Компания «Атмосфера кино» и режиссер Сарик Андреасян представили трейлер «Онегина» — экранизации хрестоматийного пушкинского романа. Режиссер «Жизни по вызову» и «Чикатило» обещает фильм в духе «Великого Гэтсби» — на современном киноязыке, но с добавлением лоска и атмосферы той эпохи. Кинопоиск собрал все, что известно о картине, и задал несколько вопросов автору фильма.
О чем фильм
В центре сюжета, как и в пушкинском романе, — дворянин Евгений Онегин, который, утомившись от городской жизни, отправляется в наследственное имение в деревню. Далее все по тексту, правда, привычный четырехстопный ямб авторы разбавили прозой.
В трейлере показали многие ключевые моменты истории: знакомство с сестрами Лариными, дуэль с юным, еще не пресыщенным жизнью поэтом-романтиком Ленским, объяснения Евгения и Татьяны в любви при помощи писем, с текстами которых знаком любой школьник.
Ролик также позволяет оценить размах постановки и пышность декораций. Создатели решили отказаться от компьютерной графики и воссоздать атмосферу на этапе съемок, которые проходили в Санкт-Петербурге и его окрестностях, в тех местах, где бывал сам Пушкин.
Во время работы над сценарием Андреасян отмечал, что хочет максимально бережно перенести историю на экран, но поставить ее в современной манере. «Съемка, музыка — все современное, но с сохранением эпохи. Мы еще будем текст много тестировать, потому что не знаем, как люди отнесутся к тому, что мы интерпретируем Пушкина, переписываем», — рассказывал он.
Кто над ним работал
Продюсером картины традиционно выступил брат Сарика — Гевонд Андреасян. Адаптировать текст романа для больших экранов режиссеру помогал Алексей Гравицкий, работавший с той же командой над «Жизнью по вызову», «Землетрясением» и «Непрощенным». Ранее он также писал сценарий для исторического сериала «Великая» с Юлией Снигирь в роли императрицы Екатерины.
Оператором картины стал Кирилл Зоткин, снимавший «На солнце, вдоль рядов кукурузы», предыдущий фильм Андреасяна. За костюмы отвечала Гульнара Кашмилова, еще одна творческая соратница режиссера, работающая с ним со времен дилогии «Мамы».
До выхода дебютного трейлера детали кастинга держались в строжайшем секрете, а зрители гадали, кто сыграет главных персонажей, и предлагали собственные варианты. Роль Онегина прочили и Прилучному, и Петрову, и Матвееву. Оказалось, что бакенбарды и цилиндр примерил Виктор Добронравов («Огонь», «Чемпион мира»), актер, давно знакомый с персонажем, — он играл Онегина на сцене Театра им. Вахтангова в постановке Римаса Туминаса. «Я пустил корни в этот материал уже давно, но кино — совсем другой мир, и тот характер, который есть в фильме, сильно отличается от того, что в нашем спектакле, — цитирует Добронравова пресс-служба фильма. — Для меня это новый шаг вперед в познании и в исканиях этого образа».
Владимира Ленского сыграл Денис Прытков, звезда прошлогоднего «Капельника». Супруга Сарика Андреасяна, Лиза Моряк («Сны», «На солнце, вдоль рядов кукурузы»), предстала в образе главной героини — Татьяны Лариной. Роль ее младшей сестры Ольги досталась Татьяне Сабиновой («Жизнь по вывозу»). Мать девушек сыграла Алёна Хмельницкая («Ева, рожай»).
В трейлере также можно не только услышать закадровый голос Владимира Вдовиченкова («Бригада», «Левиафан»), но и увидеть его вместе с Онегиным-Добронравовым. Именно персонаж Вдовиченкова — рассказчик этой истории. «Когда ты произносишь текст Пушкина, когда от лица поэта говоришь какие-то сакральные слова, которые знает каждый в нашей стране, это непередаваемо!» — поделился впечатлениями актер.
Что рассказывает сам Сарик Андреасян
Сарик Андреасян
режиссер
Мы изначально решили, что наша экранизация — дань уважения великому наследию. Нам показалось, что мы не имеем права уводить Онегина из классической формы в современную интерпретацию. Это мое режиссерское решение и наше продюсерское желание быть большим, масштабным классическим фильмом. Я делаю это кино не как сиюминутное развлечение, а как полотно, которое останется на десятки лет. Вся наша команда настроена исключительно на такой результат.
