Всем нам нравятся в кино очень разные вещи. Кто-то любит драки. Кому-то больше по душе романтические моменты. А есть люди, которым только дай посмотреть на голые ноги. Но если вы спросите нас, какие эпизоды лучше прочих отражают саму природу кино, то мы ответим: сцены снов. Даже сам кинематограф часто называют «электрическим сном наяву».
Зачем нужны в фильмах сцены сновидений? Благодаря каким приемам мы понимаем, что видим именно сон? И почему сновидческих фрагментов так много в фильмографии Ингмара Бергмана, Андрея Тарковского, Дэвида Линча? Давайте попробуем разобраться в этом видеоэссе, а заодно постараемся сами не заснуть.
Василий Покровский
Автор сценария
«С точки зрения Фрейда, сны — это в том числе потаенные желания, и тогда сцены сновидений могут раскрывать мотивацию персонажей, их сокровенные мечты. В определенном смысле сны — это прямая трансляция из подсознания героя, визуальный аналог внутреннего монолога, только вместо потока слов здесь поток образов, которые авторы предлагают нам дешифровать. Тут смешиваются воспоминания, душевные травмы, страхи, фантастические грезы и тревоги о будущем. По этой причине, кстати, к сновидениям обращались режиссеры, чьи фильмы отличаются глубоким психологизмом: Ингмар Бергман, Андрей Тарковский, Федерико Феллини, Акира Куросава. У последнего даже есть фильм, который так и называется — „Сны Акиры Куросавы“. Эти режиссеры стремились отойти от реализма послевоенного кино, так что язык сновидений с ослабленной драматургией и нарушенной логикой подходил им как нельзя лучше. В картинах этих режиссеров герои живут напряженной внутренней жизнью, и сны призваны передать их субъективный взгляд на мир».
Подписывайтесь на канал Кинопоиска в YouTube, чтобы первыми смотреть наши новые видео.
Авторы: Василий Покровский, Григорий Игнатьев