Этим летом в Турции прошли съемки ремейка российского «Холопа», права на адаптацию которого в 2021 году продали в семь стран, включая Францию (в отечественный прокат «Холопа из Парижа» ожидается 12 сентября 2024-го). Рассказываем об актерах и команде турецкой версии, а также ее отличиях от оригинала.
Турецкий ремейк по всем признакам может стать блокбастером у себя дома и у нас. Во-первых, потому что сына олигарха, отправленного на перевоспитание в прошлое, играет Керем Бюрсин — один из самых популярных турецких актеров, звезда сериала «Постучись в мою дверь». Его герой, которого зовут Мете, — стамбульский мажор, как и в оригинале, отправленный в прошлое по альтернативной психологической методике. Вместо русской деревни XIX века он попадет в «великолепный» османский XVI век и очнется конюхом в замке вельможи времен султана Сулеймана.
В отличие от французского фильма, турецкий сюжет и герои больше похожи на российский оригинал. Однако ожидаются существенные изменения: холоп Бюрсин будет несколько симпатичнее своего русского коллеги, куда менее циничным и, скорее, потерявшимся, чем жестокосердным. В комедии неминуемо появятся элементы драмы, без которой невозможно представить турецкое кино. Сейчас уже ведутся работы над монтажом, известно международное название проекта — Son of a Rich (турецкое будет не таким провокационным). У себя на родине фильм планируют выпустить в прокат уже в этом году, 20 декабря.
Кто делает
Съемки в июле стартовали с разбитой наудачу тарелки. Турецкие медиа писали, что эта русская традиция пошла от «Броненосца „Потемкин“», и действительно существует апокриф, что Эйзенштейн в гневе разбил тарелку одного из актеров, обедавших на затянувшемся перерыве. Так или иначе, «Холоп» станет первым российским фильмом, на который снимают турецкий ремейк, так что его можно считать вехой в местном кинематографе.
Производством Son of a Rich занимается кинокомпания Kunay Film, основанная в 2022 году композитором и продюсером Арсланбеком Султанбековым и продюсером Кариной Мией Сатлыковой. Окончив в 2014 году ВГИК, Сатлыкова успела поработать в команде Сергея Соловьёва на «Мосфильме». В качестве режиссера она сняла пять документальных фильмов, связанных с Малым театром, Театром Сатиры и Содружеством актеров Таганки. В 2019 году Карина переехала в Турцию, где вступила в местную Ассоциацию продюсеров Турции и стала генеральным директором Kunay Film.
Помимо сотрудников с российскими корнями, в Кunay работают турецкие кинематографисты, принимавшие участие в создании «Великолепного века», «Основание: Осман», «Черной любви» и других хитов. Компания не планирует заниматься производством сериалов, ее цель — большое кино, нацеленное на международный прокат. Son of a Rich — первый фильм, где российский опыт объединяется со славой турецĸих звезд, а одновременно идет работа над несколькими другими полнометражными картинами.
Следующий проект Kunay Film — адаптация «Белых ночей» Достоевского, крайне популярного в Турции. Действие перенесено в Стамбул, главный герой — рок-музыкант, который встречает на Галатском мосту загадочную девушку, ожидающую своего возлюбленного. Обещают, что это будет музыкальная драма в духе «Ла-Ла Ленда» с участием не названной пока международной звезды. Следующий проект — экранизация оперы «Турандот». Планируется, что это будет исторический фильм в стиле диснеевских сказок с киновселенной, где Турандот живет в Стамбуле, а главный герой, Калаф, прибудет из Астрахани.
Турецкого «Холопа» изначально планировали снимать в Стамбуле, используя локации «Великолепного века», но в процессе работы масштабы проекта расширились и выбор пал на студию «Боздагфильм». На этой огромной площадке на севере Стамбула — с замками, дворцами, конюшнями и средневековыми улочками — снимались многие исторические сериалы, в том числе «Воскресший Эртугрул» и «Основание: Осман». «Боздаг» расположена на черноморском побережье, и это обстоятельство стало определяющим: в сюжете Son of a Rich появились морские сцены. А вместо татаро-монгольского нашествия из оригинального «Холопа» здесь выступают пираты.
