«Граф Монте-Кристо»: роскошная экранизация Дюма от создателей дилогии «Три мушкетера»

Обсудить0

В российский прокат вышел «Граф Монте-Кристо» — новая французская экранизация одного из самых известных романов Александра Дюма. Что любопытного в этой версии приключений героя?

О чем была книга

«Граф Монте-Кристо» — один из самых популярных романов Александра Дюма (написанный, как и большинство его известных произведений, в соавторстве с Огюстом Маке). Книга сразу после выхода пользовалась таким успехом, что Дюма на гонорары смог построить загородную виллу (названную, к слову, замком Монте-Кристо) и стал вести куда более расточительный образ жизни, чем раньше.

Обложка книги

Сюжет романа, основанный на реальной истории мести, начинается во Франции в 1815 году. Молодой марсельский моряк Эдмон Дантес в день собственной свадьбы по ложному доносу завистников и недоброжелателей попадает в тюрьму и проводит там почти 15 лет. В тюрьме Дантес знакомится с другим заключенным, аббатом Фариа, умным и начитанным собеседником. Перед смертью аббат рассказывает Эдмону о сокровище, спрятанном на необитаемом острове Монте-Кристо.

Дантесу удается сбежать из тюрьмы, добраться до острова, найти сокровище, и вскоре Эдмон обеспеченным человеком возвращается в Марсель. Там он узнает печальные новости: его отец умер в нищете, невеста вышла замуж за одного из доносчиков, все недоброжелатели разбогатели и стали знатными людьми, а единственный человек, пытавшийся выступить в его защиту, наоборот, разорился и все потерял. Тогда беглец решает посвятить остаток жизни мести своим обидчикам. Эдмон Дантес окончательно исчезает, а его место занимает таинственный и эксцентричный граф Монте-Кристо.

«Граф Монте-Кристо» считается классикой приключенческой литературы. Это один из самых часто переиздаваемых и экранизируемых романов в мире. В разные годы Эдмона Дантеса играли такие популярные актеры, как Жан Маре, Жерар Депардье, Ричард Чемберлен, Виктор Авилов и Джеймс Кэвизел.

Что нужно знать о новой экранизации

Ее сняли создатели недавних «Трех мушкетеров». Режиссерами выступили французские постановщики Александр де Ла Пательер и Матьё Делапорт, они же написали сценарий. Продюсером стал Дмитрий Рассам. Для всех троих это уже не первый опыт работы с крупнобюджетными адаптациями Александра Дюма. Совсем недавно они приняли участие в создании дилогии «Три мушкетера» по мотивам другого произведения Дюма: Рассам был продюсером, а де Ла Пательер и Делапорт отвечали за сценарий.

Большой бюджет. «Граф Монте-Кристо» — самый дорогой французский фильм 2024 года, его стоимость оценивается в 48 млн долларов. А еще новая экранизация Дюма выступила в прокате гораздо лучше «Мушкетеров»: она занимает третье место в списке самых кассовых фильмов года во Франции, а по всему миру заработала 68 млн долларов. До полной окупаемости, конечно, далеко, но лента вышла еще не во всех странах.

Это вольная адаптация. Те, кто смотрел «Д’Артаньяна» и «Миледи», знают, что сюжет мушкетерской дилогии достаточно далек от первоисточника. В случае с «Графом Монте-Кристо» сценаристы куда точнее следовали тексту романа, но опять же позволяли себе вольности. Основные моменты книги на экран перенесены, однако де Ла Пательер и Делапорт переписали предыстории всех персонажей, а также изменили обстоятельства тех или иных событий. Например, Данглар из бухгалтера превратился в капитана «Фараона», Фернан из простого рыбака стал военным и дворянином, а Вильфор отправил Эдмона в замок Иф, переживая за репутацию не отца, а сестры. Справедливости ради некоторые изменения пошли сюжету на пользу — все-таки у офицера и потомка благородного рода куда больше шансов стать генералом и пэром Франции, чем у простого рыбака.

Бастьен Буйон, Анаис Демустье и Пьер Нинэ

Это один фильм, но трехчасовой. Чтобы адаптировать для экрана «Трех мушкетеров», авторам понадобилось два двухчасовых фильма. В случае с «Графом Монте-Кристо» создателям удалось уложиться в один, но его продолжительность — почти три часа. Учитывайте этот момент перед походом в кинотеатры.

Обошлись без всемирно известных актеров. Актерский состав «Трех мушкетеров» возглавляли мировые звезды Венсан Кассель и Ева Грин, в «Графе Монте-Кристо» же столь заметных звезд нет. Пожалуй, больше всего известен сыгравший Дантеса Пьер Нинэ. Вы могли видеть его в фильмах «Черный ящик» и «Притворись моим парнем». Анамария Вартоломеи (Гайде) снималась в «Моей маленькой принцессе», комедии «Как быть хорошей женой» и байопике «Быть Марией», Анаис Демустье (Мерседес) трижды номинировалась на премию «Сезар» за роли в фильмах «Прекрасная смоковница», «Любовь и свежая вода» и «Алиса и мэр» (за последнюю роль она получила награду), а Пьерфранческо Фавино (Фариа) засветился в «Ночи в музее», «Хрониках Нарнии» и «Ангелах и демонах».

