О самых популярных фильмах и сериалах российских онлайн-платформ за сентябрь и три квартала в целом, о расширении и выходе Netflix в офлайн, а также о попытках создать еще больше стримингов — в регулярном обзоре Кинопоиска.
Что у нас: Чебурашка и турецкий вызов
«Бюллетень кинопрокатчика» в рассылке для подписчиков опубликовал списки фильмов и сериалов, которые были популярными среди пользователей российских видеосервисов в сентябре 2023 года. Каждая платформа, за исключением Амедиатеки и Premier, предоставила два рейтинга — топы самых просматриваемых полнометражных картин и сериалов. Амедиатека и Premier ограничились рейтингом сериалов.
По итогам сентября лидером среди фильмов, показанных на отечественных стримингах, стал космический блокбастер «Вызов»: релиз возглавил чарты сразу трех онлайн-кинотеатров — Okko, Start и Wink. Среди киноновинок конкуренцию ему составила комедия «За Палыча!», которая стала лидером рейтинга Kion, а также вошла в первую пятерку на Wink и Okko. Еще в топе сразу трех видеосервисов оказался кассовый рекордсмен российского проката «Чебурашка».
Уже традиционно лидерами в числе сериальных релизов становятся турецкие сериалы «Зимородок», «Постучись в мою дверь», «Клюквенный щербет» и другие. Например, в пресс-службе Start отметили, что на видеосервисе сериал «Зимородок» посмотрело более 1,5 миллиона уникальных пользователей с момента выхода на платформе в мае этого года. При этом по итогам сентября число уникальных просмотров турецких сериалов на Start увеличилось в шесть раз относительно начала года.
Обойти «Зимородка» на «Иви» смог оригинальный проект онлайн-кинотеатра — «Лада Голд», расположившаяся на первой строчке рейтинга. Сериал «Черное облако» возглавил рейтинг Okko, а на Start первыми ожидаемо стало шоу «Папины дочки. Новые».
Итоги трех кварталов 2023 года
Топ-5 фильмов на Оkkо
1. «Чебурашка»
Топ-5 сериалов на Амедиатеке:
По итогам девяти месяцев 2023 года отечественный контент оказался наиболее популярным среди зрителей онлайн-кинотеатров. Уже продолжительное время интерес отечественных зрителей удерживает «Чебурашка», который возглавил чарты сразу на трех платформах. Среди зарубежных кинорелизов в лидеры смогли пробиться «Операция „Фортуна“: Искусство побеждать» и польская драма «Эскортницы».
Хитовый «Постучись мою дверь» ожидаемо возглавил сериальные рейтинги сразу нескольких платформ. Проект оказался самым популярным среди зрителей Wink и Okko, также он занял третье место на Premier к концу третьего квартала 2023-го. В то же время пятое место на Start досталось «Зимородку».
На платформах Premier, Start и Kion лидерство захватили оригинальные сериалы — «Мир! Дружба! Жвачка!», «Содержанки» и «Жизнь по вызову» соответственно. В целом интерес зрителя разделился между российским контентом, турецкими сериалами и отдельными зарубежными новинками. Без внимания не осталась также «Игра престолов», которая лидирует на Амедиатеке и занимает третью строчку на Wink.
Что у них: «Форс-мажоры», расширение Netflix и новый стриминг в ЮАР
Данные зарубежных стримингов получены из публикаций аналитической компании Nielsen. В частности, она занимается исследованиями того, какой контент посмотрели десятки тысяч домохозяйств на стриминговых платформах в США. В измерениях учитывались просмотры единицы контента длительностью более 2 минут за исследуемую неделю.
Топ-10 фильмов и сериалов в США (на неделе 18–24 сентября):
- «Форс-мажоры» (1791 млн просмотренных минут)
- «Элементарно» (1334 млн просмотренных минут)
- «Виргин Ривер» (1235 млн просмотренных минут)
- «Блуи» (856 млн просмотренных минут)
- «Анатомия страсти» (779 млн просмотренных минут)
- «S.W.A.T.: Спецназ города ангелов» (692 млн просмотренных минут)
- «Морская полиция: Лос-Анджелес» (686 млн просмотренных минут)
- «Сексуальное просвещение» (634 млн просмотренных минут)
- «Девочки Гилмор» (631 млн просмотренных минут)
- «Cocomelon: Песни для детей» (605 млн просмотренных минут)
В предпоследнюю неделю сентября лидером среди проектов, доступных на стриминговых сервисах в Америке, вновь стал сериал «Форс-мажоры». Его релиз состоялся в июне на Netflix, и в течение 12 недель «Форс-мажоры» удерживали первое место в рейтинге, уступив лидерство лишь в период с 11 по 17 сентября. Однако 18–24 сентября проект вновь вышел в лидеры — зрители посмотрели суммарно чуть менее 1,8 млрд минут сериала. Для сравнения: на неделе с 11 по 17 сентября проект собрал 1,9 млрд минут просмотра, а с 4 по 10 сентября и вовсе 2,3 млрд минут.