Я смотрел все предыдущие экранизации, но не использовал ни одну из них в качестве референса. Также пересмотрел всю классику, рассказывающую о той же эпохе, что и «Онегин», но делаю свой фильм, ни на кого не оглядываясь. На моем пути было много взлетов и падений, и, думаю, имеющегося опыта достаточно, чтобы делать кино, не опираясь на кого-то, кроме себя.
С Алексеем Гравицким, которого я считаю талантом и профи невероятного уровня, мы долго искали решения, которые позволят нам сохранить текст Пушкина. Одно из таких — присутствие рассказчика. Внутри некоторых эпизодов он будет обращаться к зрителям словами Александра Сергеевича. Мы думаем, что подобный ход придаст новизны, легкости и волшебства нашей картине. Особенно много усилий мы вложили в экранизацию снов Татьяны и Онегина. Эти эпизоды особенные, мы решаем их в совершенно иной стилистике, отличной от всего фильма. Если говорить о знаменитых письмах героев, то их я бы описал как эмоциональный экшен. У вас будут мурашки на протяжении всего фильма, ведь он особенный во всех смыслах. Как с визуальной точки зрения, так и со сценарной.
Мы изначально решили, что наши персонажи будут старше на 10–15 лет, чем у Пушкина. Это было принципиально, поскольку я не вижу своих героев подростками. Жизнь и возрастные критерии сильно изменились, и прежние 25 лет — это сегодняшние 40. Я не готов идти за историей любви, в которой героям по 13–18 лет. Это была бы совсем иная тональность. Как режиссер, я не хочу посвящать себя этому.
Виктора Добронравова я пригласил на пробы после того, как увидел его на спектакле «Евгений Онегин» в Театре им. Вахтангова. Мы примерили костюм, сыграли две сцены, сняли их в декорациях. В тот же вечер я сообщил кастинг-директору, что Виктор утвержден. Других кандидатов искать уже не пришлось, после проб я никого больше не видел в этой роли. Также уверен и в других наших актерах — Владимире Вдовиченкове, Денисе Прыткове и моей супруге Лизе Моряк. Лиза — потрясающая, талантливая актриса, она подтверждала это и в «Чикатило», и в «Жизни по вызову». В «Онегине» она играет так, словно родилась именно для роли Татьяны. Думаю, 7 марта вы убедитесь в этом сами. Моя семья — моя команда. Мы работаем вместе с моими братьями Гевондом и Арташесом всю жизнь, многие наши работники и артисты, которых мы снимаем, — тоже часть семьи. Мы маленькая компания, в который человеческий фактор — это основа успеха.
Уверен, что «Онегин» станет эталоном бережной и точной экранизации. Миллионы школьников, влюбленные пары, фанаты Пушкина и просто поклонники большого кино получат наслаждение и будут пересматривать наш фильм.
Какие экранизации «Евгения Онегина» существуют
«Энциклопедию русской жизни» экранизировали множество раз, хотя она уступает по количеству киновоплощений «Пиковой даме» — ее ставили более 25 раз, включая фильмы-оперы. Первую киноверсию «Онегина» режиссер Василий Гончаров снял еще до Октябрьской революции, в 1911 году. Тогда героя сыграл Пётр Чардынин, который за год до этого сам поставил «Пиковую даму».
В Советском Союзе чаще ставили другие произведения Пушкина — «Капитанскую дочку», «Дубровского», «Бориса Годунова». В середине ХХ века режиссер Роман Тихомиров снял фильм-оперу «Евгений Онегин», в основу которой легло произведение Петра Чайковского, созданное по роману Пушкина. Вокальные партии в этой адаптации исполнили звезды Большого Евгений Кибкало (Евгений), Галина Вишневская (Татьяна) и Лариса Авдеева (Ольга), но играли в фильме другие актеры — Вадим Медведев, Ариадна Шенгелая, Светлана Немоляева. Одна из последних и самых знаменитых экранизаций — британский проект Марты Файнс 1999 года с Рэйфом Файнсом. Татьяну сыграла Лив Тайлер, а Ленского — Тоби Стивенс.
Автор: Никита Демченко