Фильм очень хорошо встретила пресса. На сайте Rotten Tomatoes у «Графа Монте-Кристо» 100%-ный рейтинг на основе 24 рецензий. Metacritic чуть менее щедр — там у фильма рейтинг 66 из 100, но все рецензии в целом положительные.

Главные достоинства фильма

Динамика. Несмотря на хронометраж, «Граф Монте-Кристо» смотрится на одном дыхании. Повествование стартует с напряженной сцены кораблекрушения и развивается дальше в весьма бодром темпе.

Месть — это блюдо, которое подают холодным. Де Ла Пательер и Матьё Делапорт не жалеют хронометража на то, чтобы показать, с какой тщательностью Дантес подошел к осуществлению своей мести. Кроме того, местная версия графа довела до совершенства свои актерские навыки. Герой не только, как и в книге, примеряет на себя облики других людей, таких как аббат Бузони и лорд Галифакс, но и полностью перевоплощается в них с помощью грима, масок, париков и других средств.

Пьер Нинэ

Сильные эмоции. Как и в первоисточнике, главный герой настолько одержим своей местью, что теряет какой-либо другой смысл жизни. При этом Эдмона (по крайней мере, поначалу) совершенно не волнует, что в результате его действий страдают другие люди, например Андре, внебрачный сын Вильфора. Авторам удалось придать этой линии драму: если в оригинале Андре был крайне неприятным персонажем и Дантес пользовался им без всякой жалости, то в фильме Эдмон привязался к нему как к собственному сыну.

Музыка. Пронзительные и драматичные композиции Жерома Риботье усиливают и дополняют и без того напряженные сцены. Особняком выделяется трогательная и грустная песня, которую поет Анамария Вартоломеи в роли Гайде при первом своем появлении на экране. Несложно поверить, что юный Альбер де Морсер (Василий Шнайдер) влюбился в нее, как только услышал чарующий голос девушки.

Образы персонажей. Актерам удалось довольно неплохо передать образы своих персонажей. Нинэ хорош в роли Дантеса, но его герой слишком одержим местью, чтобы уделять внимание чему-то еще, он поддается эмоциям лишь после первой встречи с Мерседес. А вот Анаис Демустье придала своей героине нюансов: ее Мерседес с первой встречи узнает в графе Монте-Кристо единственного человека, которого когда-либо любила, но слишком долго отказывается в это верить, а потом становится уже слишком поздно. Еще более трагичным получился образ Гайде. Девушка разрывается между верностью графу, жаждой отомстить убийце своего отца и искренней любовью к его сыну. Кроме того, авторы неожиданно обелили образ Кадрусса: в книге он смалодушничал, когда Дантеса упекли в тюрьму по ложному доносу, но затем проявил свое гнилое нутро и встретил заслуженно печальный конец. В фильме же герой получил шанс на искупление и воспользовался им на сто процентов.

Недостатки новой экранизации

Образ Анжель не раскрыт. В романе Вильфор отправляет Дантеса в замок Иф, защищая репутацию отца. В фильме отца заменили на сестру, и поначалу рокировка кажется удачной: молодая и энергичная Анжель пытается сыграть куда более активную роль в предполагаемом возвращении Наполеона (напомним, события романа начинаются в 1815 году, незадолго до возвращения императора из ссылки). Однако если в романе отец Вильфора продолжает играть определенную роль до самого конца, то в фильме Анжель попросту не нужна. Сразу после ареста Дантеса брат самолично продает родную сестру сутенерам, и в дальнейшем девушка оказывает влияние на сюжет лишь в паре сцен.

Пьер Нинэ

Нет милосердия для Морелей. В оригинале Дантес не только вершил месть, но и творил добро для тех, кто проявил доброту к нему. Кораблевладелец Морель до последнего пытался защищать Эдмона, а затем разорился и едва не потерял компанию, и Дантес, едва вернувшись из заключения и разбогатев, выкупил все долги Мореля и погасил их. В фильме Морель и вовсе теряет компанию и умирает в нищете, но у него остается внук Максимилиан. Если по книге Эдмон успевает облагодетельствовать и его, то в фильме граф Монте-Кристо вообще не вспоминает о существовании юноши, полностью сосредоточившись на своей мести. Да, это лучше работает на сюжетную линию главного героя, который лишь к концу фильма задумывается о том, что в жизни должно быть что-то еще, однако ведь и книжный Дантес был таким, хотя это не мешало ему помнить о тех, кто сохранил ему верность. В конце концов, их не так много и было.


Автор: Алексей Ионов

Нашли ошибку?
Выделите нужный фрагмент текста (не более 3000 символов) и нажмите:
Гениальный психолог или манипулятор? Один из самых популярных российских сериалов
В главных ролях:Максим Матвеев, Игорь Костолевский, Светлана Иванова, Виктория Маслова, Роман Маякин, Владислав Тирон, Ангелина Стречина
Режиссер:Дмитрий Тюрин, Игорь Твердохлебов
Уже в подписке

Смотрите также

9 сентября1
18 сентября3
Вчера1
17 сентября13

Главное сегодня

Вчера21
10 сентября71
Вчера2
Сегодня, 12:221
Сегодня3
Сегодня, 17:460
Сегодня6
Комментарии
Чтобы оставить комментарий, войдите на сайт. Возможность голосовать за комментарии станет доступна через 8 дней после регистрации