Нелюбовь: каким получился (квази)документальный фильм о Диане Арбениной

В онлайн-кинотеатре Kion 5 июля выходит документальный фильм «Арбенина» о фронтвумен «Ночных снайперов» Диане Арбениной. Он балансирует между панегириком и телеисповедью и практически не затрагивает период, когда группа была дуэтом. Зато Арбенина много говорит о детях, (былых) проблемах с веществами и о вере. Одним словом, цайтгайст в картине отражен максимально точно.

Еще один док про музыканта?

Диана Арбенина

Ну, в общем-то да. Во-первых, рынок требует. Во-вторых, Диане Арбениной 8 июля исполняется 50 лет, и традицию юбилейного контента никто не отменял. В свои пятьдесят певица выглядит так, как будто подтверждает все народные присказки про «ягодку опять», «жизнь после 40», «50 — это новые 30» и далее по списку. Она проецирует энергию военачальника, по части написания песен выполняет пятилетку за четыре года, а еще успевает постоянно говорить о материнстве и (почетной) женской доле. Перефразируя известную строчку из песни Лебедева-Кумача, когда страна быть прикажет героем, у нас героем становится любой (или в данном случае матерью-героиней) .

Кто это сделал

Режиссер фильма — Ангелина Ашман. В послужном списке у нее (как продюсера) фильмы «ANNA ASTI. Путь Феникса» и ZIVERT. Do for love. «Арбенина», хоть и написана кириллицей, встает в один ряд с этими поп-биографиями.

Снимал фильм оператор Юрий Ермолин, который чего только не снимал — например, работал с Сергеем Мирошниченко и Виталием Манским над фильмом «Путин. Високосный год» (2001) и над циклом «Рожденные в СССР». Широкий динамический и творческий диапазоны.

Что внутри

Диана Арбенина

Создатели фильма не экспериментируют с формой, а отрабатывают стандартный набор из говорящих голов, сценок из жизни — вроде как cinema verite, хотя Арбенина с такой лихостью контролирует съемочный процесс, что какой тут verite? Набор локаций и коллизий поражает банальностью. Вот Арбенина едет за рулем — то выезжает на встречку, то не работает транспондер. Вот ее утренняя рутина, снятая как реклама производителя дорогой бытовой техники. Вот Диана идет в спортзал (на бокс). Вот идет к дочери на футбол — раздавать советы с бровки. Есть еще хроника из девяностых-нулевых, которая, впрочем, смонтирована так небрежно, что играет лишь украшательскую роль: мол, была у рок-звезды положенная молодость с сексом, наркотиками и рок-н-роллом. Про секс при этом не говорят — говорят только про наркотики. Это молчание — или подмена — пугает похлеще страшилок про нетрезвые состояния, но такая нынче странная иерархия страхов. Легче сознаться в кокаинизме: да, было, но прошло. А у кого не было?

При этом о важных эпизодах — например, об экс-менеджере группы Ларисе Пальцевой (легендарной в узких кругах) — сказано вскользь, а зря. Пальцева интересна и как личность, и как архетип. Кажется, во многом именно благодаря ее пробивной силе и преданности группе «Ночные снайперы» обрели всероссийскую популярность. Именно Пальцева придумала акцию с запуском во время концерта белых бумажных самолетиков в зал. Иногда кажется, что после ее смерти Арбенина вобрала какие-то ее черты в себя и дорабатывает теперь за двоих. Замечательная мама Дианы, Галина Федченко, тоже выступает в фильме скорее не как участница событий, а как пассивная понятая: да, всё так. А бокс Диане нужен для ловкости; это не про драки совсем. Кто сказал, что бокс — это не женское?

Галина Федченко

У Арбениной берут интервью, но по форме это больше похоже на нарциссический монолог, обращение к городу и миру. Вот так я выстроила автобиографию, вот так вы будете меня воспринимать. Я отнимаю у вас право на интерпретацию своей жизни и творчества и оставляю его только за собой. Записывайте. Я — рок-звезда (даром что рок-н-ролл мертв и мало кто вообще жив). Я — мать. Я — Диана Арбенина, а не экс-участница дуэта «Ночные снайперы». Я нашла свою веру, а компромиссы научилась маскировать под вызов системе. А еще я очень боюсь. Нет, это не пишите.

Почему-то в такой ленивой, слишком стандартной структуре фильма сквозит равнодушие. Ведь документальный импульс в портретном жанре — это прежде всего вуайеризм, жадность к наблюдению за другим, внимательность к манипуляциям. Режиссер дока почти всегда играет со своим героем в кошки-мышки — кто кого перехитрит, кто кого срежиссирует. В такой схватке однозначно выигрывает Арбенина. Она воспроизводит череду рукотворных мифов о себе в том порядке, который необходим для безмятежного восприятия авторизованной биографии. В этом плане док «Арбенина» похож на фильм-интервью с очень ловким политиком. Он вас заворожит, закружит, да и отпустит дальше скользить.

Возможно, те, кто недавно начал следить за Арбениной, не почувствуют подвоха и очень выборочного сторителлинга. Зрители же, реально (и давно) знакомые с биографией и дискографией Арбениной (в том числе неопубликованной), скорее всего, испытают некоторую неловкость. Они-то всё знают. Тогда для кого это снято?

Вердикт

Диана Арбенина с дочкой

Можно долго спорить по поводу масштаба Арбениной как музыканта и поэта, сравнивать ее с Земфирой (неважно, в чью пользу) — в общем, заниматься стандартными фанатскими изысканиями. Но то, что этот масштаб есть, — почти научно установленный факт. Диана Арбенина действительно проживает довольно яркую жизнь, важные вещи принимает близко к сердцу (хоть и научила себя говорить языком Instagram), работает до седьмого пота, а еще, когда можно, не молчит. Мы это знали в 2014 году, в 2022 году. Мы это знаем и сейчас.

Жаль, что фанатская любовь не может никого ни от чего защитить. Иначе Диана Арбенина была бы в полной безопасности. Несмотря на все перекраивания собственной биографии, она сохраняет за собой одну из самых верных и самых эмоциональных фан-баз. Если бы она захотела, то могла бы собрать свою маленькую армию, как японский писатель Мисима.

В песне «Нелюбовь» Арбенина пела: «Хочешь жить — начни дышать». Дышать пока тяжеловато.


Автор: Анна Филиппова

Нашли ошибку?
Выделите нужный фрагмент текста (не более 3000 символов) и нажмите:
Неудачливая семья пускает пыль в глаза своим успешным знакомым. Турецкие приключения с Сергеем Светлаковым
В главных ролях:Сергей Светлаков, Светлана Листова, Александр Новиков, Мария Горбань, Андрей Мерзликин, Маргарита Галич
Режиссер:Александр Назаров
Уже в подписке

Смотрите также

6 ноября1
18 октября1
16 октября7
12 октября9

Главное сегодня

Сегодня4
Сегодня5
11 минут назад0
Сегодня0
Сегодня1
Вчера5
Вчера5
Комментарии
Чтобы оставить комментарий, войдите на сайт. Возможность голосовать за комментарии станет доступна через 8 дней после регистрации