В прокат выходит спортивная драма о Фёдоре Черенкове, легендарном полузащитнике «Спартака». В ней спортсмен проходит классический путь к славе — от первых голов во дворе до выступления на международных соревнованиях. Фильм снят буквально спортивными функционерами: продюсер Сергей Шишкарев — вице-президент Российского олимпийского комитета, режиссер Николай Акелькин — бывший гендиректор ПФЛ, автор сценария — Илья Казаков, в прошлом спортивный журналист и телеведущий. Тимур Алиев рассказывает, как сыграла эта команда.
О чем это
Подросток Черенков (Дмитрий Калихов) гоняет мяч с пацанами во дворе. Один неосторожный удар — и мяч оказывается в руках у местной шпаны. Не желая возвращать его Феде, хулиганы закидывают спортивный снаряд в трансформаторную будку. Фёдор забирает клочья сгоревшего мяча, невзирая на риски для жизни, но не может выйти наружу. Спасителем становится некий мужчина в брюках цвета хаки, который открывает дверь будки. Это Николай Старостин, один из первых руководителей спортивного общества «Спартак» (эту роль в фильме прекрасно сыграл Борис Щербаков). Как становится ясно позднее, футбол для Фёдора Черенкова — весомая часть жизни, одна из наиважнейших. В дальнейших главах картины (всего их у «Феди» пять) рассказывается о профессиональных достижениях молодого футболиста, будущего любимца миллионов.
Вот игрок в отборочном матче молодежного клуба (в роли повзрослевшего Черенкова — Станислав Румянцев). За игрой субтильного футболиста наблюдает тренер «Спартака» Константин Бесков (харизматичный и суровый Николай Фоменко). «Присмотрись к номеру десять», — рекомендует Старостин, сидящий по соседству. Через минуту Черенкова сбивают с ног во время силовой борьбы на поле. «Что-то дохлый он. У нас футбол — не балет», — неодобрительно бросает Бесков.
Черенков всякий раз вызывает сомнения — у тренера, у товарищей по команде, у девушки. Он и сам в себя большую часть фильма не верит, герой наивен и нерешителен. Во время попытки купить билеты на «Гамлета» в Театре на Таганке спекулянт разводит его на деньги, обещая, что контрамарки вынесет в фойе… сам Высоцкий. И Черенков ждет актера до последнего, не теряя надежды. Спойлер: билеты достаются и правда из рук дипфейк-клона Владимира Семёновича, но спекулянт тут ни при чем.
В каждой из глав фильма молодой футболист проходит различные испытания, и, вопреки традициям спортивного байопика, не из всех выходит победителем. Так, в середине 1980-х Черенков оказывается в психиатрической лечебнице после серьезного нервного срыва, обусловленного проигрышем в матче с «Андерлехтом» на Кубке УЕФА. Столкнувшись с критикой своего профессионального «я», Фёдор предпринимает попытку суицида и впадает в депрессию, спортсмена не допускают к тренировкам, он перестает общаться с семьей и членами команды.
Не умалчиваются тут и сложные взаимоотношение Черенкова с Бесковым и Старостиным. Тренер «Спартака» долго идет к принятию гения молодого футболиста, тогда как основатель клуба сразу распознает его талант («Такой один в поколение рождается», — заявляет Старостин во время очередного спора с Бесковым). На этой разнице отношений к молодому футболисту построено несколько конфликтных эпизодов, связанных с возможным отчислением Черенкова из команды и его поиском баланса между игрой в составе «Спартака» и сборной СССР.
Кто это сделал
Появлением на свет «Федя. Народный футболист» обязан в основном четырем людям. Вдохновителем проекта выступила единственная дочь Фёдора, Анастасия Черенкова. Генеральный продюсер и автор идеи — Сергей Шишкарев, председатель Совета директоров Группы компаний «Дело», и это первый полнометражный фильм его продюсерского центра «Сделано в дело». Правда, по профессии Шишкарев — спортивный менеджер (председатель Высшего совета Федерации гандбола России и вице-президент Российского олимпийского комитета).
