Появился первый тизер-трейлер ремейка классического хоррора «Носферату», который выйдет в мировой прокат 25 декабря 2024 года. В режиссерском кресле — создатель «Ведьмы» и «Маяка» Роберт Эггерс. В главных ролях снялись Лили-Роуз Депп, Николас Холт и Уиллем Дефо. Рассказываем, как немецкий «Дракула» 1922 года прославился на весь мир и что известно о перезапуске на данный момент — от актерского состава до сюжета.
Как оригинальный «Носферату» воплощал страхи немецкого общества
«Носферату, симфония ужаса» был снят в 1922 году немецким киноконцерном UFA, образованным в конце Первой мировой, когда немецкие студии объединились в акционерное общество и, заручившись финансовой поддержкой банков и милитаристского ведомства, начали заполнять освободившийся из-за военной блокады кинорынок отечественной продукцией. Финансирование не сократилось даже после капитуляции Германии в 1918 году — наоборот, UFA стала одним из главных игроков на международном кинорынке.
Одним из главных художественных (и коммерческих) достижений немецкого кино того времени был немецкий экспрессионизм. В числе первых примеров нового тревожного стиля стал триллер «Кабинет доктора Калигари» (этот же фильм подарил кинематографу в будущем сверхпопулярный твист: оказывается, все события развиваются в голове у обезумевшего героя). А вершиной экспрессионизма в кино стал немой блокбастер Фрица Ланга «Метрополис». Режиссеры-экспрессионисты передавали дух послевоенного времени (опустошенность и страхи проигравшей войну страны, нервную атмосферу охваченного горячкой мегаполиса, декаданс Веймарской республики) через причудливые, изломанные декорации, остросюжетные истории и драматическую игру ракурсов и световых контрастов в кадре (например, через частое использование каше и голландских углов).
Сюжет готического романа Брэма Стокера о Дракуле идеально вписывался в новый тренд, но вдова писателя, ненавидевшая Германию, отказалась продать права на экранизацию немцам. Тогда сценарист Хенрик Галеен, продюсер Альбен Грау, прошедший ужасы войны, и режиссер Фридрих Мурнау внесли в оригинальный сюжет косметические правки, надеясь избежать обвинения в нарушении копирайта. Графа Дракулу переименовали в Орлока, действие перенесли из Англии в Германию, а фильм получил название «Носферату, симфония ужаса». Все остальное как у Стокера: агент недвижимости Томас Хуттер отправляется в Трансильванию, чтобы заключить контракт на покупку особняка с таинственным графом, тот оказывается вампиром и втайне по ночам высасывает кровь из главного героя, а потом отправляется морем в Германию, где его жертвой становится жена Хуттера, Эллен.
«Носферату» стал одним из первых фильмов про кровопийц и самым ранним из полностью сохранившихся (притом сохранился он чудом, так как после релиза вдова Стокера добилась уничтожения всех копий по суду). Причем исходный вариант Мурнау был фактически цветным: разные части фильма в зависимости от настроения сцен были тонированы в разные цвета — желтый, багровый, голубовато-зеленый. Картина сформировала основы вампирского канона в кино, начиная от страха вурдалака перед солнечным светом и заканчивая внешним видом монстра — с вытянутыми ушами, длинными пальцами и острыми зубами.
«Носферату» был не просто страшным фильмом. Как и другие экспрессионистские картины, кино отражало проблемы немецкого общества. В первую очередь боязнь перед чужаками, которые посягают на благополучие страны (Германия платила огромные репарации победившей Франции и была переполнена белоэмигрантами из России). Некоторые исследователи и журналисты находят в образе Орлока аллюзии на евреев и связывают «Носферату» с растущими антисемитскими настроениями в веймарской Германии. Другие же размышляют о двойственности образа зла в фильме, ведь Мурнау не только ужасается уродливым вампиром, но и впечатлен его могуществом. В таком же положении была вся нация после войны: люди находились на распутье между буржуазной демократией и тоталитарным режимом (красным либо коричневым). Так что «Носферату» сложнее, чем кажется, и поднимаемые им проблемы, в том числе мигрантские, до сих пор актуальны.
Какие еще версии «Носферату» существуют
Впервые за переосмысление «Носферату» взялся Вернер Херцог. Режиссер называл картину Мурнау лучшим немецким фильмом, но это не помешало ему переписать сюжет ближе к оригинальному роману Стокера. От хоррора 1922 года в «Призраке ночи» остались жуткий вид вампира в исполнении Клауса Кински и название. Кроме того, Херцог сделал историю чувственнее и романтичнее. Граф Дракула не просто монстр, который жаждет человеческой крови. Это существо, стремящееся к любви и обреченное на вечное одиночество. А еще режиссер изменил финал: после гибели Носферату Хуттер сам становится вампиром и продолжает плодить себе подобных.
