На платформе Premier с 18 января выходит новый проект Антона Щукина, Антона Зайцева и Артёма Логинова про то, как страшные призраки «лихих 90-х» возвращаются в провинциальный городок. Рассказываем, как критический соцреализм встречается в этом сериале с литературной классикой и романтикой автоугонов.
О чем это
Неназванный город, контурами похожий на Москву, а ландшафтами — на все города средней полосы сразу. Высотные брежневки тут соседствуют с трехэтажными хрущевками, бесконечными гаражными кооперативами и частным сектором. Также в городе есть аффинажный завод, на котором льют красивые золотые слитки, лес и стремительная речушка, куда удобно скидывать трупы, и транспортный терминал, через который хорошо отправлять в Благовещенск (до него пять суток езды) контейнеры с угнанными иномарками. В общем, идеальный сеттинг для криминального сюжета.
Сюжет этот тянется еще с 1990-х, когда группа товарищей делила город и завод, подставляя и отстреливая друг друга. Именно тогда под раздачу попал заводской рабочий Цыганков, которому подкинули золотой слиток, обвинили в хищениях и заставили написать ложные показания на одного из крестных отцов города, зловещего Леонида Максимовича. Через сутки рабочий исчез, пытаясь продать слитки, полученные в качестве компенсации за страдания.
Спустя 20 лет судьба сводит его выросшего сына (Фёдор Федотов), который занимается виртуозными угонами, вышедшего на свободу Леонида Максимовича (хромающий Олег Меньшиков), Осинского (Филипп Янковский), нынешнего директора завода и главного врага ЛМ, и его дочь Арину (Елизавета Кононова). Раскаявшийся в грехах прошлого зловещий ЛМ намерен отомстить тем, кто засадил его за решетку, а орудием мести будет несколько тонн золота — та самая партия, пропавшая еще в 1990-х. Мягкий металл должен соблазнить и перессорить нынешних властелинов городка. Детективная загадка: если герой Меньшикова в реальности не занимался хищениями с завода, откуда у него золото?
Кто это сделал
Новый сериал платформы Premier спродюсирован все теми же знакомыми нам людьми: Антон Щукин, Антон Зайцев, Артём Логинов («Батя», «Праздники», «Реальные пацаны» «Территория»). Снимал всё Динар Гарипов (он работал над вторым сезоном «Территории») — режиссер, не то чтобы пока отличившийся уникальным методом и взглядом. Поэтому главный аттракцион тут — актерские работы. Особенно сильна темная сторона. Меньшиков с вечно грязными волосами и тяжелым взглядом в образе падшего ангела. Осина Филиппа Янковского — точно персонаж Достоевского. Подручного ЛM, Бубу, играет Максим Коновалов (поклонники «Бумера» будут довольны его дерзкими репликами, но еще более натуралистично тут выглядит персонаж Сергея Легостаева в промасленном камуфляже; этот изъясняется только на фене, и это уже уровень «Прослушки»). На вторых ролях имеются Константин Мурзенко (он возглавляет городскую полицию), эффектно потеющий Анатолий Горячев, играющий одним затылком Сергей Лобанов. Молодежь — Федотов, Кононова и Вера Кинчева (коллега Цыганкова-мл. по угонному бизнесу) — тоже старается.
Как это снято
Предельно нейтрально, в усредненном телевизионном стиле: общие планы, комфортный для зрителя монтаж, близкое к естественному освещение — в общем, канонический реализм без изысков. На экране происходит много познавательного: наглядно и в деталях показаны технологии угонщиков (интересно, что в сюжете про аффинажный завод ключевую роль играют не литейные цеха, а тачки). Вероятно, дальше нас ждет погружение в технологии иконописи, которой искупает грехи Леонид Максимович; в течение трех первых эпизода он старательно грунтует доску. Детективная интрига разворачивается неспешно, но и не слишком медленно, без очевидных клиффхэнгеров, не без сюрпризов. Прошлое тут таит очень много неожиданного. Меланхоличный осенний пейзаж настраивает на долгую историю и глубокое погружение в нравы уездного городка, прогнившего насквозь еще поколения назад. Также в «Прелести» много неожиданных культурных отсылок — и к американской литературе 1950–60-х годов, и к европейской приключенческой классике (вернувшийся в свой заколоченный замок ЛМ — натуральный граф Монте-Кристо). Хотя и без штампов тоже не обошлось: положительная дочь главного злодея любит не только «Пролетая над гнездом кукушки», но и зеленый чай — ну разумеется.
Вердикт
«Прелесть» не сенсационная новация, но, так сказать, крепкий жанровый продукт, не лишенный врожденных пороков российского сериалостроения, впрочем, удачно компенсирующий их своими сильными сторонами (актеры старой школы, бандитский натурализм, безотказно действующие фактуры унылой провинции, особенно кладбищ — сюда герои наведываются не раз). Разумеется, главные звезды тут — Меньшиков с его экономной и ироничной до смертельной серьезности игрой и Янковский с присущей ему дьявольщиной в движениях и гримасах. Кажется, именно они будут тут ключевыми дуэлянтами. А романтическая молодежь со светлыми лицами станет просто пешками в их глубокой игре.
Автор: Василий Корецкий