«Федя. Народный футболист»: самородный байопик футболиста Черенкова

Обсудить0

В прокат выходит спортивная драма о Фёдоре Черенкове, легендарном полузащитнике «Спартака». В ней спортсмен проходит классический путь к славе — от первых голов во дворе до выступления на международных соревнованиях. Фильм снят буквально спортивными функционерами: продюсер Сергей Шишкарев — вице-президент Российского олимпийского комитета, режиссер Николай Акелькин — бывший гендиректор ПФЛ, автор сценария — Илья Казаков, в прошлом спортивный журналист и телеведущий. Тимур Алиев рассказывает, как сыграла эта команда.

О чем это

Подросток Черенков (Дмитрий Калихов) гоняет мяч с пацанами во дворе. Один неосторожный удар — и мяч оказывается в руках у местной шпаны. Не желая возвращать его Феде, хулиганы закидывают спортивный снаряд в трансформаторную будку. Фёдор забирает клочья сгоревшего мяча, невзирая на риски для жизни, но не может выйти наружу. Спасителем становится некий мужчина в брюках цвета хаки, который открывает дверь будки. Это Николай Старостин, один из первых руководителей спортивного общества «Спартак» (эту роль в фильме прекрасно сыграл Борис Щербаков). Как становится ясно позднее, футбол для Фёдора Черенкова — весомая часть жизни, одна из наиважнейших. В дальнейших главах картины (всего их у «Феди» пять) рассказывается о профессиональных достижениях молодого футболиста, будущего любимца миллионов.

Борис Щербаков

Вот игрок в отборочном матче молодежного клуба (в роли повзрослевшего Черенкова — Станислав Румянцев). За игрой субтильного футболиста наблюдает тренер «Спартака» Константин Бесков (харизматичный и суровый Николай Фоменко). «Присмотрись к номеру десять», — рекомендует Старостин, сидящий по соседству. Через минуту Черенкова сбивают с ног во время силовой борьбы на поле. «Что-то дохлый он. У нас футбол — не балет», — неодобрительно бросает Бесков.

Черенков всякий раз вызывает сомнения — у тренера, у товарищей по команде, у девушки. Он и сам в себя большую часть фильма не верит, герой наивен и нерешителен. Во время попытки купить билеты на «Гамлета» в Театре на Таганке спекулянт разводит его на деньги, обещая, что контрамарки вынесет в фойе… сам Высоцкий. И Черенков ждет актера до последнего, не теряя надежды. Спойлер: билеты достаются и правда из рук дипфейк-клона Владимира Семёновича, но спекулянт тут ни при чем.

Николай Фоменко (слева)

В каждой из глав фильма молодой футболист проходит различные испытания, и, вопреки традициям спортивного байопика, не из всех выходит победителем. Так, в середине 1980-х Черенков оказывается в психиатрической лечебнице после серьезного нервного срыва, обусловленного проигрышем в матче с «Андерлехтом» на Кубке УЕФА. Столкнувшись с критикой своего профессионального «я», Фёдор предпринимает попытку суицида и впадает в депрессию, спортсмена не допускают к тренировкам, он перестает общаться с семьей и членами команды.

Не умалчиваются тут и сложные взаимоотношение Черенкова с Бесковым и Старостиным. Тренер «Спартака» долго идет к принятию гения молодого футболиста, тогда как основатель клуба сразу распознает его талант («Такой один в поколение рождается», — заявляет Старостин во время очередного спора с Бесковым). На этой разнице отношений к молодому футболисту построено несколько конфликтных эпизодов, связанных с возможным отчислением Черенкова из команды и его поиском баланса между игрой в составе «Спартака» и сборной СССР.

Кто это сделал

Появлением на свет «Федя. Народный футболист» обязан в основном четырем людям. Вдохновителем проекта выступила единственная дочь Фёдора, Анастасия Черенкова. Генеральный продюсер и автор идеи — Сергей Шишкарев, председатель Совета директоров Группы компаний «Дело», и это первый полнометражный фильм его продюсерского центра «Сделано в дело». Правда, по профессии Шишкарев — спортивный менеджер (председатель Высшего совета Федерации гандбола России и вице-президент Российского олимпийского комитета).

Режиссер «Феди» — Николай Акелькин, дебютант в полном метре. До того как стать режиссером, Акелькин был гендиректором ПФЛ (Профессиональная футбольная лига России; ныне расформирована). Наконец, автор сценария Илья Казаков — в прошлом спортивный журналист и телеведущий. «Федя. Народный футболист» — творение людей, у которых глаза горят в первую очередь от спорта, а не от кино. И это стоит иметь в виду при просмотре.

