Героиня «Не в себе» с необычным именем Сойер Валентини (Клер Фой) недавно переехала в Пенсильванию. Она уже вышла там на работу, но все же с трудом заводит новые знакомства и постоянно настороже: сменить город ее заставил настойчивый преследователь по имени Дэвид Стрейн, который никак не мог взять в толк, что она не хочет иметь с ним ничего общего. Периодически девушка чувствует, что за ней кто-то наблюдает, и даже встреча с симпатичным парнем из «Тиндера» может спровоцировать паническую атаку.
В поисках поддержки Сойер отправляется по страховке к психологу в больницу «Хайленд Крик», где ее между делом спрашивают, не хочется ли ей иногда покончить с собой. «Да, конечно, иногда бывает, разве так не у всех?» Психолог кивает головой и просит подписать ряд бумаг, а потом сообщает, что ближайшие сутки Сойер проведет в стационаре. Среди персонала Сойер, уже возмущенная тем, что ее удерживают в психушке против ее воли, замечает знакомое лицо. Правда, медбрата зовут Джордж Шоу (Джошуа Леонард), а не Дэвид Стрейн, но улыбается он как-то подозрительно. Сойер никто не верит, полиция разводит руками («Вы же сами подписали согласие на лечение»), а доктора уверяют, что она опасна для себя и для окружающих. Так кто сходит с ума — Сойер или мир вокруг? Как обычно у Содерберга, всему найдется рациональное объяснение, но героине от этого легче не станет.
Сценарий «Не в себе» родился за 10 дней из простой идеи сценаристов Джеймса Грира и Джонатана Берштейна: что будет, если девушку против ее воли поместить в психушку, да еще и вместе с человеком, который ее преследует? Немного «Ребенка Розмари», чуть-чуть «Пролетая над гнездом кукушки», взболтать, но не смешивать. Стивен Содерберг живо откликнулся, ведь его всегда интересовали сильные женские характеры, и героиня Фой, хоть и хрупкая девушка, уверена, что способна за себя постоять даже среди сумасшедших. Содерберг, кстати, приметил Фой, когда актриса произнесла трогательную речь на вручении «Золотых глобусов». Уже после этого, увидев девушку в «Короне», режиссер поразился, какой разной она может быть, и специально прилетел на переговоры в Лондон.
Для Фой «Не в себе» дает возможность развернуться: ее героине есть что скрывать, она импульсивна, агрессивна и одновременно ранима, умеет манипулировать людьми. В одной из сцен, снятой в небольшом пространстве подвального карцера для буйных пациентов, режиссер дарит ей театрального уровня монолог — настоящий слоеный пирог из лжи, отчаяния и ненависти.
Интересно, что у «Не в себе» есть много общего с «Профилем» Тимура Бекмамбетова, также представленным на Берлинале. Содерберг снял свой триллер целиком на айфон, что значительно удешевило и убыстрило производство, развязав руки и режиссеру, и актерам. Картину сняли всего за две недели. Айфон можно было моментально поместить в нужную позицию — например, над актером — без необходимости долго крепить камеру. Однако были и проблемы. В основном со стабилизацией изображения — камера айфона чутко реагировала на любую вибрацию.
Как и Бекмамбетов, Содерберг говорит, что вернуться к традиционному процессу с громоздкими камерами и освещением после опыта съемки на компактное устройство, которое можно поместить близко к лицам актеров, будет непросто. И свой следующий фильм, работа над которым начнется буквально на следующей неделе, режиссер планирует снять схожим способом.
Изначально Содерберг не собирался выпускать «Не в себе» в кинотеатральный прокат, думая исключительно о цифровом релизе, но, увидев картину на постпродакшене, поменял точку зрения.
Другой свой эксперимент Содерберг был вынужден признать неудачным. Во время релиза своего предыдущего фильма «Удача Логана» он попробовал зацепить аудиторию через социальные сети, избегая традиционных инструментов вроде телерекламы. Тогда он пришел к выводу, что отклик в соцсетях не конвертируется в купленные билеты. Лайки и перепосты не привели людей в кинотеатры. Наученный горьким опытом, с «Не в себе» Содерберг решил поступить по старинке и купить рекламное время на телевидении, рассчитывая, что тогда в представлении зрителей картина обретет вес — для них это будет «настоящее кино», хоть и снятое на айфон.
Сложно не провести параллель между сталкером из фильма и волной рассказов о сексуальном насилии и преследованиях, всколыхнувших Голливуд прошлой осенью. «Мы снимали в июне, еще до того, как в октябре возникло это движение. С другой стороны, подобные ситуации были всегда», — признается Содерберг.
Он не скрывает, что, работая над фильмом и рассказывая о его теме коллегам по киноиндустрии, услышал много историй, подобных сюжету «Не в себе». Тема сталкеров оказалась близкой и очень узнаваемой для многих артистов. Когда о проекте услышал один работавший с Содербергом актер, то предложил принять участие в фильме. Его камео в роли консультанта по безопасности, объясняющего Сойер, как избежать столкновения со сталкером, вызвало в зале вздох умиления.
«Не в себе» балансирует на грани триллера и хоррора, однако сам Содерберг предостерегает от ярлыков, чтобы у зрителя не возникло определенных ожиданий. Режиссер уверен, что в его фильмографии уже был хоррор, и это «Заражение», а вот «Не в себе» — именно что психологический триллер. Что можно сказать точно: после фильма Содерберга так и хочется оглянуться по сторонам, возвращаясь вечером домой, и зажать в руке ключи на всякий случай.