В среду конкурсная программа уж вовсе уплотнилась, чтобы освободить пятницу и субботу для официальных премьер, гала-показов и повторов. Китайская лента «Война на другом берегу» о японской агрессии против Китая 1937 года, в очередной раз продемонстрировала, что так называемый средний уровень азиатских картин скоро на порядок будет превосходить все, что делается в Европе и Америке.
Река Сужчоу, на берегах которой располагается город Шанхай, временно становится государственной границей. На одной стороне – японская армия и ожесточенные бои, на другой – почти идиллически мирный город. Этот контраст и определяет ход больших и малых событий фильма, пребывающих порой в незримой связи друг с другом.
Еще одна позиция конкурсной программы – албанская картина «Мао Цзэ Дун», к фигуре китайского диктатора уже не имеющая прямого отношения. На самом деле, так зовут мальчика, родившегося в бедной цыганской семье, и которому суждено привести к краху коммунистический режим в Албании. Такая дикая сюжетная затравка может значить либо политический трэш, либо эксцентрическую комедию, либо и то, и другое. Албанский режиссер Бесник Биша, которого сразу за ММКФ ждет и фестиваль в Карловых Варах, пошел по третьему пути. Это балканско-цыганская комедия, причем со своим самобытном лицом, а не только неликвидный клон Эмира Кустурицы.
Заслуживает упоминания – хотя бы ввиду своей анекдотической типичности – американская лента «Посетитель», главный герой — профессор экономики в Коннектикуте — приезжает с очередной конференции домой и буквально в дверях столкнуться с парой из Сенегала, которая, как та тетя, приехала себе в Нью-Йорк и намеревается у него жить. Естественно, это не без самоиронии трактуется режиссером как испытание с последующим воздаянием. Сделано неплохо, но тема, действительно, скоро будет заслуживать только уж разве что цирковой интерпретации.
В документальной программе «Свободная мысль» демонстрировалась замечательная кинобиография Патти Смит – первой леди нью-йоркской богемы 1970-х, героини пост-панка, наряду с Дэвидом Бирном и Томом Верлейном. Недавно Патти Смит вернулась к регулярной студийной и концертной деятельности, что и послужило толчком к созданию фильма.
На «Московской эйфории» проскользнула минорная звездочка французского арт-хауса «Кус-Кус и Барабулька» — будущая классика, как ее аттестуют на родине. В советской программе показали «Ленина в Польше», по праву считающегося одним из самых провокационных фильмов р вожде мирового пролетариата.
Ну и «Глория» Кассаветиса порадовала, что бы там ни говорили — мол, и съемочную группу автору навязал профсоюз, и, дескать, сам он считал этот фильм своим худшим. Может быть. Но за сцену, где Джина Роулэндс палит вслед машине и добивается эффектнейшей авари, можно многое простить. Это, кстати, специально для тех, кто уже видел «Джулию» с Тильдой Свинтон — дело не в том, что оригинал круче ремейка. Просто стоит сравнить…
Ян Левченко,
Специально для Кинопоиска