Как это снято

Как эффектный байопик о легенде советского футбола. Диапазон Румянцева (для молодого актера это одна из больших главных ролей, с которой он справился на ура) в совокупности с ярчайшими образами Бескова и Старостина держат высокий градус драматичного саспенса. Фоменко и Щербаков часто разыгрывают в кадре плохого и хорошего полицейских — местами смешно, местами трагично, но в целом сбалансированно.

Станислав Румянцев

Авторы, не обладая кинематографическим бэкграундом, сумели подступиться к Черенкову с разных сторон. Каждая из пяти глав раскрывает новые грани советского футболиста. Зритель может неспешно (кино длится два с небольшим часа) оценить, какой Фёдор как муж, какой сын, какой отец и, наконец, какой футболист на поле (спойлер — гениальный). Структура «Народного футболиста» почти в точности повторяет устройство байопика Стива Джобса, неординарного кино Дэнни Бойла. Там основатель компании Apple (Майкл Фассбендер) появлялся на экране во время трех этапов развития компании. И здесь карьера Черенкова словно синхронизирована с различными трансформациями внутри и вокруг: ментальные особенности спортсмена, первый выезд за рубеж, знакомство с тренером сборной. Все это происходит в ламповой атмосфере СССР эпохи застоя.

«Федя. Народный футболист» не выглядит как глянцевый байопик, приукрашивающий отдельные аспекты жизни героя. Такое часто происходит, когда к проекту имеют отношение родственники («Калашников», «Вертинский» — имя им легион). Вопреки предрассудкам, картина Николая Акелькина — фактурное и яркое кино, которое обращается не только к радужным страницам биографии, но и к ее темным пятнам. Эпизоды из психиатрической больницы отличаются особенной мрачностью: с экрана будто бы несет знакомым с детства запахом медучреждения, в котором замешаны хлорка и моча.

Обращает режиссер внимание и на исторический контекст, но по касательной. Футболисты во время очередной авантюры (прикрыть Черенкова, который выдвинулся на свидание, нарушая предписание оставаться на спортивной базе) шутят: «Правда, что Старостин видел живого Ленина? Нет, кажется, только Сталина, да и то Василия», — намекая на то, что Старостин прошел через лагеря и был отпущен на свободу по протекции сына вождя народов. Зато в раздевалке Бесков шутит о «Зените» («Если мы будем проигрывать такой команде, нам не место в высшей лиге») и любимой тактике «Спартака» — игре в стеночку.

Станислав Румянцев и Александра Дроздова

Конечно, есть тут и, собственно, игра в футбол (кино о спорте без его демонстрации, кажется, невозможно), но на этом сегменте картины акцент не делается. Съемки во многом уступают эффектным матчам «Движения вверх». Кажется, создатели «Феди» перестарались с компьютерными эффектами, те вышли не очень высокого качества. Панорамы стадионов выглядят так плохо, будто их рисовали на заре 2000-х. От трясущейся камеры, которую словно прикрепили к футбольному мячу, может укачать.

Вердикт

«Федя. Народный футболист» держится на актерском трио Румянцев — Фоменко — Щербаков, буквально нападающие в драматургической тактической схеме. В полузащите — скачущая, чуть хаотичная структура повествования. В защите — второй план, отрабатывающий и свидетельства эпохи (опять «Гамлет» Высоцкого, как в сериале «Игры»), и кухонная драма (бесконечные тренировки и соревнования образуют пропасть между футболистом и его семьей).

В целом спортивная история о Черенкове скорее получилась, чем нет. Футбол смотрится задорно, пусть и с жуткой компьютерной графикой. Тренерские эмоциональные качели (от «Это гений, будущая звезда» до «Я отстраняю футболиста, но спасаю человека») выглядят реалистично. Для троицы создателей Акилькина, Казакова и Шишкарева фильм явно не первый блин (комом), но и до шедевра байопику далеко. Скажем так: на поле проделана большая работа.


Автор: Тимур Алиев

Нашли ошибку?
Выделите нужный фрагмент текста (не более 3000 символов) и нажмите:
Неудачливая семья пускает пыль в глаза своим успешным знакомым. Турецкие приключения с Сергеем Светлаковым
В главных ролях:Сергей Светлаков, Светлана Листова, Александр Новиков, Мария Горбань, Андрей Мерзликин, Маргарита Галич
Режиссер:Александр Назаров
Уже в подписке

Смотрите также

1 ноября0
3 ноября 20236
16 ноября 20232
16 февраля0

Главное сегодня

Сегодня4
Сегодня5
50 минут назад0
Сегодня0
Сегодня1
Вчера5
Вчера5
Комментарии
Чтобы оставить комментарий, войдите на сайт. Возможность голосовать за комментарии станет доступна через 8 дней после регистрации