Режиссер «Феди» — Николай Акелькин, дебютант в полном метре. До того как стать режиссером, Акелькин был гендиректором ПФЛ (Профессиональная футбольная лига России; ныне расформирована). Наконец, автор сценария Илья Казаков — в прошлом спортивный журналист и телеведущий. «Федя. Народный футболист» — творение людей, у которых глаза горят в первую очередь от спорта, а не от кино. И это стоит иметь в виду при просмотре.
Как это снято
Как эффектный байопик о легенде советского футбола. Диапазон Румянцева (для молодого актера это одна из больших главных ролей, с которой он справился на ура) в совокупности с ярчайшими образами Бескова и Старостина держат высокий градус драматичного саспенса. Фоменко и Щербаков часто разыгрывают в кадре плохого и хорошего полицейских — местами смешно, местами трагично, но в целом сбалансированно.
Авторы, не обладая кинематографическим бэкграундом, сумели подступиться к Черенкову с разных сторон. Каждая из пяти глав раскрывает новые грани советского футболиста. Зритель может неспешно (кино длится два с небольшим часа) оценить, какой Фёдор как муж, какой сын, какой отец и, наконец, какой футболист на поле (спойлер — гениальный). Структура «Народного футболиста» почти в точности повторяет устройство байопика Стива Джобса, неординарного кино Дэнни Бойла. Там основатель компании Apple (Майкл Фассбендер) появлялся на экране во время трех этапов развития компании. И здесь карьера Черенкова словно синхронизирована с различными трансформациями внутри и вокруг: ментальные особенности спортсмена, первый выезд за рубеж, знакомство с тренером сборной. Все это происходит в ламповой атмосфере СССР эпохи застоя.
«Федя. Народный футболист» не выглядит как глянцевый байопик, приукрашивающий отдельные аспекты жизни героя. Такое часто происходит, когда к проекту имеют отношение родственники («Калашников», «Вертинский» — имя им легион). Вопреки предрассудкам, картина Николая Акелькина — фактурное и яркое кино, которое обращается не только к радужным страницам биографии, но и к ее темным пятнам. Эпизоды из психиатрической больницы отличаются особенной мрачностью: с экрана будто бы несет знакомым с детства запахом медучреждения, в котором замешаны хлорка и моча.
Обращает режиссер внимание и на исторический контекст, но по касательной. Футболисты во время очередной авантюры (прикрыть Черенкова, который выдвинулся на свидание, нарушая предписание оставаться на спортивной базе) шутят: «Правда, что Старостин видел живого Ленина? Нет, кажется, только Сталина, да и то Василия», — намекая на то, что Старостин прошел через лагеря и был отпущен на свободу по протекции сына вождя народов. Зато в раздевалке Бесков шутит о «Зените» («Если мы будем проигрывать такой команде, нам не место в высшей лиге») и любимой тактике «Спартака» — игре в стеночку.
Конечно, есть тут и, собственно, игра в футбол (кино о спорте без его демонстрации, кажется, невозможно), но на этом сегменте картины акцент не делается. Съемки во многом уступают эффектным матчам «Движения вверх». Кажется, создатели «Феди» перестарались с компьютерными эффектами, те вышли не очень высокого качества. Панорамы стадионов выглядят так плохо, будто их рисовали на заре 2000-х. От трясущейся камеры, которую словно прикрепили к футбольному мячу, может укачать.
Вердикт
«Федя. Народный футболист» держится на актерском трио Румянцев — Фоменко — Щербаков, буквально нападающие в драматургической тактической схеме. В полузащите — скачущая, чуть хаотичная структура повествования. В защите — второй план, отрабатывающий и свидетельства эпохи (опять «Гамлет» Высоцкого, как в сериале «Игры»), и кухонная драма (бесконечные тренировки и соревнования образуют пропасть между футболистом и его семьей).
В целом спортивная история о Черенкове скорее получилась, чем нет. Футбол смотрится задорно, пусть и с жуткой компьютерной графикой. Тренерские эмоциональные качели (от «Это гений, будущая звезда» до «Я отстраняю футболиста, но спасаю человека») выглядят реалистично. Для троицы создателей Акилькина, Казакова и Шишкарева фильм явно не первый блин (комом), но и до шедевра байопику далеко. Скажем так: на поле проделана большая работа.
Автор: Тимур Алиев