На вторую строчку чарта поднялся мультфильм «Элементарно», который в общей сложности собрал 1,3 млрд просмотренных минут. Неделей ранее анимационный релиз стартовал с третьей строчки, покорив отметку в 1,7 млрд минут и став самым просматриваемым мультфильмом на Disney+ с момента релиза «Я краснею» в марте 2022 года.
Третью строчку занял сериал «Виргин Ривер» с 1,235 млрд минут смотрения за неделю. Мелодрама опустилась с первой строчки рейтинга, которую она занимала с 11 по 17 сентября с 2,054 млрд просмотренных минут. Финал пятого сезона проекта станет доступен 30 ноября, поэтому весьма вероятно релиз продолжит удерживать позицию в топ-10 до конца осени.
Одной из ожидаемых премьер сентября был четвертый сезон проекта «Сексуальное просвещение» на Netflix. Однако сериал сумел занять лишь восьмое место и собрать 634 млн просмотренных минут, что вряд ли позволит ему надолго продержаться в топ-10.
Точно можно сказать, какой релиз станет лидером по смотрению в конце ноября. Новый фильм Кристофера Нолана «Оппенгеймер» получил дату цифрового релиза: блокбастер станет доступным на онлайн-площадках с 21 ноября. Официально в сети релиз появится спустя четыре месяца после начала кинотеатрального проката.
Netflix нарастает...
Стриминговый гигант Netflix по итогам третьего квартала 2023 года увеличил базу на 8,76 миллиона подписчиков. Это рекордный прирост для компании начиная со второго квартала 2020-го. Для сравнения: в минувшем квартале видеосервис нарастил количество подписчиков на 5,9 млн аккаунтов; теперь же общее число пользователей платформы составляет 247,1 миллиона. На будущий квартал компания прогнозирует прирост примерно на 9 миллионов подписчиков. Netflix также отчитался о росте квартальной выручки до 8,5 млрд долларов (+8% год к году) при операционной прибыли в 1,9 млрд долларов (+25% год к году). Кроме того, компания официально анонсировала повышение стоимости подписки в США, Франции и Великобритании. В Америке стоимость базовой подписки увеличится с 10 до 12 долларов в месяц, премиальной — с 20 до 23 долларов, а стоимость рекламного тарифа не изменится (6,99 доллара в месяц).
…и выходит в офлайн
Netflix не планирует останавливаться только на развитии своей библиотеки контента или создании оригинальных игр. Уже в 2025 году компания хочет открыть в США две офлайн-площадки, где посетители смогут погрузиться во вселенные проектов Netflix. В так называемом Netflix House будут представлены тематические рестораны, магазины одежды, шоу по популярным сериалам и другие виды развлечений. В перспективе проект планируется расширить на весь мир. При этом данное направление не стоит рассматривать в качестве существенного дополнительного источника дохода, ведь создание таких магазинов скорее сыграет на руку именно продвижению тайтлов, чем пополнению кошелька.
Национальные стриминги претендуют на бум
Правительство ЮАР собирается открыть национальный стриминг, в создание которого планируется выделить порядка 52 млн долларов. Эта инициатива хоть и находится на этапе проектирования, однако на нее уже обрушился шквал возмущения. Представители местного рынка задаются вопросом о том, кто будет смотреть контент на новой платформе, и сомневаются в таком варианте вложения госденег. В сентябре желание создать государственный стриминг также высказывало правительство Польши. Там чиновники планировали транслировать кинокартины, снятые на государственные средства, а также бесплатно транслировать игры национальных спортивных команд. Проект также раскритиковали участники рынка из-за того, что платформа может распространять пропаганду. Британская компания Everyone TV, принадлежащая вещателям BBC, ITV, Channel 4 и Channel 5, занимается созданием сервиса Freely — стриминга для умных телевизоров, который предоставит бесплатный доступ к государственным телеканалам и к библиотеке их контента. Запуск ожидается в 2024 году.
Автор: Виолетта Палий
Фото: Mario Tama / Getty Images