17 декабря на Adult Swim завершился седьмой сезон «Рика и Морти» — и первый, который не озвучивал Джастин Ройланд. А еще в начале декабря мультсериал отпраздновал 10-летний юбилей. Критики, кажется, от шоу подустали и к новым сериями отнеслись со скепсисом. Рассказываем, каким получился новый сезон «Рика и Морти» и почему он все еще доставляет радость.
Что пишут критики и чем недовольны зрители
У седьмого сезона 73% положительных рецензий на Rotten Tomatoes. Это самая низкая оценка за 11 лет существования мультсериала (до этого «худшим» сезоном по оценкам был пятый с 86%). Наряду с положительными рецензиями ярко выделяются отрицательные — например, издание Indiewire считает, что смена Джастина Ройланда, который озвучивал Рика, Морти и других героев, могла быть более концептуальной (продюсеры просто заменили его на новых актеров, чьи голоса неотличимы от озвучки Ройланда). А вместо новых ярких сюжетов в сезоне преобладают рядовые серии, которые ничем не удивляют. По мнению Inverse, седьмой сезон может стать финальным аккордом некогда хорошего шоу: ему якобы мешают слишком запутанный канон и на контрасте с этим — слишком простые сюжеты отдельных серий.
Многие зрители, кажется, с критиками согласны, если судить по оценкам отдельных эпизодов на IMDb. Аж три серии нового сезона оценили на 6 баллов (даже в противоречивом пятом сезоне всего у двух эпизодов была оценка ниже 7), причем у одной из них средний балл составляет немыслимые ранее 4.4. Так пользователи оценили эпизод «Восставшие цифертиконы в кино».
В чем критики правы…
«Рику и Морти» в начале декабря стукнуло уже 10 лет, и любой ситком, даже злой, самоироничный и изобретательный, за это время неизбежно начинает стагнировать. Важной частью мультсериала была сквозная сюжетная линия о том, как Рик преследует Рика Прайма, свою альтернативную версию, когда-то убившую его жену Дайан. Но со временем важные эпизоды, связанные с запутанной мифологией шоу, становились все более вынужденными и в седьмом сезоне достигли своего апогея. Злой Морти, в финале пятого сезона покинувший вселенную бесконечных Риков и Морти, возвращается, но в роли уставшего союзника и антигероя, а не злодея. А Рика Прайма, которого искали аж несколько лет, довольно быстро находят и буднично убивают прямо посередине седьмого сезона.
Все это случилось в пятой серии «Рикмортщенный» (Unmortricken), которая, судя по среднем баллу 9.2, зрителям понравилась. Однако нельзя отрицать того, что Дэн Хармон и команда, кажется, дико устали от всех фанатских теорий и бесконечных требований «мифологических серий», поэтому решили наскоро вообще избавиться от сквозного сюжета. Теперь у Рика нет цели, а его арка героя завершена, и что делать с ним дальше, решительно непонятно.
Еще одна серия, которая вызывает недоумение, — седьмая, «Жаркуатое амортириканское лето» (Wet Kuat Amortican Summer). Она полностью построена на отсылке к мутанту-телепату Куато из «Вспомнить всё», который был выростом на человеческом теле. Увы, обыграть эту аллюзию не вышло, и в итоге происходящее на экране ощущается как одна забавная сцена, которую зачем-то попытались раздуть до формата целой серии.
…и в чем не правы
Седьмой сезон «Рика и Морти» пусть и не дотягивает до неожиданно свежего шестого (его мы хвалили год назад), но все же способен насмешить, порадовать и удивить! В новых сериях сценаристы со вкусом и душой возвращали старых героев («Жопосранчик уходит в отрыв» — How Poopy Got His Poop Back), снова стебали американскую политику и агрессивный милитаризм («Как я перестал бояться и полюбил доктора Вонг» — Air Force Wong), религию и концепцию посмертной жизни («Морт: Рагнарик» — Mort: Ragnarick) и придумывали очередной изобретательный способ превратить серию в набор маленьких скетчей («Мортищая твою рикзнь» — Rickfending Your Mort). И заключительным аккордом стала мощнейшая финальная серия, посвященная внутреннему миру Морти. В «Не бойся Сморти» (Fear No Mort) внук безумного ученого прыгает в странную Дыру страха и застревает во временной петле собственных кошмаров. И последняя сцена, когда Рик решает не прыгать в Дыру, чтобы вновь увидеться там с Дайан, хорошо дополняет образ одного из главных героев шоу — кажется, в этом сезоне нигилист и циник наконец-то завершил терапию, став намного более вдумчивым и менее токсичным.
А вот какие серии понравились нам больше всего.
«Ловушка для Джеррителей» (The Jerrick Trap)
Вроде бы банальный сюжет в духе «Чумовой пятницы» и всего корпуса фильмов о том, как герои меняются телами, но в контексте «Рика и Морти» этот троп подается через гротеск. Как мудро замечает сам Рик в ссоре с Джерри, мозг — это часть тела, а меняются они разумами. В итоге личность склочного ученого оказывается в мозге и теле своего зятя, и наоборот. Броманс Рика и Джерри, чьи тела и сознания перемешиваются в сюжетном шейкере, — одно из самых ярких впечатлений сезона.
«Лапша на уши» (That’s Amorte)
Самая шокирующая серия сезона, а то и всего мультсериала. Рик кормит всю семью вкуснейшими спагетти, пока однажды Морти не узнает, что их ужин — это… внутренности людей-самоубийц с другой планеты (вот такая у них анатомия!). Президент этой планеты, прознав, что органы ее жителей являются деликатесом для жителей других миров, легализует самоубийства, что приводит к целом ряду этических коллизий. Абсолютно отвратительная серия (после нее совершенно не хочется есть спагетти), которая вроде бы и критикует мясоедство, веганство, капитализм и много чего, но на поверку оказывается фирменным нигилистическим высказыванием об абсурдной изнанке человеческого общества.
«Восставшие цифертиконы в кино» (Rise of the Numbericons: The Movie)
Несправедливо раскритикованная всеми серия, оказавшаяся сиквелом эпизода «Пора швифтануться» (Get Schwifty) из второго сезона. Рэпер Айс-Ти, оказавшийся тогда инопланетянином Вотер-Ти, возвращается на родную планету Алфавитрим и попадает в центр войны с расой цифертиконов. Вся серия построена на отсылках к оригинальной трилогии «Звездных войн» и бесконечному параду каламбуров про цифры и буквы. Этих шуток тут так много, и они настолько плоски и плохи, что становятся хорошими. Вот такой парадокс!
Вердикт
Седьмой сезон «Рика и Морти», несмотря на сдержанные оценки критиков и зрителей, все еще заслуживает вашего внимания. Десятилетний юбилей мультсериал встречает пусть и не в самой лучшей форме, но он все еще шокирует и смешит, демонстрируя абсурдное и циничное чувство юмора сценарной команды Дэна Хармона.