Отдел бытовой химии воюет с «Напитками», «Сладости» дружат со всеми, в «Сибири» (отдел замороженных продуктов) вообще один маленький погрузчик, и работники постоянно страдают, и так далее. Двухчасовой фильм Томаса Стубера начинается как комедия (зал буквально взрывался от хохота на каждой фразе), но спустя час с небольшим берет трагическую ноту и уже ее не теряет. Весь мир — гипермаркет, а люди в нем даже не покупатели, а простые сотрудники, и каждый что-то скрывает от коллег — боль, депрессию или агрессивного мужа.
Если «Рожа» и «Между рядами» — конкурсные картины, то фильм закрытия «Ага» внеконкурсный, и это даже вызывает удивление. В поэтичной драме болгарского режиссера Милко Лазарова большую часть времени на экране оттенки белого. Это заснеженная тундра, где в одинокой юрте посреди белой пустыни живут Нанук и его жена. Нанук ежедневно пытается добыть рыбу, что прячется под толстенным льдом, но рыба не дается, и приходится подъедать скудные запасы строганины. Жизнь пожилой пары наполнена тяжелой трудовой рутиной, но они не предаются унынию. Только одно вызывает у супругов печаль — дочь Ага, которую они давно не видели и желанием поехать к которой живут.
«Ага» как будто бы возвращает нас к полудокументальному и полуигровому кино начала прошлого века, недаром даже героя зовут Нанук, как в фильме «Нанук с Севера». Снятый в Якутии и с якутскими актерами (при этом Россия в странах-производителях, увы, не значится), он повествует и о том, что пока еще где-то жизнь течет так же, как текла сотни лет назад, и о том, что в этот уклад все равно проникает цивилизация — глобальным потеплением («Весна в последние годы приходит раньше», — меланхолично замечают герои), вертолетным гулом, отъездом в город детей. В то же время в мире «Аги» есть и место чему-то божественному, сверхъестественному и одновременно реальному — бродящему в мареве горизонта одинокому оленю, который так напоминает Нануку оленя из детства. На пресс-показе утомленные десятидневным фестивалем журналисты мерно посапывали, убаюканные спокойными речами Нанука и ослепленные снежными барханами, а зря. Ленту Лазарова вряд ли можно будет в скорости оценить на большом экране за пределами фестивалей.