Россияне хотят в отпуск, отечественные кинотеатры пережили сентябрь без кассовых хитов, а в США лидирует «Дикий робот». Собрали ключевые новости прошедших недель в отечественном и зарубежном прокате.
Топ-10 фильмов в российском прокате (на 26–29 сентября)
1. «Беляковы в отпуске» — 66,6 млн рублей
2. «Граф Монте-Кристо» — 64,3 млн рублей
3. «Лунтик. Возвращение домой» — 37,6 млн рублей
4. «Субстанция» — 35,9 млн рублей
5. «Последний день Земли» — 25,6 млн рублей
6. «9 секунд» — 21,2 млн рублей
7. «Команда монстров» — 21,2 млн рублей
8. «Хеллбой: Проклятие Горбуна» — 11,5 млн рублей
9. «Маме снова 17» — 11,5 млн рублей
10. «Мужское слово» — 11,4 млн рублей
Первую строчку по итогам уик-энда с небольшим отрывом заняла комедия «Беляковы в отпуске». Лидерство картине отчасти принесло включение в программу «Пушкинская карта» на второй день проката. Фильм заработал 66,6 млн рублей — больше, чем удалось собрать комедии «Рашн Юг» (38,4 млн рублей в расширенный уик-энд при 133,5 тысячи зрителей) в 2021 году, но значительно меньше, чем на старте «Родных» (198,2 млн рублей при 683,3 тысячи зрителей).
Во второй прокатный уик-энд свои позиции не просто не утратил, но и нарастил костюмный фильм «Граф Монте-Кристо». В выходные 19–22 сентября европейская картина стартовала с 57,1 млн рублей, что сопоставимо с премьерным результатом «Последней дуэли» Ридли Скотта (60,2 млн рублей в 2021 году) и лучше старта картины «Три мушкетера: Д’Артаньян» (42,1 млн рублей). Уже ко второму уик-энду касса «Графа Монте-Кристо» пополнилась еще на 66,6 млн рублей, до очень заметной отметки в 142 млн рублей. На этом показателе релиз явно не остановится, у него есть все шансы перевалить за 200 млн рублей.
Лидером в топ-10 по среднему числу зрителей на одном сеансе стал боди-хоррор «Субстанция». Относительно результата стартового уик-энда (27,7 млн рублей) картина сумела показать прирост: с 26 по 29 сентября ее сборы составили 35,9 млн рублей (+30%). Совокупная касса «Субстанции» пока составляет порядка 77 млн рублей.
Фильм-катастрофа «Последний день Земли» стартовал с отметки в 25,6 млн рублей, что сопоставимо с результатом близкого по жанру «Всемирного потопа» (порядка 27 млн рублей за расширенный уик-энд).
Фильм «9 секунд» о событиях на базе Тихоокеанского флота стартовал с 21,2 миллиона. Для сравнения: другая картина режиссера Олега Штрома, лента «Нахимовцы», в премьерный уик-энд собрала 19,3 млн рублей.
Десятку лидеров замкнула драма «Мужское слово» Сарика Андреасяна, заработавшая 11,4 млн рублей за уик-энд 26–29 сентября. Это столько же, сколько получил «Слон» с Павлом Прилучным в главной роли (10,3 млн рублей).
За пределами топ-10 остались ограниченные показы сериала «Последний богатырь. Наследие», которые прошли в кинотеатрах страны в субботу и воскресенье. Два первых эпизода собрали 8,6 млн рублей.
Улучшений не наблюдаем
Прошедший сентябрь был непростым для российских кинотеатров. Согласно данным ЕАИС, по итогам месяца отечественные площадки заработали 2,021 млрд рублей при продаже 5,710 млн билетов. В денежном эквиваленте сборы относительно сентября 2023 года увеличились лишь на 2%, а по числу зрителей зафиксировано падение на 11% (в сентябре 2023-го продали 6,358 млн билетов). Фактически рост бокс-офиса обусловлен увеличением средней цены билета год к году до 354 рублей (+13%).
Если сравнивать результаты сентября с показателями августа 2024-го, то падение оказывается куда чувствительнее: совокупная касса сократилась аж на 31%, а продажи билетов — на 27%. В целом посещаемость оказалось худшей за минувшие два года. В прошлый раз меньше зрителей в кинотеатрах было в сентябре 2022 года (4,063 млн билетов).
