Средняя цена билета в кинотеатрах России по итогам января 2024 года установила новый рекорд за всю историю наблюдений и составила 373,6 рубля. На соответствующие данные Единой автоматизированной информационной системы (ЕАИС) обратил внимание Кинопоиск.
Этот результат, зафиксированный 1 февраля в 01:30 мск, оказался на 15% больше стоимости билета в декабре 2023 года (324 рубля), а также на 14% выше показателя января 2023-го. Ранее рекорд средней стоимости, согласно ЕАИС, принадлежал январю 2023 года — тогда цена билета составила 327,8 рубля.
В общей сложности отечественные киноплощадки в минувшем месяце продали 24,9 млн билетов. Рекорд посещаемости по-прежнему сохраняется за январем 2023 года — 29,5 миллиона.
Суммарный бокс-офис российского кинопроката в январе 2024 года оказался на уровне 9,323 млрд рублей, что является вторым результатом по итогам одного месяца за всю историю наблюдений после рекордного января 2023-го. Именно тогда в прокат вышел семейный фильм «Чебурашка», ставший кассовым лидером за всю историю российского проката.
При этом стоит отметить, что стоимость билетов в кинотеатрах традиционно повышается в новогодние праздники. По данным ЕАИС, с 1 по 8 января 2024 года включительно средняя цена билета составила 392 рубля, тогда же был зафиксирован рекордный прирост цены билета год к году за аналогичный период — на 17%.
Глава Ассоциации владельцев кинотеатров Алексей Воронков отметил, что рост цены билета «не настолько страшный, как о нем пишут». Последние три года площадки максимально сдерживали цены, чтобы смотрящий зритель мог вернуться в кинотеатры. Так, в 2010 году средняя цена билета составляла 290 рублей, в конце 2023 года она достигла отметки 430 рублей (+48%), а в январе 2024-го — уже 440–450 рублей. При этом стоимость «Биг Мака» и недвижимости в России за тот же период увеличилась почти в три раза.
Как отметил председатель Ассоциации, колебание в пределах 50 рублей — это часто не показатель роста цены, а скорее, отражение того, какие фильмы сейчас находятся в прокате. «Нужно учитывать, что есть выходные, будни, также есть детский репертуар, на который идет 50-процентная скидка. Например, если бы в прошлом году не было „Чебурашки“, а вместо него стоял подобный по масштабу взрослый проект, то средняя цена тогда составила бы не 370, а 550 рублей. Все скидочные билеты, например по коллективным посещениям, вновь начавшимся после Нового года, продаются не за 375, а максимум за 250 рублей. Этот поток зрителей немного уменьшает реальную среднюю цену в 400–420 рублей». Сейчас, подчеркивает представитель кинотеатров, повышение стоимости не планируется.
В частности, в рамках конференции Ассоциации владельцев кинотеатров, прошедшей 26–27 января, было принято решение, что крупнейшие билетные агрегаторы могут самостоятельно устанавливать размер сервисного сбора за покупку, тем самым снимая соответствующие обязательства и расходы с кинотеатров. «Делается это только для того, чтобы кинотеатрам не приходилось поднимать цену на билеты, потому что за услуги агрегатора до четвертого квартала 2023 года платили кинотеатры. Кроме того, мы ожидаем увеличения ставки эквайринга за услуги. Таким образом, на внутренних ресурсах кинотеатра, например на принадлежащем ему мобильном приложении или в кассах, у людей будет возможность покупать билеты по обычной стоимости. Если же зрители готовы заплатить лишние 10–20 рублей сервисного сбора, то они могут продолжить покупать билеты на агрегаторах. Но теперь эти расходы не будут падать на кинотеатры, что может помочь удержать установившийся уровень цен хотя бы в течение года». В рамках этого соглашения локальные агрегаторы смогут устанавливать наценку не более 5%, а для федеральных агрегаторов кинотеатры дают зеленый свет на самостоятельную установку размера сервисного сбора, который будет регулироваться рынком. Глава АВК подчеркнул, что платить по 10% стоимости билета крупным агрегаторам кинотеатры не в состоянии.
Несколько кинотеатров уже начали в тестовом режиме работать по этой схеме в 2023 году. В настоящий момент идут переговоры с агрегаторами, также изменения условий удалось обсудить с рядом кинодистрибьюторов. Как отмечает Воронков, практика показала, что вынесение сервисного сбора за стоимость самого билета можно считать самым эффективным вариантом сдерживания дальнейшего роста цен.
Автор: Виолетта Палий
Фото: Stockbyte via Getty Images