В декабре в российский прокат выйдет фильм «Последний ронин», где герои Юрия Колокольникова и Дианы Енакаевой колесят по миру постапокалипсиса. Это дебют в полном метре режиссера Макса Шишкина. Мы расспросили его о съемках в Казахстане, выборе главных героев и ощущениях от работы над фильмом.
О чем «Последний ронин»
(Не)далекое будущее. В результате изменений климата, приведших к глобальной ядерной войне, цивилизация практически уничтожена. Земли выжжены, города разрушены, техника не работает, бензин перестал быть основным топливом. Главная валюта в этом мире — два патрона: 9 и 7,62 мм от АК-47.
Преследуемый призраками прошлого одинокий путник Ронин (Колокольников) странствует по пустошам в поисках убийцы своего отца, годами создавая карту континента. На каждом шагу его подстерегают охотники за головами и бандиты. Но однажды судьба сводит Ронина со своенравной девочкой-подростком Марией (Енакаева), которая обещает ему наивысшую плату, если он проводит ее до места, где она родилась.
В фильме также сыграли Даниил Воробьёв, Тихон Жизневский, Александр Мизёв и другие, но с их героями мы познакомимся позже.
Кто работает над «Последним ронином»
Режиссер, автор идеи и сценария — Макс Шишкин, прославившийся как клипмейкер и создатель Telegram-канала «ШишКИНО». До «Ронина» он снимал клипы Ивану Дорну («Во сне»), Элджею («360», «Минимал», «1love»), Лолите («По-другому» ), а также часть хоррор-альманаха «Кошмары музыкантов» с Моргенштерном. «У фильма четыре яркие составляющие, которые вызовут обсуждение: это костюмы, операторская работа, драки и музыка. Я делал все по рок-н-ролльному», — рассказывает режиссер.
К слову, за камерой «Ронина» стоял Василий Григолюнас, снимавший сериалы «Топи», «Внутри убийцы», а также экшен «Либерея: Охотники за сокровищами». Референсы, как он уточняет, были отдаленными: «Немного Рёфн, немного „Бегущий по лезвию“». За визуальную концепцию отвечала художница-постановщица и креативный продюсер Эльза Серова. По словам режиссера, при написании сценария он держал в голове «стандартную цветовую палитру жанра — коричневые, бежевые, серые оттенки», но вместе с Эльзой они внедрили в постапокалиптический мир еще красный и черный. За музыку отвечал электронный артист Mimiko (он же Дмитрий Конов), за костюмы — Анна Артамонова и Евгения Соболева («Земун», «Смычок»).
Большая часть картины снималась на юге Казахстана, в окрестностях Алматы и на окраинах Дербисека. Генеральные продюсеры — Вадим Верещагин, Владимир Маслов, Сергей Шишкин и Эльвира Дмитриевская. Производство — кинокомпании «Централ Партнершип», Zoom Production, онлайн-кинотеатр Okko.
Что о фильме рассказывает режиссер
Макс Шишкин
Режиссер
— Как давно возникла идея фильма и сколько ушло на ее реализацию?
— Сам концепт «постапокалипсис, в котором пуля — это валюта» возник года четыре назад, когда я размышлял на тему «Как снять экшен, где есть огнестрел, но все предпочитают колюще-режущее». Но он лежал в моих папках идей на особый случай. И когда Вова Маслов (продюсер фильма «Либерея: Охотники за сокровищами», а также сериалов «Внутри убийцы» и «Преступление и наказание». — Прим. ред.) пришел ко мне с предложением сделать что-то в сеттинге постапокалипсиса, я вспомнил свою идею, и потом все закрутилось.
— Юрия Колокольникова сразу видели главным героем?
— Пока создавался концепт, синопсис и даже поэпизодник, было очень тяжело понять, под кого я пишу историю. Пул актеров был перед глазами, но никогда там не было Юры. Я постоянно прикидывал того или иного актера, но все никак не ложилось. Потом уже ближе к написанию драфта сценария образ Юры возник сам собой, и с тех пор я никого не представлял, кроме него. И это уже мэтч, написанный на небесах. Как Шварценеггер появился у Кэмерона в «Терминаторе», так и Колокольников появился у меня. Никто, кроме него. Он — Ронин.
