На Apple TV+ близится к финалу второй сезон «Дороги в тысячу ли». Продолжение драмы о четырех поколениях корейской семьи выглядит масштабно и амбициозно. Теперь в центре внимания оказывается не только японская оккупация Кореи, но и Вторая мировая война. Рассказываем, почему это один из самых сильных проектов стриминга за последние годы.
О чем был первый сезон
Сериал основан на романе Мин Чжин-ли, корейской писательницы, эмигрировавшей в США. Аутентичности проекту добавляет и съемочная группа. В ее составе — режиссеры-корейцы Когонада, Джастин Чон, Арвин Чен и Ли Сан-иль.
Действие шоу охватывает чуть меньше века, с 1910-х до 1990-х. Главную героиню зовут Ким Сун-джа. В молодости ее играет Ким Мин-ха, а в зрелом возрасте — обладательница «Оскара» за роль в «Минари» Юн Ё-джон. Девушка родилась в бедной семье недалеко от Пусана. В условиях японской оккупации жизнь ее родителей и всех корейцев становится крайне тяжелой: они сталкиваются с нищетой, голодом, угнетением и дискриминацией со стороны захватчиков.
У сериала очень запоминающийся опенинг, где герои танцуют в игровом зале среди автоматов патинко. В честь них назван оригинальный роман
Сун-джа влюбляется в богатого корейца Ко Хан-су (Ли Мин-хо), но сталкивается с предательством: оказывается у мужчины есть другая семья. В это трудное время на помощь беременной героине приходит священник Исаак Пэк (Стив Но), который берет Сун-джа в жены и увозит в Японию к своим родственникам. Здесь она сталкивается с еще большим давлением, ведь на своей земле японцы относятся к корейцам крайне пренебрежительно. Несмотря на трудности, Сун-джа рожает двоих сыновей, в то время как Исаак оказывается в тюрьме за сотрудничество с коммунистами.
Параллельно истории Сун-джа в сериале рассказывается о судьбе ее сына Моисея (Содзи Араи) и внука Соломона (Чин Ха) в 1980-х годах. Моисей открыл несколько игровых салонов. Соломон работает на японскую девелоперскую корпорацию. Его цель — убедить пожилую кореянку продать свой дом, который находится на участке, предназначенном для строительства нового отеля. Женщина отказывается, и тогда Соломон пытается найти к ней другой подход, а заодно сам размышляет на тему своей национальной идентичности.
Каким получился второй сезон
В продолжении мы переносимся в мрачный 1945 год. Скоро Вторая мировая война окажется на территории Японии, а до бомбардировок Хиросимы и Нагасаки остались считаные месяцы. Сун-джа вынуждена сводить концы с концами в статусе матери-одиночки с двумя детьми. Ее поддерживает Чхве Ген-хи (Чон Ын-чхэ), жена брата Исаака, у которой дела идут едва ли лучше.
За несколько дней до бомбардировки Осаки Ко Хан-су эвакуирует Сун-джа с детьми и Ген-хи в деревушку, где у них начинается относительно спокойная жизнь. Главная героиня не хочет иметь ничего общего с Хан-су, но, учитывая обстоятельства, вынуждена принять его помощь. Теперь она работает на рисовом поле, воссоединяется с матерью, а ее старший сын Ной поступает в престижный токийский университет.
Ли Мин-хо, исполнивший роль Хан-су в сериале, отлично отыгрывает образ стоического героя, который до сих пор влюблен в Сун-джа, хочет обеспечить сыну достойное будущее, но вынужден метаться между двумя семьями. Эта роль стала для актера долгожданной возможностью выйти за рамки привычных романтических персонажей, с которыми его часто ассоциируют из-за съемок в дорамах.
Во втором сезоне особое внимание уделяется Соломону, который теряет работу в компании и пытается восстановить карьеру любыми способами. Его любовная линия с Наоми (Анна Саваи из «Сёгуна») не отличается особым накалом чувств, зато последствия этого романа приводят к захватывающим корпоративным интригам.
Соломон все чаще погружается в рефлексию, что позволяет глубже раскрыть его внутренние переживания и отношения с бабушкой. Их судьбы хоть и развиваются в разных временных контекстах, все же имеют общие черты. Бытовой расизм в отношении корейцев в Японии сохранился даже спустя десятилетия. В школе Ноя и Моисея дразнят одноклассники, а в 1989 году Соломон ссорится с пекарем из супермаркета, потому что тот назвал японский язык Сун-джа недостаточно хорошим.
