В марте киноманы активно обсуждали даты выхода блокбастеров вроде «Трансформеров 3» и «Мстителей», которые щедро называли студии. Однако при ближайшем рассмотрении оказывается, что у Голливуда появилась новая тенденция: назначать даты релизов фильмов ещё до того, как они запускаются в производство.
Ни у «Трансформеров 3», ни у «Мстителей» нет даже сценариев. Более того, сейчас даже неизвестно, кто будет их авторами. Но это не помешало Paramount застолбить две даты: 1 июля 2011 и 4 мая 2012 соответственно.
Глава Sony по мировому прокату Рори Брюэр считает, что это вполне нормальная практика в свете конкуренции. «Приходится взвешивать риски. Надо понимать, что хуже: не назначить дату релиза – и тогда она достанется конкурентам – или же назначить премьеру и не успеть доделать картину к этому дню».
Студии планируют выпуск летних блокбастеров не только в Америке. Как правило, крупные картины выходят относительно одновременно во всём мире. Только с мультфильмами иная история: здесь прокатчики стараются подгадывать к детским каникулам, а во всём мире они приходятся на самое разное время. Анимационные ленты зачастую получают даты премьер за три года до релиза, поскольку их производство занимает больше времени, нежели игрового кино.
Начиная с 70-х, когда Стивен Спилберг своими «Челюстями» начал новую эру блокбастеров в Голливуде, практика по объявлению дат заранее имела место. Но в более разумных и скромных масштабах. После того, как становились известны первые сборы потенциальных франшиз вроде «Пиратов Карибского моря» или «Человека-паука», студии начали порочную практику по объявлению дат сиквелов, не имея на руках никаких готовых материалов.
Сейчас, когда фильмов выходит не просто много, а очень много, то студии разве что не расталкивают конкурентов локтями, стараясь впихнуть свою картину на хорошую дату. Поскольку прокатная жизнь фильмов с каждым годом сокращается – и причиной тому аналитики называют их качество – студии стараются сорвать максимальный куш в первый уикенд. Что трудно сделать, если рядом находится серьёзный конкурент. В таком случае падение сборов на второй уикенд проката может превысить 60 процентов.
В этом году непростая ситуация сложится уже в мае, когда «Терминатор: Да придёт спаситель» выйдет за день до «Ночи в музее 2». В худшем раскладе эти ленты могут поглотить друг друга и не заработать в прокате сумм, которые могли бы образоваться, выходи они хотя бы с разрывом в неделю. Но студии надеются, что сработает эффект контрпрограммирования, и зритель у каждого из этих фильмов будет разный.
Ранее в прокате были и другие случай. Например, в прошлом году аналитики пытались предсказать, сколько «отъест» «Спиди Гонщик» у «Железного человека». Фильм братьев Вачовски выходил на второй неделе проката картины Джона Фавро, но в результате провалился прямо на старте. Ещё в 90-х «Парк Юрского периода» выходил против «Последнего киногероя», а 9 лет назад - «Идеальный шторм» против «Патриота».
Остаётся добавить, что большинство дат, назначаемых заранее – это или ожидаемые фильмы вроде «Мстителей» или же сиквелы, которые легче продвигать из-за всё той же ожидаемости. И пусть критики не в восторге от продолжений: практика показывает, что именно сиквелы ставят кассовые рекорды – вспомнить того же «Тёмного рыцаря», собравшего в прокате больше миллиарда долларов. Поэтому в ближайшие годы каждое лето будет всё больше и больше релизов с цифрами «2», «3» и «4» в названиях.