Художница-постановщица Фиген Чагын работала на этой площадке над узбекско-турецким сериалом «Я и есть Джалолиддин», действие которого происходит во времена Чингисхана. Историк по образованию, она с воодушевлением откликнулась на возможность создать декорации XVI века. Костюмами занимался турецкий дизайнер Сердар Башбук, который одевал каст сериала «Великолепный век».
Сценарий написан за четыре месяца Муратом Дишли, который до этого среди прочего занимался турецкой адаптацией «Идеальных незнакомцев». А режиссерское кресло занял Онур Унлю — человек, который 10 лет назад перевернул историю турдизи с легендарными «Лейлой и Меджнуном». Эта абсурдистская комедия привлекла к экранам новое поколение зрителей, избавив турецкие сериалы от репутации развлечения исключительно для домохозяек. В трактовке «Холопа» Унлю можно найти пересечения с «Лейлой» — там тоже реальность путается с фантазией, история с современностью, сатира с гротеском. Son of a Rich — пятнадцатый фильм Унлю. При этом для маститого режиссера адаптация «Холопа» стала вызовом — до этого он всегда сам писал сценарии и не снимал ремейков.
Кто есть кто в турецком «Холопе»
Мете (Гриша) — Керем Бюрсин
Бюрсин в России — это прежде Серкан Болат из «Постучись в мою дверь», а в Турции — Керем Сайер из сериала «В ожидании солнца». Роль испорченного деньгами и вседозволенностью богатенького, которого исправляют настоящие чувства, у Бюрсина отнюдь не первая. По сравнению с его другими героями Мете простоват и необразован. Как говорит режиссер, турецкий Гриша — это скорее запутавшийся ребенок, чем зарвавшийся от безнаказанности хам с криминальными наклонностями.
Асена (Лиза) — Мелис Сезен
Российскому зрителю Мелис Сезен может быть известна по сериалу «Неверный», который в Турции стал одним из рекордсменов по штрафным санкциям цензурного комитета RTÜK. Мелис исполнила скандальную роль юной любовницы главного героя. Когда стали появляться новости о том, что в ремейке «Холопа» сыграет Сезен, многие были уверены, что актриса идеально подойдет на роль обольстительницы Аглаи (Ольга Дибцева в русском «Холопе»). По сюжету Асена, которая изменила главного героя, тоже ветеринар. Ради этой роли Мелис несколько недель занималась верховой ездой. И, по ее словам, она восхищена героиней, дикой и свободной.
Дильбер (Аглая) — Мелиса Денгель
Денгель — тоже любимица российских зрителей по ПВМД, где сыграла роль адвоката Джерен, крутую подружку главной героини. После «Постучись» актриса снялась еще в нескольких разноплановых ролях, в том же «Неверном». Кстати, по маме Мелиса — русская, что тоже явно добавит ей симпатий в России.
Сами (психолог) — Эркан Кольчак Кестендиль
Кестендиль («Чукур», «Империя Кесем») работает также как театральный и кинорежиссер. К образу альтернативного психолога очень ответственно. Он самостоятельно подбирал костюмы и полностью изменил ожидания от образа, добавив герою Охлобыстина иные черты характера и поведения и трансформировав внешность.
Теоман (отец Мете) — Ахмет Мумтаз Тайлан
Без преувеличения звезда турецкого кинематографа, Тайлан известен по роли полицейского водителя Араба Али из «Однажды в Анатолии». Параллельно с Son of a Rich Тайлан снимался в продолжении «Клюквенного щербета», где он также играет отца довольно бестолкового сына. С Онуром Унлю они работают не в первый раз. Ахмет Мумтаз Тайлан был Искандер-бабой в «Лейле и Меджнуне». Однозначно роль отца героя в турецком варианте «Холопа» существенно усилена, их отношения с Мете окажутся более сложными, в комедии появятся элементы семейной драмы. Более выпуклыми станут трагические обстоятельства детства героя (остался без мамы, отец все время занят бизнесом), что во многом объясняет поступки героя.
Явуз (барин) — Гювен Кырач
Любимый артист Фатиха Акина, снявшийся в «Головой о стену» и «На краю рая».
Продюсеры Kunay Film говорят, что уже на этапе читки стало ясно, что актерский ансамбль идеально сложился, а на площадке химия между персонажами проявилась самым чудесным образом. Прокат фильма в Турции назначен на 20 декабря, потом турецкий «Холоп» отправится на международный рынок.
Автор: Наталья Афанасьева