Такое явление можно объяснить сразу несколькими факторами. Во-первых, в прокат выходили жанровые новинки, но кассовых хитов в кинотеатрах не наблюдалось. Только два релиза сентября смогли заработать более 100 млн рублей — семейный мультфильм «Лунтик. Возвращение домой» (334,8 млн рублей) и картина «Граф Монте-Кристо» (149,1 млн рублей). Во-вторых, в кинотеатрах в рамках «предсеансового обслуживания» не выходили крупные голливудские новинки, сопоставимые, например, с популярностью «Дэдпула и Росомахи». Можно сказать, именно этот кинокомикс вытащил кинотеатры в августе.
Большие вложения
30 сентября в Госдуму был внесен проект федерального бюджета с 2025 по 2027 год. Согласно документу, сразу по трем линиям — Министерства культуры, Фонда кино, Института развития интернета — финансирование кинопроизводства планируется увеличить в будущем году. В частности, Минкультуры выделит 4,542 млрд рублей господдержки, что на 6% больше, чем ранее планировалось на 2025-й. Пока что на 2026–2027 годы ожидается финансирование на 4,472 млрд рублей.
Прибавил финансирование и Фонд кино: сейчас на 2025 год заложено 7,6 млрд рублей, что на 11% больше ранее запланированных средств (6,84 млрд рублей). Это все еще меньше, чем выделено в текущем году (9,4 млрд рублей). На 2026–2027 годы объем поддержки планируется сохранить на уровне 7,6 млрд рублей.
Самый значительный прирост средств показал ИРИ. Общий бюджет организации на 2025 год составит 25,401 млрд рублей, что на 95% больше ранее планируемого бюджета (12,960 млрд рублей). Только часть суммы (согласно оценкам, от 20% до 35%) приходится на поддержку производства сериалов. Высокая планка финансирования может сохраниться и 2026-м, и 2027 годах — 25,958 млрд и 26,001 млрд рублей соответственно.
В первом чтении проект бюджета будет рассмотрен 24 октября.
Топ-10 фильмов в американском прокате (на 27–29 сентября)
1. «Дикий робот» — 35,7 млн долларов
2. «Битлджус Битлджус» — 16,2 млн долларов
3. «Трансформеры: Начало» — 9,1 млн долларов
4. «Девара, часть 1» — 5,6 млн долларов
5. «Не говори никому» — 4,2 млн долларов
6. «Мегалополис» — 4 млн долларов
7. «Дэдпул и Росомаха» — 2,7 млн долларов
8. «Затерянное место» — 2,2 млн долларов
9. «Моя старая задница» — 2,1 млн долларов
10. «Ходячий замок» — 2,1 млн долларов
В кинотеатрах США уверенно стартовал анимационный фильм «Дикий робот». Картина собрала внушительные 35,7 млн долларов, явно став фаворитом у семейной аудитории в прошедшие выходные. Лучше среди мультфильмов, которые выходили в прокат в сентябре в разные годы, стартовали только «Монстры на каникулах 2» (48,4 млн долларов) в 2015 году и «Монстры на каникулах» (42,5 млн долларов) в 2012-м.
«Битлджус Битлджус» продолжает удерживать высокие позиции в американском прокате. В уик-энд релиз пополнил счет на 16 млн долларов, увеличив бокс-офис до 250,1 млн долларов. Новинка Тима Бёртона уже в ближайшее время обойдет по сборам «Бэтмена» 1989 года (251,4 млн долларов), что позволит ей стать вторым самым кассовым проектом в фильмографии режиссера после «Алисы в Стране чудес» (334,1 млн долларов).
С четвертой строчки стартовал индийский блокбастер «Девара, часть 1». Боевик был показан лишь в 1040 кинотеатрах, что не помешало ему заработать 5,6 млн долларов за уик-энд 27–29 сентября. Для сравнения: блокбастер «RRR: Рядом ревет революция», в котором главную роль также исполнил актер НТР-мл., в США заработал 9,5 млн долларов в 1200 кинотеатрах.
«Мегалополис» Фрэнсиса Форд Копполы на фоне негативной критики начал прокат ниже прогнозов. Картина с бюджетом 120 млн долларов заработала лишь 4 млн долларов при ожидаемых 5–7 миллионах.
Десятку лидеров замкнуло аниме «Ходячий замок», показанное в американских кинотеатрах к 20-летию этого фильма студии Ghibli. Картина заработала 2,1 млн долларов за выходные. Это скромнее, чем получил ререлиз «Коралины в Стране кошмаров» (9,8 млн долларов за уик-энд 16–18 августа).
Автор: Вита Иванова