8 марта на Netflix вышел фэнтезийный боевик про принцессу, которая не захотела быть съеденной драконом. Главную роль в фильме сыграла Милли Бобби Браун, звезда «Очень странных дел». Рассказываем, как «Дева и дракон» перепридумывают классические сказочные нарративы.
О чем это
Смелая и решительная принцесса Элоди (Милли Бобби Браун) живет в провинциальном небогатом королевстве, подданные которого тяжело переживают суровую зиму. Чтобы пополнить запасы и не дать людям умереть, ее отец, лорд Бэйфорд (Рэй Уинстон), решает выдать дочь замуж за принца Генри (Ник Робинсон) из состоятельного королевства Аурея, которым правит королева Изабель (Робин Райт). Элоди скрепя сердце соглашается на брак по расчету и в компании родственников (Анджела Бассетт, Брук Картер) отправляется на знакомство с будущим мужем. Однако на деле оказывается, что Аурее нужны заморские невесты для своих жестоких нужд. Много лет назад королевство едва не уничтожил злобный дракон; чтобы чудище оставило их в покое, ему требуется периодически скармливать принцесс. Но Элоди не планирует умирать в пещере, куда ее сбросили. Она собирает всю волю в кулак и решает дать отпор зверю и своим мучителям.
Как это выглядит
«Дева и дракон» переворачивают сказочные тропы с ног на голову. Никакого прекрасного принца, который отправится спасать девушку в беде, тут нет, а принцесса должна сама взять в руки меч и сразиться с чудовищем. Этот фильм трудно обвинить в консервативном подходе. Напротив, это современное прочтение фэнтезийного сюжета. К тому же история дракона оказывается тоже не такой простой, как можно было предположить изначально.
При этом «Дева и дракон» лишь местами смотрятся плакатно (речь о нескольких монологах главной героини ближе к финалу), по большей части это симпатичный зрелищный киноаттракцион. Первая треть фильма — практически хоррор, когда раненая принцесса в пещерном сумраке скрывается от исполинского чудовища, которое нам до поры даже не показывают. Затем «Дева и дракон» оборачиваются боевиком: героиня Браун матереет, срезает длинные волосы и модернизирует платье, отрезая все лишние кружева. В итоге из этого микса получается нечто среднее между «Игрой престолов» и хоррором «Спуск»; в лучшие моменты фильм Netflix хочется описать именно через эти сопоставления.
Увы, недостатков тут тоже хватает. Во-первых, на втором плане мелькает много маститых актеров (Райт, Бассетт и Уинстон), которые тут откровенно халтурят; на их лицах явно написано, что они пришли исключительно за чеком. Во-вторых, сценарию отчаянно не хватает глубины. Возможно, стоило рассказать чуть больше о том, как функционирует королевство Аурея, почему в его главе стоит королева и как одна женщина эксплуатирует других, гораздо менее состоятельных. И, в-третьих, большая часть фильма проходит в непроглядной темноте, а главная героиня кружит вокруг откровенно CGI-булыжников и стен; возможно, стоило продумать чуть более интересное окружение для фильма, который разворачивается в сумрачной пещере.
Кто это придумал и что пишут критики
Фильм снял испанский режиссер Хуан Карлос Фреснадильо, больше всего известный по зомби-боевику «28 недель спустя» (сиквел «28 дней спустя» Дэнни Бойла). А сценарий написал Дэн Мазо («Форсаж 10»), причем еще до выхода «Дева и дракон» получили официальную новеллизацию — одноименный роман, написанный Эвелин Скай, вышел почти за год до премьеры, в апреле 2023 года.
Критики приняли фильм смешанно. Сейчас на Rotten Tomatoes у него 59% положительных рецензий. The Hollywood Reporter хвалит феминистский посыл истории, Rolling Stone отмечает хоррор-составляющую, Vulture считает, что создателям визуальных эффектов особенно удался дракон. Вместе с тем авторы большинства изданий сходятся в том, что фильм похож, скорее, на любопытную зарисовку с отдельными интересными моментами, но все же общая оценка больше негативная. Empire пишет, что сценарий оказывается предсказуемым, и ругает парики и костюмы. А The New York Times считает, что одной только сильной героини в центре сюжета недостаточно, нужно сделать ее более сложной и окружить столь же яркими героями второго плана. Темп же фильма (сюжетный поворот происходит слишком рано) нуждается в корректировке.
Вердикт
«Дева и дракон» точно не тянут на новое слово в истории жанра, но это все еще увлекательный стриминговый фильм на вечер. Милли Бобби Браун продолжает расти как актриса (хочется верить, что это не ее потолок) и хорошо смотрится в амплуа сильной диснеевской принцессы, а вкрапления хоррор-эпизодов сильно украшают фэнтезийный сеттинг. Если вам нравятся мрачные сказки и слэшеры, то этому фильму стоит дать шанс.
Автор: Марат Шабаев