В онлайн-кинотеатре Okko вышло продолжение сериала Андрея Прошкина и Бориса Хлебникова «Выжившие». Рассказываем, что нового в постапокалиптической вселенной, по которой бродит лихой Алексей Филимонов.
Что было в первом сезоне
Группа едва связанных друг с другом людей — персонаж с шизофренией Морозов (Алексей Филимонов), врач-психиатр Лаврова (Анна Слю), главарь бандитов по кличке Тайсон (Сергей Бондарчук), а также спецназовец Шадрин (Артур Смольянинов) с двумя девушками, бывшей Настей (Дарья Савельева) и нынешней Ольгой (Валентина Лукащук) — отправляется в путешествие. Население провинциального города, откуда все они выдвигаются, поражает жуткий вирус. Он убивает часть населения, а выжившие обречены вечно страдать от новой странной болезни: им нельзя спать дольше двух часов, иначе провалятся в летаргическое оцепенение (именно в таком состоянии из города вывозят Настю).
Единственный, кого эпидемия не коснулась, — это Морозов. Он может и сны видеть (у других они полностью исчезли), и спать сколько угодно. По слухам, есть некий институт, где, возможно, изобрели или вот-вот изобретут лекарство от вируса. Туда-то и отправляется группа, по пути сталкиваясь с невзгодами личного и общественного характера, будь то нехватка провианта, мороз, сектанты и бандиты. В конце первого сезона поезд, на котором выжившие должны прибыть в Ижевск (там якобы расположен институт), останавливают неизвестные в военной форме.
О чем продолжение
После начала эпидемии прошло два года. Наступила то ли весна, то ли сразу осень. Спящие разделились на несколько волн — первую (из тех, кто заснул в начале пандемии) и последующие (из заснувших позднее). Морозов, Лаврова и Лиза (Виталия Корниенко), дочь Насти, обосновались в небольшом поселке. Здесь врач ухаживает за несколькими десятками спящих, в том числе из первой волны. Нынче они ценный товар, за ними в деревню прибывает отряд городских сотрудников, которые привозят местным провиант и лекарства и увозят спящих первой волны и нескольких добровольцев в город за «лучшей жизнью» (институт, в который приезжали герои в первом сезоне, при этом вроде бы разграблен и разрушен).
В городе и правда живется лучше. Там (опять же по слухам) научились пробуждать некоторых спящих. Местные врачи действительно разработали вакцину, благодаря которой спящих первой волны удается вернуть из царства Морфея. Одной из первых проснувшихся стала Настя. Теперь в городе ей все поклоняются, а из громкоговорителей разносятся ее благостные вдохновляющие речи о лучшем будущем и мирном сосуществовании. Здесь же трудится и врач-иммунолог Епишев (Евгений Коряковский), но работа над вакциной для спящих новых волн не продвигается ни на миллиметр. Еще и проснувшиеся первой волны отличаются от себя прежних — ведут себя отстраненно и холодно.
На деревни вокруг города совершает набеги банда разбойников, которую называют «Саранча». Возглавляет ее отвязный головорез по кличке Соловей (Фёдор Лавров). Атаковав поселение, где Лаврова ухаживала за спящими, он забирает ее и Морозова в плен, а позднее влюбляется в медработницу, предлагая ей руку и сердце. Вместе они движутся в неизвестном направлении, и, вероятно, в последующих эпизодах герои, разбросанные по разным локациям, встретятся.
Кто это снял
Команда проекта ко второму сезону претерпела серьезные изменения. Из сценарной группы исчезли Роман Волобуев и Александр Лунгин, но осталась Елена Ванина, работавшая над первой частью проекта. Она принимала участие в написании сценария продолжения, за который отвечали Игорь Поплаухин («На тебе сошелся клином белый свет») и Андрей Иванов («Лучше, чем люди»).
Изменился и режиссерский расклад. Андрей Прошкин, ставивший первый сезон, занял пост креативного продюсера, а постановщиком нового сезона стал Евгений Емелин — ранее он работал над спин-оффами «Выживших», веб-сериалами, расширяющими постапокалиптическую вселенную этого мира.
Как это выглядит
Как мрачный бюджетный эпигон «Эпидемии», «Безумного Макса» и «Обители зла». Продолжение не пытается ответить ни на один вопрос из первого сезона. Как произошло расставание Лизы с матерью? Почему проснувшаяся Настя не решилась разыскать свою дочь? Как и почему погиб Шадрин (очевидно, Смольянинова нужно было вывести из сериала; все, что показывают в продолжении, — могилу с его фамилией и ноль объяснений, что произошло). Почему Морозов разучился говорить и снова превратился во фрика-отщепенца, который вынужден бесконечно пить и жить вдали от людей? С другой стороны, лаг в два года позволяет закрывать глаза на нестыковки, и, чтобы смотреть новый сезон, необязательно знать о первом.
Трясущийся и обросший, как Иисус, Морозов (Филимонов) проходит трансформацию от якобы немого отщепенца в бравого лидера, у которого есть план. Диковатый фрик Соловей (Лавров) отыгрывает русский аналог психопата Несмертного Джо (из все того же «Безумного Макса»). Авторы, как и в первом сезоне, полагаются на харизму актеров, в остальном второй план сериала довольно-таки слабый. Человеческая жизнь не стоит и гроша. Убийства, изнасилования и грабежи — вот рутина бездушной степи. Негодяи матерятся, угрожают и злоупотребляют травой и фармой («У меня полдеревни ходит угашенная», — жалуется герой Лаврова).
Вердикт
Ко второму сезону «Выжившие», и прежде оказывавшие изрядный седативный эффект на зрителя, впали в спячку. И снится им хорошо известный джентльменский набор постапокалиптик-фильмов. Пробуждение откладывается на неопределенный срок: исцеление не светит вовсе, а на горизонте куда большая трагедия. С другой стороны, отрицательная харизма разбойника Соловья, некоторый намек на интригу и повышенный психологизм (линия с неожиданным изменением характеров проснувшихся) дают авансы. Да и в конце концов, родная хтонь и сам жанр «Россия как сон» — аттракцион, не нуждающийся ни в каких сценарных ухищрениях.
Автор: Тимур Алиев