— А остальных актеров долго искали?
— Мы быстро определились с Дианой Енакаевой на роль Марии. Это находка Вовы Маслова, так как они вместе работали над «Внутри убийцы». Со злодеем вышла забавная история: мы представляли Жан-Клода Ван Дамма, и дело даже дошло до переговоров. Но когда шутка затянулась, к нам совершенно магически притянулся Даниил Воробьёв, с которым у Вовы шел проект параллельно. А Тихона Жизневского я видел с самого начала, и это тоже своего рода прикол, который вышел из-под контроля. Роберта Юнусова, Максима Колесниченко и Сашу Мизёва я знаю давно, потому их участие — вопрос решенный изначально. У нас вообще каст — это такая тусовка из своих получилась, поэтому было весело и душевно на площадке.
— Почему решили снимать в Казахстане?
— Изначально Вова хотел снимать на Алтае, но это была бы эстетика заросшего постапокалипсиса. А мне хотелось пустошей, каньонов и скалистых гор. Казахстан в этом плане подходит идеально, плюс у меня там большой опыт работы над клипами, и решение пришло само собой.
Конечно, было тяжело — и в организационном плане, и в физическом. Все-таки это отдаленная местность с особой фауной, например с огромными пауками в степи, и с погодой, которая менялась по несколько раз в день. При этом мы встречали и провожали солнце почти два месяца в такой отдаленности от цивилизации, с видами, напоминающими другую планету. Это очень интересный и мистический опыт, сопряженный с тотальной связью с природой и почти первобытными чувствами.
— Быть режиссером оказалось тяжелее или легче, чем вы представляли?
— Это привилегия, а не профессия. Абсолютно иной опыт, который невозможно приравнять к съемкам клипов или короткой формы. При заходе в проект ты один человек, а после подготовки и съемок — уже другая личность. Вроде тот же, но уже другой. Словно проживаешь три года за один. Понимаю, почему многие режиссеры не могут остановиться и снимают до самой старости. Это абсолютное волшебство и тест на выносливость. Такой опыт либо уничтожает тебя, либо возвышает.
— Что запомнилось больше всего со съемок?
— Был один момент. Я люблю снимать длинными кадрами, не разбивая сцены крупными планами. И вот идет длинный, минутный монолог у Юры Колокольникова. Середина фильма, мы впервые узнаем о прошлом героя и его главной боли. Первый дубль. Между героями метров сорок, и Юре нужно приблизиться к персонажу Дианы медленной поступью, проговаривая монолог. Степь, палящее солнце, сильнейший ветер. Статичный общий план. И пока Юра идет к Диане, издалека (а мы видим горизонт на десятки километров вперед, ведь это степная местность) к ним подступает гигантская тень облака. Она накрывает их в середине монолога, погружая локацию в полную тьму. Мы видим лишь темные силуэты. И когда Юра заканчивает монолог, тень от облака уходит из кадра, заливая актеров солнечным светом. После команды «стоп» вся съемочная группа визжала, рукоплескала и смеялась. Это был поистине мощный момент и в кадре, и за кадром.
— Какие проекты в жанре постапокалиптики повлияли на «Последнего ронина»? А каких еще кинореференсов придерживались?
— Мы оглядывались на фильмы с похожим темпом и с упором на роуд-муви. На самом деле, я лично вдохновлялся совершенно другими картинами. Но если сузить круг именно до сеттинга постапокалипсиса, то основными ориентирами были «Шестиструнный самурай», «Киборг», «Дорога» и «Книга Илая».
Из фильмов, повлиявших на структуру, темп или атмосферу «Последнего ронина», я бы назвал такой капустник: «Хороший, плохой, злой», «Сталкер», «Мэнди», «Видеть», «Терминатор 2», «Убийца» и «Старикам тут не место». Я понимаю, что это крайне странный коктейль из совершенно непохожих друг на друга фильмов, но от каждого из них в «Последнем ронине» есть крупица. С отсылками мы не сильно баловались, хотя уверен, что неосознанных там будет больше, чем две-три.
Когда премьера
«Последний ронин» выйдет в прокат 26 декабря 2024 года.
Автор: Лиза Кузнецова