4 августа 2023 года, спустя три с лишним месяца после начала забастовки, представители Гильдии сценаристов и Альянса продюсеров должны вернуться к переговорам. Однако протесты актеров и сценаристов не только затормозили выход новых кино и сериалов — они затронули огромное количество людей, связанных с индустрией. Кинопоиск рассказывает, как голливудская борьба за справедливость разоряет людей, чей труд в кино может кому-то казаться не таким важным, как работа писателей и актеров.
Разорение разоренных
Забастовка сценаристов длится уже больше трех месяцев, актеров — около трех недель. Deadline писало, что студии намеревались максимально оттянуть процесс переговоров, чтобы «разорить бастующих и дождаться, пока они не смогут платить аренду за дома и квартиры». По всей видимости, эта тактика не сработала: Альянс продюсеров предложил Гильдии сценаристов возобновить общение в пятницу. Актерский профсоюз пока аналогичного предложения не получал.
С ним подобная тактика разорения не сработает, потому что абсолютное меньшинство членов гильдии зарабатывает на жизнь исключительно актерской игрой. Главный переговорщик профсоюза Дункан Крабтри-Айрленд отметил, что средний доход актера в 2021 году составил 47 тыс. долларов в год. Студии заработали за тот же период 12 млрд долларов. Мэтт МакГорри, игравший в первых трех сезонах сериала Netflix «Оранжевый — хит сезона», рассказал The New Yorker, что совмещал съемки в сериале с постоянной работой, поскольку «на ней платили больше, чем за участие в мегапопулярном телевизионном шоу». Стоит отметить, что многие члены Гильдии на самом деле играют редко, будучи при этом членами профсоюза. Кто-то работает в театре, другие заняты в сфере обслуживания — работают барменами, официантами, хостами в ресторанах; довольно много представителей SAG занимают менеджерские позиции, которые позволяют им отлучаться на пробы и работу на площадках, и мечтают однажды пробиться.
«Только 15% из 160 тысяч членов Гильдии зарабатывают больше 26 тыс. долларов в год — минимальной суммы, позволяющей рассчитывать на профсоюзную медицинскую страховку, — рассказывает кандидат в президенты SAG-AFTRA Майя Гилберт-Данбар. — Это ниже черты бедности. Ставки высоки, и нам есть за что бороться».
Нет работы, нет съемок
Забастовки затронули не только представителей этих гильдий, которые вместе с продюсерами и режиссерами составляют высшие касты в иерархии самых заметных кинопрофессий, но также всю остальную киноиндустрию в США и Канаде. «Обычно мы снимаем одновременно от семи до девяти сериалов, — говорит основатель компании из Ванкувера Brightlight Pictures Шон Уильямсон. — Теперь все эти проекты поставлены на паузу, и мы ждем, когда же студии и профсоюзы договорятся».
В Штатах без работы остались операторы (по данным 2020 года, средний заработок по индустрии — 67 590 долларов), гримеры (получали 100 000 долларов в год, по данным 2014 года), парикмахеры (77 000 долларов в год, 2014), плотники (61 000 долларов в год, 2014) и водители (56 000 долларов в год, 2014; с начала мая все они ищут другие источники дохода). Так, например, оператор из Лос-Анджелеса Кори Хантер планирует помогать своему родственнику с торговлей недвижимостью, а стилист из Алабамы Дарриус Пис берет больше смен у себя в салоне, потому что не стало съемочных проектов.
При этом все выражают солидарность с бастующими. «Их борьба — наша борьба, — считает оператор Кори Хантер. — Переход к стримингу выжал досуха нас всех». «Наши враги не сценаристы, а владельцы корпораций, поставившие на первое место получение прибылей», — соглашается Джули Ганис, редактор-фрилансер и жена реквизитора Скотта Лесли. Сам Лесли, будучи членом Международного альянса театральных работников, призванного защищать его профессию, говорит, что стал менее востребованным в эпоху стримингов. Он боится, что скоро работы совсем не станет. Его жена не понимает, как в таком случае оплачивать колледж сына и медстраховку.
Пиарщики не нужны
Правила забастовки запрещают актерам интервью, посещения фестивалей и любые другие промоактивности. Соответственно, члены Гильдии больше не нуждаются в услугах публицистов и пиарщиков. Владелец одного пиар-агентства сообщил The Hollywood Reporter, что с начала стачки оборот его фирмы сократился на 80%. Собственники многих компаний опасаются, что смогут продержаться в таких условиях до начала октября, а дальше начнутся увольнения.
«Не многие решаются говорить об этом, по крайней мере публично, — написала в соцсетях Джордин Палос, основательница и управляющая компанией Persona PR, представляющей интересы несуперзвездных актеров типа Кинты Брансон из «Начальной школы „Эбботт“» и Джастина Хартли. — Мы пережили локдаун во время пандемии. Мы никого не уволили и не сократили. Я платила сотрудникам, прежде чем выписать чек себе, платила страховые отчисления, работала по 15 часов в день, каждый день без выходных, чтобы выжить и остаться на плаву. Теперь же нам, по сути, говорят, что мы не можем выполнять работу. Я полностью поддерживаю забастовки, поддерживаю WGA и SAG, я люблю своих клиентов и хочу, чтобы они получали достойную компенсацию за свои услуги. Однако я прошу не забывать, что огромное количество не входящих в профсоюзы людей не смогут работать, пока забастовки не кончатся».
