В прокат выходит музыкальный фильм о возникновении и взлете группы «Руки Вверх!», снятый живым классиком казахстанского кино Аскаром Узабаевым. Рассказываем, каким получилось еще одно кинопутешествие в такие родные 1990-е.
О чем это
Москва, 2018-й. Вокалиста и автора песен группы «Руки Вверх!» Сергея Жукова (Жуков собственной персоной) везут уже на третью операцию — после удаления грыжи начался некроз. По дороге в операционную герой пускается по волнам своей памяти, и действие переносится в 1980-е и 1990-е — годы его не безмятежной, но насыщенной юности. Вот щекастый мальчик Серёжа (его играет сын Жукова, Энджел) идет в зимнем Димитровграде 1988-го за смазливой девчонкой на дискотеку, но натыкается на кулаки ее парня и бежит от хулиганов домой по сугробам. Вот он же четыре года спустя (Влад Прохоров), уже стройный и симпатичный, слушает по радио новости о смерти Виктора Цоя, поет в подаренной дядей косухе на сцене и отшивает ту самую девчонку за ее меркантильность. А вот Сергей работает в Самаре на радио «Европа плюс» в 1993-м, где и знакомится с веселым парнем Лёхой Потехиным (очень похожий на него внешне дебютант Илья Русь) и решает основать с ним группу — пока еще под названием «Дядюшка Рэй и компания» в честь солиста 2Unlimited Рэя Слэйнгарда.
Эти флешбэки перемежаются больничными буднями. В них, кроме собственно Жукова, постоянно мелькают его настоящая жена Регина Бурд, бывшая участница герл-бенда «Сливки», и Леонид Ярмольник (в роли врача).
Кто это сделал
Режиссер Аскар Узабаев — мастодонт казахстанского кино, заложивший основы национальных киножанров: комедии музыкальной (в своем дебютном «Коктейле для звезды») и комедии семейной («Келинка тоже человек»). В кино Узабаев пришел из КВН. Долгое время, он, как Григорий Константинопольский, был популярным клипмейкером. В общем, это настоящий профессионал-универсал, одинаково успешный и в коммерческом кино, и в авторском (Узабаев также снял резонансную драму о домашнем насилии «Счастье», получившую приз зрительских симпатий на фестивале в Берлине). Он отлично понимает, что такое ритм музыкального кино, и знает, как вызвать у зрителя необходимую эмоциональную реакцию — от эскапистского смеха до слез сострадания.
Как это снято
Начинаясь как «Слово пацана» с его зимней бесприютностью и ощущением повсеместной угрозы, байопик быстро ныряет в соблазнительное лихое время, продолжая бесконечную линию романтического ретро: «Бык», «Маша», «Витька Чеснок», «Хрусталь», «Мир! Дружба! Жвачка!», «Король и Шут», «1993» по Шаргунову и «Рыжий» по следам поэта Бориса Рыжего, а также «Комбинация». Антураж в них везде один и тот же, и «Руки Вверх!» не исключение. Лысые головы в кожаных пиджаках и спорткостюмах, видео- и аудиокассеты со знакомыми названиями и постеры на стенах. Джинсовки Montana и нелепые стрижки, путч и обстрел Белого дома, доширак в съемной квартире, непременные плакаты с Ван Даммом и Чаком Норрисом (кстати, был замечен и анахронизм — постер Эминема).
А вот настроение в фильме Аскара Узабаева немного другое. Посыл тут преимущественно жизнеутверждающий, даже несмотря на все трудности, выпавшие на долю дуэта: бандит-продюсер (Фёдор Лавров в характерном амплуа), долгие годы доивший группу; порча, наведенная на Жукова одной поклонницей; отравленные другой поклонницей персики в сгущенке.
Опасное и разнузданное время, когда в стране вдруг повеяло странным ощущением свободы, становится тут просто интересным фоном, на котором два героя фильма идут к успеху путем, многократно описанным в других похожих фильмах. «Руки Вверх!» — канонический музыкальный байопик, сделанный по всем законам жанра, с веселыми гастролями, непременным проблемами героев со здоровьем и, конечно же, с ссорами лучших друзей на пути к триумфу. Но все же эта история не выдуманной, а вполне конкретной группы, так что имеется и точечный фан-сервис: изложены легенды возникновения названия и идеи песни «Малыш», есть интересный скетч про бандитов, смешно возмутившихся ложными обвинениями дуэта в гомосексуальности («не по понятиям!»). Известно, что сценаристы фильма Сергей Калужанов и Михаил Погосов использовали для работы предоставленные Жуковым дневники. Но все же речь идет о 1990-х, а там кто отличит реальные воспоминания от призрачных флешбэков?
Вердикт
История взлета самарской поп-группы на олимп отечественного шоу-бизнеса может увлечь даже людей, чурающихся песенок со словами «Где взяла такие ножки?» и «Целуй меня везде — 18 мне уже». А уж фанаты и вовсе должны испытать мощный приступ ностальгии по провинциальным дискотекам конца тысячелетия, где под песню «Руки Вверх!» легко было нарваться на неприятности от ребят с характерными челочками.
Немного проседает фильм только в настоящем времени. Трудно поверить в правдоподобность сцен, где врач получает из дома напутствие: «Пока Жукова не вылечишь, домой не возвращайся» — или хвастается медсестре полученным автографом. Подобные трогательные сантименты в духе российских сериалов, демонстрируемых по будням в дневном эфире, диссонируют с бодрым ретрофлером основного сюжета про 1990-е — эпоху, которая кажется современному зрителю уже совсем родной. Впрочем, финальная встреча и примирение настоящего Жукова с настоящим Алексеем Потехиным вполне может заставить разрыдаться не только старых поклонников и поклонниц дуэта. Да, «колхозник» Жуков, как презрительно обзывает своего коллегу Потехин, в итоге остается на сцене в гордом одиночестве, если не считать бэк-вокал и кордебалет.
«Да-а-а, не „Битлз“», — со смехом говорит дядя Серёжи, когда маленький Жуков пытается ему спеть. Сегодня (ну, в 2023-м) он собирает полные «Лужники». Шах и мат, дядя!
Автор: Дмитрий Карпюк