В рамках деловой программы «Кинотавр» решил отказаться от традиционных питчингов еще только готовящихся к производству проектов и попробовать новый формат Work-in-progress: продюсеры показывают экспертам индустрии рабочие материалы — фрагменты, сцены, часто еще без компьютерной графики — своих фильмов, а эксперты, среди которых прокатчики, представители кинотеатров, коллеги по продюсерскому цеху и маркетологи, дают свои комментарии и рекомендации по продвижению. Куратор программы — Анна Гудкова, которая и ввела на «Кинотавре» практику питчингов и взаимодействия индустрии с авторами новых проектов. Получилось полезно и эффективно.
«Война Анны», режиссер Алексей Федорченко
Создатели показали несколько отрывков из фильма, который сейчас находится на стадии постпродакшена. Еще нет финального монтажа и звука, однако к Берлинскому фестивалю картина будет уже готова. «Война Анны» рассказывает о шестилетней девочке, которая в 1941 году прячется в камине в здании, которое захвачено фашистами. Тихая, чумазая и голодная, девочка наблюдает из своего укрытия за всем, что происходит в доме. Федорченко умудряется показать войну глазами ребенка, избегая мелодраматизма и «давления на слезные железы». В тех сценах, что показали на «Кинотавре», было минимум реплик. Несмотря на столь часто появляющуюся в кино тему войны, «Война Анны» явно покажет ее с нового ракурса. К тому же, очевидно, это будет самый доступный массовому зрителю фильм Федорченко. Если «Небесные жены луговых мари» и «Ангелы революции» оставались картинами для искушенной публики, «Войну Анны» вполне может ждать относительно широкий прокат. К сюжету и манере его подачи аудиторию привлечь будет гораздо легче.
«Лавстори», режиссер Петр Тодоровский
Режиссерский дебют сына Валерия Тодоровского (и внука Петра Тодоровского) буквально очаровал зал — и живыми диалогами, и энергией, исходящей от главных героев (их играют Вильма Кутавичюте и Александр Петров). Это роуд-муви про одноклассников, встречающихся спустя примерно 10 лет после выпуска из школы в разных статусах: она — богатая невеста, которая спешит на свадьбу в приморский город, он — водитель лимузина. Когда-то давно у них был роман, сейчас им неловко друг с другом, но чувства вспыхивают вновь, но неизвестно, надолго ли. Избежать банальности удается тонко подмеченными нюансами отношений современных молодых людей и отчетливым ощущением кризиса и неустроенности даже с виду успешных тридцатилетних, о котором говорится устами главной героини. Бонусы — яркая, сочная картинка, талантливая операторская работа и отсутствие какой бы то ни было пошлости.
Эксперты пожелали картине успешной прокатной судьбы, а генеральный директор сети «Каро» Ольга Зинякова подтвердила интерес со стороны кинотеатров. Программный директор фестиваля «Кинотавр» Ситора Алиева посоветовала устроить премьеру на фестивале (например, «Окно в Европу» в Выборге) и выпускать ленту сразу после, пока не стихла фестивальная шумиха. И, кажется, она как будто извинялась за то, что ленту не взяли на «Кинотавр». Впрочем, как правильно заметили во время дискуссии, такой картине фестиваль не так уж и нужен. Лучше найти правильную дату, продумать промокампанию и выходить в феврале или весной. Например, 14 февраля или 8 марта. Впрочем, ленту уже собирались выпускать 14 февраля этого года, но релиз отложили. Продюсер Илья Бурец отметил, что «Лавстори» «поражает энергией, свежестью, хорошо, что такое кино есть». Кажется, ленте Тодоровского фестивали и правда не нужны, да и по формату она не особенно вписывается в программы отечественных смотров.
«Спитак», режиссер Александр Котт
Фильм-конкурент «Землетрясения» Сарика Андреасяна. Проект, как это было очевидно изначально, а теперь стало заметно благодаря показанным фрагментам, сделан на гораздо более высоком художественном уровне. Кино о землетрясении в Армении в 1988 году продюсирует Елена Гликман. По словам продюсера, осталось примерно 30% съемочного периода. Летом группа отправится в Армению заканчивать работу над лентой. В показанных сценах не было цветокоррекции, музыки и даже чистового звука, однако кадры спасательной операции буквально пробирают до костей, как и моменты человеческого отчаяния, когда герой обращается к богу с просьбой: «Убей меня, но не наказывай за мои грехи моих родных». Картине эксперты посоветовали сменить название. Сам Котт обозначил фильм как реквием, и это слово тут же подхватили участники дискуссии. Хочется верить, что «Спитак» ждет и фестивальная судьба. А на «Кинотавре» участники дискуссии высказали надежду на то, что, несмотря на скромные сборы «Землетрясения», «хорошее кино на ту же тему может и победить [в прокате]».
«Как Витька Чеснок вез Леху Штыря в дом инвалидов», режиссер Александр Хант
Криминальная комедия с непроизносимым (и незапоминающимся, намекнули эксперты) названием подкупает исполнителями главных ролей. Это яркий дуэт Евгения Ткачука и Алексея Серебрякова. Помимо них в ленте сыграли Ольга Лапшина и Ксения Орлова. Дебютную ленту Александра Ханта уже взяли в конкурс фестиваля в Карловых Варах. Фильм рассказывает о 27-летнем Витьке Чесноке, парне из детдома, который мечтает сбежать от мешающих ему жить жены и сына. Однажды Витька Чеснок встречает своего отца-уголовника, который прикован к инвалидному креслу, и решает отвезти его в дом инвалидов. По пути их ждет масса приключений и опасностей. У фильма уже есть свои группы в соцсетях, кстати, весьма активные и с большим количеством подписчиков. Эксперты пообещали интерес к фильму в интернете.
Также в рамках программы «Work-In-Progress» показали фрагменты нового фильма Александра Велединского «В Кейптаунском порту». Фильм совсем не готов. Это история для любителей качественных отечественных криминальных детективов, и эта аудитория явно уже, чем у предыдущей ленты Велединского «Географ глобус пропил». Ленты «Кровь» и «Икария» представляли студия «Третий Рим» и продюсер Ася Темникова. Потенциал «Икарии» сложно оценить без компьютерной графики, особенно учитывая ряд провалов молодежных фэнтези российского производства. «Кровь» по книге «Июльское утро» рассказывает об отношениях двух братьев, однако, судя по показанным сценам, по качеству больше подходит для телевидения, чем для большого экрана.