На нынешнем заседании, которое недавно прошло во ВГИКе, министр культуры Владимир Мединский озвучил сразу три сценария для развития отрасли. КиноПоиск решил разобраться в каждом из них.
Сценарий первый: «Не без цензуры». Жанр — политический триллер
Владимир Мединский: «Это цензура в той либо иной форме, когда мы закрываем наш рынок для иностранцев. Это может быть квотирование, ограничение, китайский, бразильский, индийский, французский варианты. Ну, то есть ограничиваем конкуренцию на рынке и таким образом поддерживаем наших. Вроде бы никто этого не хочет».
КиноПоиск: Конечно, любой здоровый человек не согласится на введение цензуры, хоть в той, хоть в иной форме. Ждать «Звёздные войны» или «Дэдпула» по несколько месяцев, как это происходит в Китае, где выход иностранных картин четко регламентируется местным прокатным комитетом, не хочется никому. В прошлом году уже были попытки пролоббировать историю с введением квот. Разные депутаты предлагали ввести норму на российское кино (от 25 % до 50 %), что означает обязанность кинотеатров показывать отечественные фильмы именно в этой пропорции.
К счастью, эти меры не были поддержаны индустрией. Даже производящие фильмы продюсеры понимали, что кинотеатры в таком случае просто-напросто закроются, а чтобы они не закрылись, придется поднапрячься и снимать как минимум в два раза больше российских фильмов, причем таких, на которые реально пойдут зрители. Попытки ввести квоту на российское кино закончились тем, что Минкультуры подписало соглашение с 11 кинотеатральными сетями о том, что последние обязуются отдать 20 % сеансов в год под отечественные киноленты. Эта задача в принципе выполнима. Так называемой «новогодней битвой», когда на праздники практически не выходят иностранные ленты (последние январские каникулы — яркий тому пример), и фильмами-событиями, которых в этом году будет немало, вполне можно будет отчитаться за навязанную чиновниками долю.
Сценарий второй: «Шальные деньги». Жанр — психологическая драма
Владимир Мединский: «Второй вариант — дополнительное бюджетное финансирование. Но я всегда говорю, обращаясь ко всем коллегам в области кино: ну нет денег в бюджете, вот невозможно, очень тяжело».
КиноПоиск: Понятно, что денег нет и, как говорится, не будет. Особенно сейчас, во время кризиса. У правительства есть дела поважнее кино: медицинская помощь, образование, пенсии, социальные выплаты, импортозамещение и многое-многое другое. Последние пару лет на российский кинематограф выделяется порядка 6 млрд рублей (по текущему курсу ЦБ это 79 млн долларов, что сопоставимо с производственным бюджетом первой части «Голодных игр»). Они почти в равной доле распределяются между Фондом кино, который поддерживает так называемые массовые фильмы (то есть те, которые имеют прокатный потенциал), и Министерством культуры, которое финансирует производство авторских картин, анимации, фильмов для детей и подростков, дебюты и неигровое кино.
В прошлом году Минкультуры поддержало, например, 34 игровых проекта, 182 неигровых фильма и 52 анимационные ленты, Фонд кино — 57 (23 от лидеров отечественного кинопроизводства, 27 от других компаний, 7 — на стадии девелопмента). Далеко не все эти фильмы вышли в прокат — все-таки кинопроизводство длится не один год. На экраны же в 2015-м вышло 123 российских фильма, которые заработали 17 % от общего бокс-офиса. Еще в 2012 году, когда пресловутая доля стала главным критерием эффективности бюджетной поддержки в области кино, этот показатель был на уровне 13,5—14 %, притом что на кино и по линии фонда, и по линии министерства выделялось 5,4 млрд рублей (в 2011-м доля была 16 %, а господдержка — 4,4 млрд рублей). Так что связь между бюджетным финансированием и сборами российских картин в общем бокс-офисе реально пока не доказана.
Сценарий третий: «С миру по нитке». Абсурдистская комедия
Владимир Мединский: «Третий вариант, который апробирован во многих странах мира, где есть господдержка кино, — это, конечно, различные косвенные сборы (они поступают от тех, кто на кино зарабатывает, либо от населения непосредственно), которые поступают в соответствующие специализированные государственные фонды, занимающиеся поддержкой кинематографа. Наиболее яркими представителями этого опыта являются Франция и Польша, если мы говорим о Европе. И там, и там очень сильный национальный кинематограф, очень большая доля кино, доходящая до 40 % против наших 17 %. В принципе все сводится в основном к сборам с телевидения, которое показывает фильмы (сборам от рекламы), либо с кинотеатров.
КиноПоиск: Неудивительно, что на правительственном совете, где в числе прочих присутствовали, например, глава Первого канала Константин Эрнст, руководитель ВГТРК Олег Добродеев и председатель некоммерческого партнерства кинотеатров страны «Киноальянс» Эдуард Пичугин, к разговору об этом крайне странном в нынешних экономических обстоятельствах сценарии развития индустрии даже не возвращались. Хотя в плане международного экскурса министр был прав: во Франции, например, 11 % от стоимости каждого проданного билета в кино идет на поддержку национальных фильмов, а в бюджете Польского института киноискусств немалую долю занимают взносы телевещателей и операторов цифровых платформ (первые платят 1,5 % от показа рекламы, вторые — те же 1,5 % от предоставляемых услуг).
Но если во Франции эта система действует с середины XX века и, кажется, уже не вызывает противоречий, то в Польше реформа произошла только в 2005 году, и до сих пор мнения по этому поводу разнятся. Однако не отметить расцвет польской кинематографии (правда, исключительно в фестивальном русле) нельзя. Произведенные при государственной поддержке фильмы каждый год участвуют как минимум в Берлинском кинофестивале, а в этом году в состав жюри смотра вошла даже режиссер Малгожата Шумовска, которая в прошлом году со своей трагикомедией «Тело» завоевала на Берлинале приз за лучшую режиссуру.
Другое дело, что российская система поддержки в случае введения таких дополнительных сборов вряд ли будет ориентирована на какой-то фестивальный успех. Основной целью по-прежнему является зритель, приходящий в кинотеатр в идеале на российское кино. Правда, сборы прошлогодних фильмов (за исключением, пожалуй, анимации про трех богатырей) по-прежнему оставляют желать лучшего. Возможно, нынешний год, когда выйдут на экраны «Экипаж», «Дуэлянт» и «Викинг», вернет отечественному зрителю веру в российский кинематограф и не заставит обложить всех дополнительным налогом на кино.