Матриарх семьи Пэк прошла через тяжелые испытания во время войны и надеялась, что ее дети и внуки будут счастливы. Но гарантировать им спокойную жизнь она не смогла, ведь новые времена приносят новые проблемы. Например, в начале 1990-х годов в Японии начался экономический застой, который еще принято называть «потерянным десятилетием». Создатели подчеркивают, что нельзя обесценивать трудности, с которыми сталкиваются разные поколения, ведь именно личный опыт формирует человека и его внутренний стержень.
Как сериал показывает корейский менталитет
В сериале большое внимание уделяется еде, которая служит ключом к пониманию культурного кода, сформировавшегося под тяжелым грузом истории.
Сегодня в Южной Корее культ еды. Страна напичкана кафе, ресторанами и уличными киосками. И такая тяга к изобилию неслучайна. Она отсылает к тяжелым временам, когда корейцам приходилось десятилетиями бороться за выживание из-за японской оккупации, Второй мировой и Корейской войны.
Эти трагедии глубоко травмировали корейцев, и еда стала для них не только средством утоления голода, но и символом стойкости. Сегодня это проявляется даже в романтических дорамах, где герои часто задают друг другу вопрос: «Ты поел?» Такой простой жест показывает заботу и отражает коллективное сознание, которое связывает национальную кухню с любовью и безопасностью.
Сериал показывает, как еда соединяет прошлое и настоящее. Мать Сун-джа с особой нежностью промывает рис. Главная героиня спустя годы начинает зарабатывать продажей кимчи, дома готовит для своих детей, а став старше, пытается накормить всех вокруг. Мы видим, как Соломон ест лапшу в конце 1980-х в ресторане, и вот уже в следующем кадре его отец 40 лет назад почти в таком же положении ужинает дома. Сцены, в которых герои торгуют на рынках или собираются за семейным ужином, становятся временем, когда можно просто поболтать и отвлечься от происходящего ужаса. В эти моменты простое действие — разделить трапезу — формирует крепкую связь между людьми.
Одежда тоже играет важную роль в визуальном повествовании. Строгие и идеально сшитые костюмы Хан-су становятся его доспехами. Они создают образ состоятельного мужчины, способного защититься от ксенофобных нападок. Но, несмотря на власть и богатство, его считают человеком второго сорта, и он терпит оскорбления в адрес дочери, которую называют полукровкой.
Образ персонажа Ли Мин-хо контрастирует со стилем его патриотичного тестя (Хироаки Мураками), который возмущается сотрудничеством Хан-су с «американским зверьем». Его кимоно свободно болтается на увядающем теле и символизирует приближающийся конец японского господства. Гардероб Сун-джа тоже меняется: ее традиционные ханбоки постепенно заменяются на скромные юбки и кардиганы в западном стиле. Это подчеркивает ее быструю адаптацию к новым условиям.
Один из лучших эпизодов нового сезона, который обращает на себя внимание, — пятый. Его первая часть снята в черно-белом формате 4:3 и посвящена брату Исаака. Он работает на заводе по производству боеприпасов в Нагасаки. Здесь отсчитывается время с 1 августа 1945 года до 9 августа, когда на город сбросили бомбу. С тикающими часами на заднем плане в духе «Оппенгеймера» и почти бесшумной работой всего коллектива серия идеально передает чувство безысходности из-за неминуемой катастрофы.
Вердикт
По своей эпичности «Дорога в тысячу ли» соперничает с главными семейными сагами десятилетия вроде «Короны» или «Наследников». Сериал погружает зрителя в историю Южной Кореи и показывает немыслимо тяжелый путь, который проделала эта небольшая страна, прежде чем покорить мир своей культурой. Это не просто развлекательное шоу, а глубокое исследование человеческой стойкости и поиска идентичности в условиях глобальных перемен; история сопротивления, борьбы и жертвенности. Сюжет, несмотря на то что действие происходит на другом континенте и в другое время, работает с универсальными темами семьи, одиночества и страха будущего, который все чаще нас преследует.
Автор: Кира Голубева