Тони Майерс участвовала как продюсер и режиссер в съемках множества документальных фильмов о космосе в формате IMAX, в числе которых «Телескоп „Хаббл“» и Космическая станция. Каждая ее работа затрагивает разные аспекты космической жизни. Если «Телескоп „Хаббл“» был посвящен трудностям и опасностям ремонтных экспедиций на орбиту, то «Прекрасная планета» больше рассматривает экологические проблемы.
Перед началом фильма режиссер произнесла небольшую речь, в которой рассказала о подготовках к съемкам и о желании вдохновлять людей.
Для Тони Майерс это уже второй приезд в Москву. 14 лет назад она привозила сюда фильм «Космическая станция». Как для «Хаббла», так и для «Прекрасной планеты» режиссер обучала четыре космических экипажа технике киносъемки. Астронавты практиковались в расстановке света, выбирали планы и ракурс, работали в команде. Подготовка заняла примерно восемь месяцев. Затем их отправили в космос вместе камерами.
В общей сложности съемки на МКС продолжались год. Запланированные сцены составляют только половину материала, остальное — свободное творчество и импровизация: «Если вдруг вы видите инопланетянина, заглядывающего в окно и машущего вам рукой, то снимайте его, даже если такого пункта нет у нас в списке».
В «Прекрасной планете», как и в предыдущем фильме режиссера, есть множество сцен-сюрпризов от космонавтов. Один из них, например, играет христианский гимн на пронесенной на борт волынке. При этом в фильме совершенно не используется компьютерная графика. И интерстелларовский пролет сквозь Млечный Путь из начальных титров, и пустынные сцены Марса были сделаны из реальных отснятых фотографий и видеозаписей.
«Прекрасная планета» — это кино о красоте и сложном устройстве Земли, о том, как она выглядит с орбиты. Несмотря на то, что аудиторию этого фильма составляют люди от 3 до 103 лет, Майерс говорит, что создавала ленту прежде всего для молодого поколения, ведь именно ему предстоит заняться вопросами экологии. Итальянская астронавтка Саманта Кристофоретти произносит в фильме замечательные слова о том, что мы в состоянии решить все существующие проблемы, если возьмемся за них вместе. Майерс надеется, что при просмотре зрители заразятся этой мыслью, и спустя какое-то время кто-то из них, возможно, создаст реактор для межгалактических полетов, а кто-то придумает новую технологию переработки мусора.
После показа зрители могли лично пообщаться с Тони Майерс и подписать постеры картины, а КиноПоиск расспросил режиссера о том, как космос вошел в ее жизнь.
Это уже седьмой ваш фильм о космосе, что довольно много. Как вы пришли к этой теме?
Я работаю в формате IMAX с момента его появления в 70-е годы. Мы сразу поняли всю силу этой формы: картинка получается невероятно яркой, а зритель фактически оказывается внутри экрана. Ощущения от просмотра приближены к переживанию физического опыта. Поэтому в первую очередь нам захотелось отправить зрителей в места, в которых люди обычно не оказываются. Любому человеку интересно, каково это — побывать на дне океана, на вершине Эвереста или в космическом пространстве. Я знаю, что в русском языке нет специального термина, но мы называем такое кино эмпирическим кинематографом (experiential cinema — Прим. КиноПоиска). Ты не просто смотришь на происходящее на экране, ты становишься его частью. И с этой точки зрения большая тема космоса возникла естественным образом. В ней много аспектов, поэтому все семь фильмов получились очень разными.
Разными в том числе и по настроению?
Разумеется. Например, в фильме «Голубая планета», в котором мы впервые использовали съемку с космического аппарата, лейтмотивом стала дыра в озоновом слое. В то время только начинались разговоры об экологических проблемах, изменениях климата из-за сжигания топлива и углекислом газе, уничтожающем атмосферный слой. Тот фильм призывал сделать шаг назад и взглянуть на то, что мы натворили. Но в случае с «Прекрасной планетой» я хотела дать более оптимистичный взгляд на эти проблемы. Мне хотелось вдохновить зрителей на какие-то действия и перемены, а не журить их. Зачем говорить людям: «Вы все ужасные и отвратительные, и теперь мы все умрем»? Это не самый лучший способ призвать их к сплочению для решения проблемы.
Вы уже много лет сотрудничаете с NASA при производстве фильмов. Расскажите, были ли какие-то проблемы или курьезные случаи?
Нет, ничего такого не было, ведь наши отношения длятся не первое десятилетие. Наш первый совместный фильм «Мечта сбывается» вышел в 1985 году. Когда Сьюзан Хелмс перед полетом на МКС спросили, что вдохновило ее стать космонавтом, она ответила, что это как раз была «Мечта». Так что это, наверное, был хороший пиар для NASA. В конце концов, без NASA этих фильмов бы просто не было, и мы очень бережно относимся к нашим взаимоотношениям, стараемся не просить больше, чем нам могут дать. Мы понимаем, что экипаж отправляется в космос не ради нашего фильма, а для научных исследований и поддержания станции в рабочем состоянии.
А как вы готовите астронавтов к съемкам?
Каждый экипаж проходит отдельную подготовку, и в этот раз из-за его плотного расписания у нас было очень мало времени. Всего выходит около 25—35 часов обучения, растянутых на несколько месяцев. Мы учим их основам операторского мастерства, и я всегда использую много примеров, чтобы они понимали, к чему нужно стремиться. Мы много говорим о 3D и о том, какая съемка будет более выгодной для этой технологии, а какая нет. Отдельные занятия отводятся на постановку света в кабине, и это, наверное, самый важный навык, которым нужно овладеть, ведь плохое освещение может испортить любую сцену. Если кто-то решит снимать научный эксперимент, мы просим делать это так же, как в Голливуде, то есть используя разные планы и ракурсы. Наши космонавты фактически проходят программу киношколы за несколько месяцев. Развитие технологий сильно упростило нашу коммуникацию. У каждого космонавта есть маленький телефон, по которому они могут звонить мне из космоса и обсуждать идеи сцен, а потом отправлять мне материал. Я его просматриваю и делаю презентацию в PowerPoint со скриншотами и своими комментариями. Получается что-то вроде домашнего задания.
Фильм «Прекрасная планета» стартовал в российском прокате 25 августа 2016 года