59-й Берлинский кинофестиваль начнёт свою работу 5 февраля, в этот четверг. Директору Берлинале, Дитеру Косслику, за 8 лет приходилось работать во время самых разных трудностей: например, в его первый год же на посту главной темой всего мира стали события 11 сентября, затем была война в Ираке, а теперь ещё и экономический кризис. Но у Дитера своё к нему отношение.
«На самом деле, это не финансовый кризис, — считает директор Берлинале. – Это кризис идиотов в костюмах и галстуках, которые играют миллиардами долларов и налоговыми деньгами рядовых граждан». Тем не менее, Косслик очень доволен, что несколько картин в программе фестиваля отражают текущую ситуацию в мире.
Например, откроется Берлинский кинофестиваль триллером Тома Тыквера «Интернэшнл», где Клайв Оуэн и Наоми Уоттс играют агента Интерпола и нью-йоркского юриста, соответственно, расследующих сомнительные банковские операции. «Я выбрал этот фильм уже давно, — говорит Косслик, — И за это время сама ситуация в международной финансовой системе явилась отражением фильма. Учитывая последние события, лента Тома смотрится почти как документальное кино».
По правде говоря, экономические проблемы, по всей видимости, не очень сказались на бюджете Берлинале, составившем 17 миллионов евро. Треть от этой суммы предоставило министерство культуры Германии.
«Так называемый кризис не что иное, как результат растущей глобализации, — продолжает Дитер, — И это очень чётко заметно в нескольких фильмах, участвующих в конкурсной программе». Косслик обращает внимание на три картины: The Messenger, показанный на кинофестивале Sundance, «Шторм» немецкого режиссёра Ганса-Кристиана Шмида и «Мамонт» Лукаса Модиссона с Гаэлем Гарсией Берналем и Мишель Уильямс. Особенно директору интересно увидеть реакцию зрителей на последнюю ленту, ведь герой Берналя – работоголик из Нью-Йорка, чья жизнь переворачивается с ног на голову после командировки в Таиланд.
Также в конкурсной программе заявлены:
- Костюмная драма «Дорогуша» Стивена Фрирза с Мишель Пфайффер;
- Криминальная драма Бертрана Тавернье «В электрическом тумане»;
- Sweet Rush Анджея Вайды;
- «Гнев» англичанки Сэлли Поттер;
- Кинобиография «Мэй Ланьфан» режиссёра «Клятвы» Чэня Кайгэ;
- «Рикки» Франсуа Озона;
- «Мой единственный» Ричарда Лонкрэйна с Рене Зеллвегер;
- «Мамонт» Лукаса Модиссона;
- «Счастливые слезы» с Деми Мур, режиссёр Митчел Лихтенштейн;
- «Шторм» Ганса-Кристиана Шмида;
- «Пыль времени» Тео Ангелопулоса;
- The Messenger, режиссёрский дебют сценариста «Меня здесь нет» Орена Мовермана.
Как можно заметить, в 2010 году Берлинскому кинофестивалю исполнится 60 лет. Дитер Косслик, которому уже 60, не планирует к юбилею ничего особенного. «Не понимаю, почему фестивали вечно отмечают с помпой своё 60-летие. Конечно, мы не пройдём мимо, сделаем специальную ретроспективную программу, отберём лучшие фильмы, но гораздо важнее снова попытаться понять, в каком направлении движется современное кино».