Гораздо причудливее и экспериментальнее перепридумывает сюжет «Носферату» хоррор «Тень вампира». Он основан не столько на сюжете книги Стокера или вольной адаптации фильма Мурнау, сколько на реальной истории его съемок. В основу положена легенда, согласно которой исполнитель роли вампира Макс Шрек (его играет Уиллем Дефо) и правда был кровопийцей. Фанаты немецкого экспрессионизма узнают несколько интересных фактов о съемках, но по большей части байопик Шрека, скорее, размышление на абстрактные темы. Например, о том, что искусство — такой же вампиризм и требует человеческих жертв.
Другие версии «Носферату» успешны в разной степени. «Носферату в Венеции» — дешевый итальянский хоррор, который чуть не свел с ума даже режиссера Луиджи Коцци. Всё из-за Клауса Кински, снова воплотившего роль вампира, — с ним было невозможно работать на площадке, а еще он «постоянно думал о сексе». Зато во время просмотра российского мультфильма «Носферату. Ужас ночи» мыслительным процессам зрителей ничего не угрожает: эпилептическая анимация в духе дешевой игры 2000-х только вызовет ощущение неловкости.
Кто играет главные роли
Изначально главные роли в фильме Эггерса должны были исполнить Гарри Стайлс и Аня Тейлор-Джой. Но позже произошел рекастинг: героиню Эллен сыграет Лили-Роуз Депп из «Кумира», а ее мужа — Николас Холт из «Великой» и «Рэнфилда». В фильме также снимается Уиллем Дефо. Он уже появлялся у Роберта Эггерса в «Маяке» и «Варяге», а еще сыграл графа Орлока в комедии «Тень вампира». На этот раз актер исполнит роль «безумного охотника на вампиров» — своеобразную версию Ван Хельсинга.
Роль самого Носферату досталась Биллу Скарсгарду, который играл монстра Пеннивайза в хорроре «Оно». По словам Эггерса, артист настолько вжился в роль, что, возможно, не попадет в титры — на экране его почти невозможно узнать.
Кто еще играет в «Носферату»
Аарон Тейлор-Джонсон («Быстрее пули») — владелец торгового судна Фридрих Хардинг.
Эмма Коррин («Корона») — супруга Фридриха, Анна Хардинг.
Ральф Айнесон («Чернобыль») — доктор Вильгельм Сиверс.
Саймон Макберни («Захваченный рейс») — глава отдела недвижимости Херр Кнок.
Что Роберт Эггерс говорит о проекте и чего ждать от адаптации
Новости о том, что режиссер «Ведьмы» Роберт Эггерс снимет ремейк «Носферату» Фридриха Мурнау, появились еще в 2015 году. Эггерс не раз признавался в любви к фильму, в том числе говорил, что «был одержим картиной в детстве». А в школе руководил вольной постановкой «Носферату», после чего окончательно осознал свое призвание. Несмотря на это, к назначению на проект режиссер отнесся с опаской и утверждал, что предпочел бы подождать пару лет, прежде чем браться за сложную адаптацию. В 2019 году он и вовсе выразил сомнение, что разработка фильма закончится успехом: «Возможно, „Носферату“ просто не суждено получить новую версию».
Но когда съемки все же начались, Эггерс был более оптимистичен: «Давно не выходило олдскульных и одновременно страшных готических хорроров. Но эта картина — тот самый случай». Постановщик «пытается прыгнуть выше головы» и называет съемки сложным испытанием. Как минимум зрителей ожидает сцена с настоящим огнем и 2000 живых крыс. По словам режиссера, сюжет сильнее сконцентрируется на жене главного героя, Эллен. Именно за ней вампир отправился через море в фильме 1922 года. «Носферату» станет «историей одержимости девушкой».
Роберт Эггерс — идеальный режиссер для этого ремейка не только из-за того, что он зарекомендовал себя как один из главных современных хоррормейкеров. Его стиль во многом сформирован именно немецким экспрессионизмом. Это особенно заметно в черно-белом триллере «Маяк», который перенимает игру со светом, мизансценирование из немого кино и даже основной мотив сумасшествия в духе «Кабинета доктора Калигари».
Кроме того, Эггерс привлек к проекту своих коллег. Оператором выступил Джарин Блашке — он снимал прошлые фильмы автора и «Стук в хижине» М. Найта Шьямалана. А саундтрек написал Робин Керолан, работавший над «Варягом». Команде наверняка удастся не только переосмыслить историю, но и сохранить визионерское мастерство старой картины.
Автор: Влад Шуравин
Фото: Ray Tamarra / GC Images