В конце июля представители Гильдии актеров предложили созвониться с владельцами некоторых пиар-агентств и обсудить сложившуюся ситуацию. Присутствовавшие при созвоне публицисты описали беседу как «тревожную», «отстойную» и «откровенно жуткую». «По сути, нам сказали следующее:
„Нам жаль, что вы все лишитесь работы, но это во благо актеров и нашей миссии“», — пожаловался The Hollywood Reporter один из свидетелей разговора.
Кризис в визуальных эффектах
Если в пиар-агентствах увольнения ожидаются только в середине осени, то в компаниях, занимающихся постпродакшеном и визуальными эффектами, сокращения уже начались. «Первыми убрали фрилансеров, сейчас настал черед опытных штатных специалистов. Больше половины моих коллег потеряли работу, — рассказывает экс-продюсер одной из студий визуальных эффектов. — Кто-то смог устроиться в рекламу или игровую индустрию, но большая часть по-прежнему сидит без дела и надеется, что забастовка закончится скорее». «Большинство компаний проводят сокращения, — соглашается другой специалист. — Я никогда прежде не видел в соцсетях столько постов с хештегом #ИщуРаботу».
Авторы портала IGN пообщались с представителями полудюжины компаний, поставляющих визуальные эффекты для крупных голливудских студий: одна фирма загружена заказами до начала следующего года, а остальные рискуют остаться без дела уже к концу августа. «Наша отрасль полностью встанет к концу лета», — делится мрачными прогнозами один из их собеседников.
При этом все опрошенные IGN специалисты выражают поддержку бастующим. «Забастовка — плохо, но, если бы у нас был мощный профсоюз, мы оказались бы в такой позиции и были вынуждены объявить забастовку, я бы к ней присоединился, — рассуждает один из них. — В забастовке полностью виноваты студии. Они могли бы быстро все остановить, сделав даже меньше уступок, чем они дали режиссерам. Любой, кто долгое время работал в VFX-студиях, знает, какими жестокими и ужасными клиентами бывают киностудии и стриминги».
Остальные опрошенные также сожалеют, что у специалистов по визуальным эффектам нет своей профессиональной организации и некому защищать их интересы. «Раз мы не можем объединиться и бороться за лучшие условия, мы всегда будем проигрывать студиям», — отмечает бывший продюсер визуальных эффектов. IGN рассказывает, что нынешняя работа студий с компаниями по производству визуальных эффектов устроена следующим образом: студия объявляет тендер на производство определенного количества кадров — допустим, 100 кадров с визуальными эффектами, — и побеждает обычно в та компания, которая соглашается выполнить заказ в кратчайшие сроки по минимальной цене.
«Индустрия визуальных эффектов и без забастовки была довольно хрупкой, полностью зависимой от проектов, — рассказывает один из аниматоров. — Если нет проектов, нет работы, нет и денег. И неважно, насколько ты хорош, компания не продлит твой контракт или просто избавится от тебя».
Страдают все
Стачка затронула не только киноиндустрию — она сильно влияет на всю экономику Калифорнии. «Людей, которые обедали в ресторанах, пользовались химчисткой и заправлялись, за последние три месяца стало меньше, — отмечает мэр Бербанка Константин Энтони. — И по мере остановки производства кино и сериалов ситуация будет только ухудшаться».
Сильнее всего пострадали владельцы ресторанов, расположенных рядом со студиями и съемочными площадками — их доход сократился до 20%. «Мы почувствовали эффект не сразу, — рассказывает Джордж Метсос, владелец закусочной Patys, расположенной рядом с офисами Warner Bros., Universal и Disney. — Поначалу была какая-то движуха, царила атмосфера праздника, к нам заглядывали люди в футболках Гильдии. Но затем они просто перестали приходить». Представители бизнеса отмечают, что наиболее ощутимо отсутствие сценаристов и актеров чувствуется в обеденное время, сократилось количество больших заказов с собой. «Обычно мы каждые две недели выполняем большие заказы от Netflix на 400–600 человек, — объясняет управляющий сэндвичной Ggiata Ноа Холтон-Рафаэль. — Теперь заказ на 200–250 человек поступает раз в месяц».
Рестораторы надеятся, что забастовка скоро закончится, но также выражают солидарность протестующим. «Справедливая сделка означает больше денег для сценаристов и актеров, а значит, они смогут больше потратить у нас», — рассуждает Холтон-Рафаэль.
«Кинопоиск | Индустрия» в Telegram
Канал с моторами, тарелками и другими новостями кинобизнеса
Автор: Алексей Ионов
Фото: Mario Tama / Getty Images, David McNew / Getty Images, Hollywood To You / Star Max / GC Images / Getty Images, JC Olivera / Getty Images, JC Olivera / Getty Images