В случае успеха в прокате криминальная комедия «Удача Логана» может стать моделью работы с фильмом для авторских проектов, чьи постановщики больше не хотят мириться со студийным прессингом. Так считает режиссер Стивен Содерберг.
Четыре года назад Содерберг заявил о своем временном уходе из большого кино, поскольку студии не разрешали ему работать так, как он хотел — снимать фильмы для зрителя старше 25 лет и со средним бюджетом (в районе 50 млн долларов). Теперь он вернулся и намерен научить своих коллег прокатывать кино без студий.
«Несколько лет я не затыкался по поводу полного творческого контроля, и теперь мы попытаемся осуществить это, — говорит Содерберг. — Вопрос вот какой: можно ли сделать работу студий по широкому прокату фильма с минимальными расходами на маркетинг и с более удачной экономической структурой для тех, кто снял фильм?»
Финансовая история «Удачи Логана» начинается осенью 2014-го. Согласно Содербергу, его друг (на самом деле его супруга) попросила его почитать сценарий о группе разношерстных мошенников, пытающихся провернуть ограбление крупной гонки. Добыть необходимые для съемки 29 млн долларов оказалось относительно легко, а после того как на фильм подписались Ченнинг Татум, Адам Драйвер и Дэниэл Крэйг, согласившиеся сниматься за минимальный гонорар с выплатами процентов в случае успеха в прокате, Содерберг начал продавать права на зарубежный прокат. Это стандартная практика для бизнеса в независимом кино. Только обычно правами занимается посредник в лице студии. Содерберг же удержал контроль над творческим процессом.
С прокатом будет непросто. Обычно широкий релиз в Северной Америке подразумевает как минимум 2500 кинотеатров. Для этого и нужна студийная машина. Для фильма вроде «Удачи Логана» потребовалось бы миллионов сорок на маркетинг. Кроме того, необходимо учитывать все аспекты релиза: распространение рекламных материалов, копий и так далее. За свои услуги студии забирают в общей сложности почти 15% от суммы, полученной с продажи билетов, чтобы покрыть свои расходы. После того как свою долю получат кинотеатры, оставшиеся деньги идут создателям фильма.
Содерберг находит эту систему неприемлемой. «Мы находимся слишком далеко от денег», — считает он. Кроме того, режиссер не хочет много тратить на маркетинг, считая, что мейджоры переплачивают. Студии живут по принципу «Чем больше потратишь, тем больше получишь». Переписать существующие законы маркетинга будет непросто. «Я понимаю, почему они сопротивляются новым идеям, — говорит Содерберг. — Когда на кону такие большие деньги, очень трудно сидеть среди студийных боссов и предлагать спрыгнуть с обрыва, чтобы попробовать новый подход».
Помимо творческого контроля над съемками, режиссер также оставил за собой контроль над рекламной кампанией фильма. По его словам, студии никогда не позволяли ему вмешиваться в раскрутку его собственных картин. К примеру, трейлеры проверялись на фокус-группах и зачастую менялись из-за предложений зрителей. «Когда студия начинает тестирование, то очень трудно убедить ее в чем-либо», — комментирует Содерберг.
Поначалу режиссер рассматривал возможность альянса с Национальной ассоциацией владельцев кинотеатров (NATO): можно лишиться дистрибьюторской помощи и пойти напрямую в мультиплексы! Однако затем он понял, что это не самое идеальное решение. Министерство юстиции внимательно следит за исполнением кинотеатральными сетями антимонопольных законодательств. В итоге Стивен Содерберг вышел на одного из крупнейших авторитетов Голливуда в вопросах дистрибьюции — Дэна Феллмана, бывшего чиновника студии Warner. Он стал исполнительным продюсером «Удачи Логана» и разработал понравившийся режиссеру план.
Содерберг и Феллман решили собрать 20 млн долларов на маркетинг путем продажи прав на нетеатральный прокат. В частности, Amazon приобрел права на стриминг. Была заключена нетипичная сделка по дистрибьюции с компанией Bleecker Street Media, насчитывающей всего 20 сотрудников. Bleecker Street займется маркетинговой кампанией, но с условием, что Содерберг будет сам утверждать все материалы. За работу Bleecker Street получит 1 млн долларов, но если в прокате фильм заработает больше определенной суммы, то компания получит некий процент. Также Bleecker Street получит доход от проката в стриминговых сервисах и от продаж фильма на домашнем видео.
Отметим, что для Содерберга планка успеха фильма — это не типичное «бюджет помножить на два». Учитывая, что у него уже есть предоплата, а прокатчику не нужно выплачивать процент, даже 15 миллионов в прокате будут отличной цифрой.
Для Bleecker Street, основанной в 2014 году, выпуск фильма Содерберга станет самым крупным релизом в истории компании. Ранее таковым значился фильм Гэвина Худа «Всевидящее око», который собрал в прошлом году 18,7 млн долларов на 1000 экранах. Если Содерберг решит ставить сиквел «Удачи Логана», то Bleecker Street сможет претендовать на роль прокатчика первым делом — это тоже часть сделки.
На сегодняшний день Содерберг потратил только 15% своего рекламного бюджета «Удачи Логана». К этому моменту, то есть за три недели до премьеры, студии, как правило, тратят уже 40%. Но Содерберг уверен, что большая часть рекламных денег должна быть использована уже после выхода картины в прокат. «Я также очень четко дал понять, что трейлер должен отдавать ностальгией и не создавать впечатления, будто зритель увидел все шутки». На фокус-группах трейлер не тестировали.
Таким образом, Стивен Содерберг и его кинокомпания Fingerprint Releasing сформулировали два главных шага для осуществления своих задач:
- бюджет собирается за счет продаж прав на прокат за рубежом (так режиссер и получил необходимые 29 млн долларов);
- продавать следует все, кроме права показывать фильм в кинотеатрах, чтобы заплатить за рекламу и производство копий, то есть продавать фильм для Netflix, HBO, сервисов VOD, для показа по телевидению и даже в самолетах.
Следуя этим двум правилам, Содерберг обошел голливудскую систему. Миновав посредников, режиссер оставил за собой не только творческий контроль, но и внушительные суммы денег.
Проблема в этой системе только одна: она работает для уже состоявшихся режиссеров с именем, которые могут привлечь к своим проектам звезд калибра Крэйга, Драйвера и Татума. Будет ли Содерберг разрабатывать схему для начинающих режиссеров — большой вопрос.
«Удача Логана» стартует в российском прокате 7 сентября.