Последней режиссерской работой Гибсона стал вышедший десять лет назад фильм «Апокалипсис». В течение этих десяти лет Гибсон продолжал сниматься и постоянно попадал в какие-то передряги, выставляющие его не в лучшем свете (антисемитские высказывания, обвинения в семейном насилии). И вот наконец в 2015 году стало известно, что автор «Страстей Христовых» снимает новый фильм, к тому же еще и о том, что надо отстаивать свои убеждения.
«По соображениям совести» рассказывает реальную историю Дезмонда Досса — американского солдата, который вступил в ряды армии, но напрочь отказался брать в руки оружие. Он служил санитаром и спас немало жизней во время битвы за Окинаву. «В кинематографе сейчас слишком много воображаемых супергероев. Я решил, что пришло время вспомнить о героях настоящих», — так объяснил режиссер выбор сюжета.
Все выглядело многообещающе: в центре повествования история пацифиста на войне, который не прячется за своими религиозными убеждениями, а выходит на передовую, будучи вооруженным Библией и верой в свои принципы. Контрапункт, создаваемый образами войны и отказывающегося стрелять солдата, должен был представить нам военную драму нового формата. Но это не случилось. Внутренний конфликт полностью растворился в совершенно банальном голливудском военном блокбастере. Храбрый солдат, его красивая невеста-медсестра, любящая мать, жестокий отец, который тоже прошел войну, строгий, но справедливый командир — полный набор. Конечно, главный герой «не такой, как все». Попадая в армию, он страдает, преодолевает трудности и в итоге выходит из сражения героем, держа Библию высоко над головой. Образно говоря, конечно.
Гибсон, как и многие режиссеры военных драм, изначально ставит зрителя в положение морального должника. Зритель априори что-то должен автору только потому, что тот выбрал такую сложную тему. Война — это страшно, несправедливо, больно, и ты автоматически должен разделить скорбь всех скорбящих и восхититься храбростью храбрых. Вроде как художественная ценность истории отходит на второй план, когда речь идет о войне. Нет, фильм Гибсона выстроен и снят безупречно. У него четкая структура и прекрасный визуальный ряд, но он больше всего напоминает военный парад: за красивыми мундирами, барабанной дробью и салютами не разглядеть ни сути, ни правды.
В отличие от Мэла Гибсона, другой актер и режиссер, Джеймс Франко, решил обратиться к классической литературе и экранизировать дебютный роман Джона Стейнбека «И проиграли бой», который тот написал уже после повести «Квартал Тортилья-Флэт», принесшей Стейнбеку литературную славу, и после журналистской работы. Роман был основан на реальных событиях, происходивших в начале 1930-х годов в Калифорнии, на родине Стейнбека и Франко. Утомленные Великой депрессией и соответственно отсутствием денег, сборщики яблок устраивают забастовку под предводительством профессионального революционера и агитатора Мака и его молодого друга и, можно сказать, ученика Джима Нолана.
Роль Мака режиссер Джеймс Франко предусмотрительно оставил себе. В образе циничного бунтаря и борца за свободы Франко выглядит достаточно органично. Как и исполнитель роли романтичного Джима Нат Вулф, снимавшийся в «Пало-Альто» Джиа Копполы по мотивам одноименного сборника рассказов все того же Франко. В общем, режиссер, как всегда, позвал в фильм всех своих знакомых калифорнийских друзей — от Роберта Дювалла и Джоша Хатчерсона до Аны О’Райли и Селены Гомес. В кадре они, несмотря на костюмы и атмосферу 1930-х годов, выглядят достаточно органично, но внимание от основного сюжета все же отвлекают. Сам Франко в этом фильме берет на себя всю ответственность. Он не только выступает в качестве режиссера и исполнителя главной роли, но и специально меняет финал литературного первоисточника, концентрируя внимание на своем герое.
Для Франко это не первая экранизация классической американской литературы, которая, по всей видимости, очень занимает его в последнее время. Уильям Фолкнер пройден, Кормак Маккарти — тоже, а теперь наступила очередь Стейнбека, считающегося одним из самых известных именно калифорнийских литераторов. Другой такой — Джек Лондон, на которого Джеймсу Франко уже тоже надо обратить внимание. В «Мартине Идене», например, хватит ролей на всех жителей Пало-Альто.
Елизавета Окулова, Мария Токмашева